В данной статье рассмотрена система применения правовой классификации военного имущества, подлежащего высвобождению и последующей реализации в рамках Российского законодательства. Представлены виды военного имущества. Даны их определения, сформулированы основные характеристики, обозначены условия государственной регистрации движимого и недвижимого военного имущества, а также предложены основные классификации, которые дают конкретные представления о возможностях участия в процедуре реализации отдельных видов военного имущества.
Ключевые слова: военное имущество, правовая классификация, движимое и недвижимое военное имущество, высвобождаемое военное имущество, реализация, регистрация, недвижимость
Процедура высвобождения и реализации военного имущества является повседневной деятельностью военной организации Российской Федерации. Мероприятия, проводимые при этом, в большей мере зависят от вида объекта и возникающих при этом правоотношений.
Тем самым, актуальным становится вопрос определения правовой классификации военного имущества, которое подлежит высвобождению и последующей реализации. Разобраться в вопросе классификации военного имущества на практике означает правильно установить правоотношения сторон и осуществить отчуждение реализуемого имущества.
Суть правовой классификации заключается в разграничении объекта возникающих правовых отношений по видам, критериям и признакам.
Для начала определимся с понятием объектов, участвующих в процессе высвобождения и реализации военного имущества.
Российское законодательство делит высвобождаемое военное имущество по общеустановленному принципу, заложенному в норме статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации на движимое и недвижимое военное имущество.
Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» № 775 приводит определение недвижимого военного имущества, под которым «понимается недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти».
Важным считается тот факт, что не всякое высвобождаемое военное имущество, как движимое, так и недвижимое, может свободно реализовываться на внутреннем рынке. Например, военные корабли и боевые самолеты, танки, мины, снаряды и другие предметы вооружения и военной техники не могут в силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации иметь запрет на оборотность и находиться в свободном обороте вещей, тем самым они не обладают возможностью свободно реализовываться на рынке [1].
Все они имеют в основном оборонное значение и связаны напрямую с опасностью для здоровья и жизни людей.
Такое высвобождаемое военное имущество исключается из процесса реализации и имеет следующую классификацию:
- Вооружение, под которым принято понимать средства, которые служат для поражения живой силы, сооружений, техники и других объектов противника, а также составные элементы этих средств и комплектующие части.
- Боеприпасы, представляющие собой предметы вооружения и метательное снаряжение, которое предназначено для поражения цели. К боеприпасам относятся: снаряды, боевые части ракет и торпед, патроны, гранты, мины, авиационные бомбы и т. д.
Исходя из этого, можно прийти к заключению, что объекты правоотношений, участвующие в процедуре высвобождения военного движимого и недвижимого имущества могут подразделяться на две группы:
- Высвобождаемое военное имущество, свободный оборот которого на рынке не запрещен.
- Высвобождаемое военное имущество, свободный оборот которого на рынке запрещен.
Понятие «недвижимость», как и понятие «движимые вещи» включает в себя некоторые виды объектов, под которыми законодатель понимает именно вещи, сходные по признакам [3]. Такую же трактовку следует применять и при обращении к терминологии «движимое и недвижимое военное имущество», понимая под ним «военные движимые и недвижимые вещи». Содержание определения самого понятия «вещи» дает возможность обозначить ее общие признаки.
Во-первых, вещь — это материальный субстат.
Во-вторых, вещь — это предмет. Это указывает на способность вещи существовать в пределах своих пространственных рамок и иметь постоянную структуру. Ограниченность пространства применительно к недвижимости наиболее ярко выражается в том, что к недвижимому имуществу относятся лишь обособленные объекты, а именно, земельные участки, участки недр, водные объекты и другие, но ни земля, недра или воды в целом [2].
В-третьих, отталкиваясь от юридической трактовки «вещь», человек должен иметь возможность обладать данным объектом.
Таковы главные пути правового анализа категории «вещь», которые могут быть полезными при регулировании объектов правоотношений, возникающих в процессе высвобождения и реализации военного имущества вообще.
Обратимся к ранее поставленной задаче и определим характерные особенности вещей недвижимых и движимых.
Для начала рассмотрим признаки и виды недвижимого военного имущества на примере недвижимого имущество.
Как уже указывалось, при первом изучении определения недвижимости, следует обратить внимание на признак прочной связи его с землей, который называют естественным, а недвижимое имущество, классифицируемое по данному признаку, — «недвижимостью по природе».
