Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Ганжин В. В. Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 856-858. — URL https://moluch.ru/archive/132/37065/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.

Ключевые слова: сказкотерапия, личностный рост, функциональные особенности сказок, коррекционные сказки

Приверженцы направления сказкотерапии утверждают, что вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [7].

В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло [8]. Значимость таких наставлений в становлении личности человека, особенно в детстве, невозможно переоценить. У ребенка примерно до десяти-двенадцати лет преобладает образное мышление, «правополушарность», поэтому и обучение его происходит через сказку. Все наши попытки активно «включать» левое, «логическое» полушарие в раннем возрасте либо «ломают» ребенка, либо встречают его сопротивление [4].

Определяя личностный рост как совокупность позитивных изменений личности за определенный промежуток времени, которые ведут к повышению ее адаптированности к деятельности, выражающиеся в росте ее успешности, удовлетворенностииаттрактивности [1], мы признаем важность использования в педагогике сказок, содержащих в зашифрованном виде информацию об устройстве мира, межличностных отношениях, эволюционных задачах, стоящих перед личностью на разных этапах ее развития, и потенциальных ловушках. Недаром саму сказкотерапию определяют, как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2].

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Р. М. Ткач [6] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтези и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр [3].

Исследователи выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [5].

  1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

‒ о жизненно важных явлениях;

‒ о жизненных ценностях;

‒ о постановке целей;

‒ о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

‒ как устроен этот мир, кто его создал;

‒ что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

‒ какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

‒ какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

‒ какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

‒ как приобретать и ценить дружбу и любовь;

‒ какими ценностями руководствоваться в жизни;

‒ как строить отношения с родителями и детьми;

‒ как прощать.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [3]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психотерапевтические сказки и коррекционные сказки.

Рассмотрим более подробно коррекционные сказки как используемые в первую очередь для мягкого влияния на вектор личностного роста. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение смысла происходящего.

Для создания коррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.

  1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Иногда герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

  1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в коррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в коррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. Унего не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В заключение добавим, что умение увидеть истинную причину поведения, которое ставим целью скорректировать, и подобрать, а часто создать самостоятельно, соответствующую сказку, становится одним из важнейших для современного педагога, активно участвующего в личностном росте обучаемого.

Литература:

  1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 3–14 с.
  2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2007.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. — СПб.: Речь, 2006–13–14 с.
  5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / ред. А. К. Колеченко. — СПб.: Речь, 2007. — 296 с.
  6. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
  7. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 144 с.
  8. Эстес К. Бегущая с волками. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priya.com.ua/upload/literatura/books/k_estes/k_estes-begushhaja-s-volkami.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): личностный рост, функциональные особенности сказок, коррекционной сказке, коррекционные сказки, коррекционной сказки, личностный рост обучаемого, стиля поведения, личностного роста, создания коррекционной сказки, реальную ситуацию ребенка, герои коррекционной сказки, функциональных особенностей сказок, шифр женских сказок, истинную причину поведения, причину «плохого» поведения, личностном росте обучаемого, неэффективного стиля поведения, педагогике сказок, случае потерь значимых, Приверженцы направления сказкотерапии.


Ключевые слова

личностный рост, сказкотерапия, функциональные особенности сказок, коррекционные сказки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос