Факторный анализ операционной деятельности как инструмент мониторинга выполнения поставленных целей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 3788 раз

Библиографическое описание:

Кашуба, В. О. Факторный анализ операционной деятельности как инструмент мониторинга выполнения поставленных целей / В. О. Кашуба, А. В. Цой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36959/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная макроэкономическая среда диктует все более жесткие условия для компаний, рынок стал более конкурентным и агрессивным, и волатильность его конъюнктуры с годами становится сильнее. По этим причинам управление бизнесом усложняется для менеджмента компании, особенно для компаний чья продуктовая номенклатура охватывает несколько рыночных сегментов. Поэтому руководство компании должно идти в ногу со временем и меняющимися рыночными трендами. Для оперативного получения информации о назревающих или происходящих переменах необходимо проведение факторного анализа основной деятельности компании, который позволит определить потенциальные риски и возможности для бизнеса.

Ключевые слова: факторный анализ, управленческий учет, основа для принятия управленческих решений, анализ операционной деятельности, мониторинг выполнения целей

Тенденции современного рынка диктуют условия нарастающей конкуренции, которая оказывает значительное влияние на деятельность компаний, в частности, на их рентабельность и, в крайних случаях, на их существование. В такой ситуации компании вынуждены проводить тщательный мониторинг своей деятельности для минимизации внешних и внутренних рисков.

Для усиления своих позиций на рынке, компании стали использовать различные методы повышения эффективности финансово-экономической деятельности, которые позволят занять лидирующие позиции на рынке. Один из таких методов — проведение факторного анализа, который поможет компании максимизировать прибыль, увеличить объемы производства, улучшить финансовые показатели, перераспределить капитал в более перспективные или наоборот отстающие сегменты бизнеса.

Факторный анализ — метод анализа итогов операционной деятельности компании, который способствует разработке различных моделей, позволяющих интерпретировать полученные данные вне зависимости от их физической природы [5].

Факторный анализ помогает определить следующее:

  1. Определение основных факторов, которые влияют на эффективность и результативность финансовой деятельности;
  2. Менеджмент компании составляет подробную классификация факторов с целью обеспеченья системного и комплексного подхода к исследованию их воздействия на итоги деятельности;
  3. Моделирование взаимодействия факторов помогает принимать эффективное решение для минимизации внутренних и внешних рисков;
  4. Расчет влияния факторов и оценка их роли на изменение величины конечного результата компании.

Любая компания стремится к осуществлению своей деятельности в долгосрочном периоде. Наибольшей сложностью в достижении этой цели является низкий уровень осведомленности влияния различных факторов на хозяйственно-экономическую деятельность. Нередко руководство компании игнорируют предложения о введении ежемесячного мониторинга влияния внутренних и внешних факторов, так как придерживаются идеи, что при появлении действительно опасных рисков, менеджмент компании узнает об этом из достоверных источников. Очевидно, что подобное решение может привести к негативному влиянию на бизнес, так как повышается вероятность упустить момент появления первых признаков спада на рынке или в стабильности собственного производства. По этой причине целесообразно проводить анализ операционной деятельности, не дожидаясь новостей от внешних источников.

Анализ операционной деятельности компании (CVP-анализ) является одним из подвидов финансового анализа, который фокусируется на текущей деятельности предприятия и позволяет определить потенциальные риски для бизнеса, что особенно актуально при сильной сегментарной и продуктовой диверсификации деятельности компании. Его основная цель — исследование зависимости прибыльности компании от затрат, объемов производства и реализации, то есть определение факторов, оказывающих непосредственное влияние на результативность бизнеса.

В свою очередь факторы можно разделить на две части:

  1. Подконтрольные менеджменту или внутренние
  2. Неподконтрольные менеджменту или внутренние

Факторы подконтрольные менеджменту должны быть под пристальным вниманием руководства, особенно при отрицательном влиянии на финансовый результат, так они могут быть полностью ликвидированы при оптимальном управлении ресурсами и кадровым потенциалом компании. К данным факторам можно отнести неэффективное производство (например, излишняя энергоемкость производимой продукции), частые поломки оборудования, ведущие к потерям готовой продукции, избыточная штатная численность персонала и пр.

К неподконтрольным факторам относятся те факторы, влияние которых практически невозможно исключить, например, изменение тарифов на электроэнергию, снижение цен на готовую продукцию по причине перенасыщенности рынка, ужесточение налоговой политики государства и другое.