Под формулировкой «прочность связи с землей» в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевается невозможность перемещения объекта без нанесения его назначению несоразмерного ущерба.
Понятие прочности связи с землей имеет важное юридическое значение. Только вследствие неподвижности объекта регистрация правового состояния недвижимости в определенном месте представляется возможной. Государственная регистрация прав является юридическим следствием отнесения имущества к недвижимости.
Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к недвижимости, подлежащей государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. В науке гражданского права недвижимое имущество подразделяется на отдельные группы.
Первая из таких групп — это объекты, соответствующие критерию «прочная связь с землей. При этом перемещения без несоразмерного ущерба назначению невозможно». Вторая группа — объекты, к которым указанный критерий применен быть не может. Основанием для их отнесения к числу недвижимых вещей является прямое указание закона.
Наличие экономической и общественной составляющей ставит законодателя в положение, при котором он вынужден установить более строгие правила оборота «движимого по назначению» имущества наравне с недвижимым. Кроме того, законодатель относит к недвижимости и другие вещи, имеющие особое экономическое значение. Таким образом, основополагающим признаком объектов недвижимости по закону будет их особое экономическое значение, а не прочная связь с землей.
Подводя итог, можно заключить, что недвижимое военное имущество имеет три определяющих признака:
- Прочная связь недвижимых объектов с землей, которая исключает возможность перемещения этих объектов без причинения им несоразмерного ущерба.
- Отнесение к объектам недвижимости в силу указания на то закона, ввиду их особой экономической и общественной значимости (наличие обязательного условия как юридического последствия, — государственной регистрации недвижимых объектов).
- Недвижимая вещь по своей природе бывает только индивидуально-определенной.
Принимая во внимание приведенные выводы можно выделить некоторые конкретные виды недвижимого военного имущества, которые находятся в оперативном управлении либо хозяйственном ведении военной организации страны:
- Казарменно-жилищный фонд (имеется в виду, и объекты незавершенного строительства).
- Складской фонд.
- Коммунальные сооружения.
- Специальные здания и сооружения.
- Иные военные объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению не представляется возможным.
- Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие специальной государственной регистрации.
- Иное военное имущество, отнесенное законом к недвижимости.
Несколько по-иному осуществляется определение признаков и видов движимого военного имущества.
Существует предположение, что в современной науке имеется ряд отличительных признаков, которые могли бы быть включены в рассматриваемый квалифицирующий комплекс движимых вещей. Попробуем обозначить их.
Одной из причин выделения недвижимых вещей из общего количества вещей является высокая стоимость этих объектов по сравнению с движимыми и, как следствие, более четкое соблюдение правил их гражданского оборота.
Следует отметить в качестве важного признака, присущего недвижимым вещам, обязательность их государственной регистрации. Всем движимым вещам это юридическое последствие (а не признак) несвойственно по причине отсутствия прямого указания закона, а значит оно не может быть положено в основу квалифицирующего обстоятельства.
Подводя итог сказанному, можно попытаться выстроить систему частных признаков, присущих движимым вещам:
- Отсутствие прочной связи с землей, наличие способности к пространственному перемещению без ущерба из назначению.
- Сравнительно невысокая по сравнению с недвижимыми вещами их стоимость.
- Наличие природного признака как индивидуально-определенной вещи, так и родовой.
Являясь собственником движимого военного имущества, государство вправе определять отношения, в том числе и гражданско-правовые, связанные с процессом его отчуждения.
Таким образом, необходимо применить к процессу высвобождения и реализации следующую классификацию военного имущества:
- Недвижимое военное имущество, не имеющее ограничений к свободной реализации на рынке.
- Движимое военное имущество, не имеющее ограничений к свободной реализации на рынке.
- Военное имущество, свободный оборот которого на рынке запрещен.
Данная статья может быть рекомендована в качестве материала, используемого в учебном процессе при подготовке военных специалистов юридического профиля, выводы и исследования, приведенные в ней, могут быть использованы также в научной деятельности при разработке правовых аспектов, связанных с военным имуществом.
Литература:
1. Лесовой В. В. Правовой режим имущества военных организаций: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005. — 151 с.
2. Митюрич Д. А. К вопросу о необходимости государственной регистрации военных организаций в качестве юридических лиц // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 3. С.45–58.
- Токарев Е. И. Реализация высвобождаемого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 9. С. 41–54.