Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Кунгуров Е. Н. Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 910-912. — URL https://moluch.ru/archive/132/37068/ (дата обращения: 25.09.2018).



В статье рассматривается роль воспитателя в становлении воспитанников кадетских корпусов как личности. Кратко представлена разработанная в Тюменском президентском кадетском училище программа воспитания и социализация кадет каждого класса с целью создание оптимальных условий для реализации потребностей кадет к самопознанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, формированию гражданского сознания и национального самосознания личности.

Ключевые слова: кадеты, роль воспитателя в развитии личности

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Педагог и его воспитанник — две основные фигуры в воспитательном процессе. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в любом образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Особенно важным это представляется в работе с подростками, поскольку этот возраст является особенным, переходным от детства к юности. В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и другими наставниками. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков. Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных.

Это одна из важнейших педагогических проблем, о чем можно судить по многочисленности исследований на эту тему таких выдающихся педагогов и психологов как: Амоношвили Ш. А., Крупская Н. К., Кондратьев М. Ю., Лихачев Б., Макаренко А. С. Ольшанский В. Б., Сухомлинский В.А и др.

Специфика образовательного учреждения придает данной педагогической проблеме свою особую направленность, например, в военном училище и в школе-интернате функции и обязанности воспитателей будут различаться, хотя, разумеется, личные и профессиональные характеристики педагогов этих образовательных учреждений, как и любых других, будут в чем-то и похожи.

Кадетские училища также являются особыми образовательными учреждениями. Они — одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.

Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытия этих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ, президентских кадетских училищ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

И поскольку кадетские училища являются специфическими образовательными учреждениями, со своим особым уставом, распорядком, обязанностями учащихся, то и роль воспитателя здесь также отличается от роли учителя-воспитателя в обычной школе.

В силу возрастания значения подобных заведений в современном российском образовании нам представляется актуальной и постановка проблемы роли воспитателя в развитии личности подростка-кадета. Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища.

В Тюменском президентском кадетском училище разработана программа воспитания и социализация кадет каждого класса с целью создание оптимальных условий для реализации потребностей кадет к самопознанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, формированию гражданского сознания и национального самосознания личности.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие основные задачи:

‒ организация единого воспитательного пространства, сочетающего внешние и внутренние условия воспитания кадет;

‒ содействие формированию сознательного отношения кадет к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

‒ вовлечение кадет в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

‒ воспитание кадет в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;

‒ создание условий для участия семей кадет в воспитательном процессе, повышения активности родительской общественности;

Таким образом, эффективно организованная и систематическая воспитательная работа в нашем училище является появлением значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у кадет коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование модели выпускника училища.

Основные термины (генерируются автоматически): программа воспитания, роль воспитателя, социализация кадет, создание условий, реализация потребностей кадет, национальное самосознание личности, здоровый образ жизни, учебно-воспитательный процесс, гражданское сознание, воспитательный процесс, Тюменское президентское кадетское училище, училище.


Ключевые слова

кадеты, роль воспитателя в развитии личности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Воинская социализация - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие кадет в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинской социализации являются: создание условий и...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании...

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ...

Воспитательный процесс должен способствовать развитию и становлению ребенка, как самостоятельной личности

Эта статья расскажет о плане работы по воспитанию с кадетами учебного курса ФГОКУ "Севастопольское президентское кадетское училище".

Содержание кадетского воспитания и образования

Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей.

С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации.

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание...

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий

В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Воинская социализация - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие кадет в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинской социализации являются: создание условий и...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании...

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ...

Воспитательный процесс должен способствовать развитию и становлению ребенка, как самостоятельной личности

Эта статья расскажет о плане работы по воспитанию с кадетами учебного курса ФГОКУ "Севастопольское президентское кадетское училище".

Содержание кадетского воспитания и образования

Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей.

С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации.

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание...

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий

В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Воинская социализация - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие кадет в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинской социализации являются: создание условий и...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании...

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ...

Воспитательный процесс должен способствовать развитию и становлению ребенка, как самостоятельной личности

Эта статья расскажет о плане работы по воспитанию с кадетами учебного курса ФГОКУ "Севастопольское президентское кадетское училище".

Содержание кадетского воспитания и образования

Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей.

С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации.

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание...

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий

В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Воинская социализация - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие кадет в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. Основными направлениями воинской социализации являются: создание условий и...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании...

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет.

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ...

Воспитательный процесс должен способствовать развитию и становлению ребенка, как самостоятельной личности

Эта статья расскажет о плане работы по воспитанию с кадетами учебного курса ФГОКУ "Севастопольское президентское кадетское училище".

Содержание кадетского воспитания и образования

Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей.

С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации.

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание...

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий

В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.

Задать вопрос