Анализ операционной деятельности позволит в короткие промежутки времени увидеть потенциальные риски для компании и предпринять соответствующие меры для их полного исключения или уменьшения негативного воздействия на финансовые результаты бизнеса.

В рамках управленческого анализа основной деятельности компании следует анализировать изменения показателя EBITDA, так как он в достаточной мере позволяет очистить финансовый результат от влияния особенностей и условий кредитования, степень налоговой нагрузки и учета амортизации, то есть посмотреть исключительно на основную деятельность бизнеса. Также EBITDA дает возможности сравнения с компаниями-аналогами, корректируя на оборот для правильного сопоставления.

В качестве примера факторного анализа приведен анализ EBITDA за период компании производственного сектора (рис.1. Факторный анализ план-факт по EBITDA за период). В целях упрощения восприятия анализа все факторы, влияющие на отклонение EBITDA по факту, разделены на три основные секции:

  1. Ценовой коридор, в т. ч.:
    1. Изменение цен реализации готовой продукции (рост/уменьшение цен в результате фундаментальных изменений на рынке, изменение структуры продаж — смещение объемов продаж по уровню премиальности цен в зависимости от текущей потребности контрагентов)
    2. Изменение цен на закупное сырье
    3. Изменение цен на элементы переменных затрат на переработку (энергетика, вспомогательное сырье и материалы)
  2. Фактор объема/норм, в т. ч.:
    1. Изменение объема производства и реализации
    2. Изменение расходных норм (расход сырья на единицу готовой продукции, расход энергетику на единицу продукции и т. д.)
  3. Изменение постоянных затрат, в т. ч.:
    1. Затраты на ремонт оборудования
    2. Расходы на персонал
    3. Услуги сторонних организаций
    4. Прочие затраты

Рис. 1. Факторный анализ лан-факт по EBITDA за период

Проведенный анализ выявил два основных драйвера увеличения EBITDA по факту:

  1. Рост объемов реализации
  2. Рост цен реализации

Оба фактора вызваны дефицитом на потребительском рынке. Можно сделать вывод о том, что менеджменту компании, а, в частности, отделу маркетингу необходимо провести анализ причин дефицитного рынка и определить вероятную продолжительность сложившегося недостатка предложения на рынке. В случае, если ожидается затяжной дефицит на рынке (допустим по причине аварии на заводе компании-конкурента), то стоит максимально загрузить производственные мощности для наращивания продаж.

Также в результате анализа была выявлена эффективная работа с подрядчиками, вследствие которой сэкономили затраты на ремонт основного производства. Сигнал для руководства, что высвободились средства, которые можно распределить на непредвиденные расходы в будущем или направить на развитие, которое было заморожено в процессе планирования, ожидая худшей конъюнктуры рынка.

Определяя самые материальные факторы отклонений, подобное деление помогает направить фокус внимания менеджмента на конкретные аспекты бизнеса. Данная методика особенно актуальна для крупных промышленных холдингов, в составе которых может присутствовать значительное количество активов, и продуктовая корзина которых насчитывает несколько тысяч составляющих.

Анализ операционной деятельности путем разложения на ключевые факторы открывает менеджменту перспективу и возможность динамично настраивать бизнес-процессы компании, подстраиваясь под основные тренды в сегменте и на рынке, что особенно актуально в ситуации высокой волатильности макроэкономической среды, которая наблюдается в последние годы.

Литература:

  1. Бабалыкова И. А., Науменко Т. С., Соляник Т. С. Современное назначение отчета о финансовых результатах и особенности его внешнего и внутреннего анализа // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета — 2014. — № 101 — С. 1–13.
  2. Березкин Ю. М., Алексеев Д. А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Березкин, Д. А. Алексеев — Иркутск: БГУЭП, 2012. — 301 с.
  3. Брейли Р., Майерс С., Аллен Ф. Принципы корпоративных финансовых / под ред. Н. Барышникова — М.: Олимп-Бизнес, 2015 г. — 1008 с.
  4. Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути ее повышения — М.: Издательство «Флинта», 2012. — 279 с.
  5. Овсянников Г. Н. Факторный анализ в доступном изложении: Изучение многопараметрических систем и процессов — М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2013. — 176 с.
  6. Оськина Ю. Н., Баева Е. А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 4 — С. 126–130.
  7. Плотников А. Формирование корпоративной и организационной культуры /А. Плотников — М.: LAP, 2011. — 80 с.
  8. Скобелева Е. В., Григорьева Е. А., Пахновская Н. М. Корпоративные финансы. Практикум: учебное пособие — Оренбургский: ОГУ, 2015. — 377 с.
  9. Sussman D., Kurowski L. Investment Project Design: A Guide to Financial and Economic Analysis with Constraints / D. Sussman, L. Sussman // Scientific book — 2011–458 p.
Основные термины (генерируются автоматически): EBITDA, факторный анализ, готовая продукция, менеджмент компании, операционная деятельность, рынок, изменение цен, операционная деятельность компании, основная деятельность компании, финансовый результат.


Похожие статьи

Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса

В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...

Современная система финансового планирования в организациях

В условиях быстрых и непрерывных изменений, присущих современной экономической среде, выживание, развитие и процветание любой организации во многом определяется способностью управленческого персонала предвидеть изменения своевременно и в соответствии...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Основные этапы проведения стресс-тестирования в нефинансовых организациях

В современных рыночных экономических условиях для предприятий важен учет внешних факторов для выработки стратегии с учетом слабых сторон. В таких условиях инструмент стресс-тестирования является необходимым для оценки и прогнозирования степени влияни...

Анализ существующих моделей управления кризисными ситуациями при реализации инвестиционных проектов

Эффективное антикризисное управление является необходимым условием успеха инвестиционных проектов. Данное исследование представляет собой всесторонний анализ существующих моделей управления кризисами в инвестиционных проектах, сосредоточенный на их о...

Оптимизация структуры капитала компаний российского автомобильного рынка для достижения финансовой устойчивости

В связи с турбулентностью мировой экономики в настоящее время возникает необходимость в решительных и неотлагательных финансово-экономических мероприятиях по недопущению банкротства российских компаний практически всех отраслей. Автомобильная отрасль...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Комплексный подход к исследованию рисков

Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкиваются все компании, выходящие на рынок и желающие получить прибыль при неопределенных условиях рыночной экономики. Риск — это благоприятное или неблагоприятное отклонение какого-либо события от предп...

Алгоритм разработки стратегии интернет-маркетинга

В настоящее время в условиях глобальной конкуренции организациям приходится задействовать различные способы продвижения для успешного функционирования и развития. Традиционные средства рекламы теряют свою актуальность, поскольку уступают инструментам...

Анализ пяти конкурентных сил Портера на примере ОАО «Айдырлинский элеватор»

С помощью анализа внешней среды можно разработать стратегические результаты, которые помогут не только обнаружить угрозы и возможности предприятия, но и поддерживать его потенциал на должном уровне. Актуальность работы. Состояние внешней среды имеет...

Похожие статьи

Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса

В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...

Современная система финансового планирования в организациях

В условиях быстрых и непрерывных изменений, присущих современной экономической среде, выживание, развитие и процветание любой организации во многом определяется способностью управленческого персонала предвидеть изменения своевременно и в соответствии...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Основные этапы проведения стресс-тестирования в нефинансовых организациях

В современных рыночных экономических условиях для предприятий важен учет внешних факторов для выработки стратегии с учетом слабых сторон. В таких условиях инструмент стресс-тестирования является необходимым для оценки и прогнозирования степени влияни...

Анализ существующих моделей управления кризисными ситуациями при реализации инвестиционных проектов

Эффективное антикризисное управление является необходимым условием успеха инвестиционных проектов. Данное исследование представляет собой всесторонний анализ существующих моделей управления кризисами в инвестиционных проектах, сосредоточенный на их о...

Оптимизация структуры капитала компаний российского автомобильного рынка для достижения финансовой устойчивости

В связи с турбулентностью мировой экономики в настоящее время возникает необходимость в решительных и неотлагательных финансово-экономических мероприятиях по недопущению банкротства российских компаний практически всех отраслей. Автомобильная отрасль...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Комплексный подход к исследованию рисков

Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкиваются все компании, выходящие на рынок и желающие получить прибыль при неопределенных условиях рыночной экономики. Риск — это благоприятное или неблагоприятное отклонение какого-либо события от предп...

Алгоритм разработки стратегии интернет-маркетинга

В настоящее время в условиях глобальной конкуренции организациям приходится задействовать различные способы продвижения для успешного функционирования и развития. Традиционные средства рекламы теряют свою актуальность, поскольку уступают инструментам...

Анализ пяти конкурентных сил Портера на примере ОАО «Айдырлинский элеватор»

С помощью анализа внешней среды можно разработать стратегические результаты, которые помогут не только обнаружить угрозы и возможности предприятия, но и поддерживать его потенциал на должном уровне. Актуальность работы. Состояние внешней среды имеет...

Задать вопрос