Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Волкова Л. Г., Соколова Н. Г. Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 849-850. — URL https://moluch.ru/archive/132/36887/ (дата обращения: 22.02.2019).



Проблема самоконтроля учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение самоконтроля позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

Термин «самоконтроль» определяется в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков своих поступков». Ю. К. Бабанский [2] определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.

К приемам самоконтроля известный педагог относит:

– уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних действий другими (обратными);

– уметь оценивать жизненность полученного результата;

– уметь подходить к решению результата различными способами;

– уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения, производить самопроверку и взаимопроверку письменных работ.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения используются такие задания, которые специально нацеливают на:

– анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;

– сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Мною систематизированы компетентностные задания по отдельным темам курса русского языка.

Компетентностные задания обеспечивают условия для применения ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение ими опыта задач жизненного характера. Этот тип заданий позволяет включить школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой.

Подберите 3–4 пословицы оязыке, речи, роли слова в жизни человека. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально четкой артикуляцией. Перед классом беззвучно произнесите пословицу, поговорку, а ученики должны по артикуляции понять, что Вы говорите.

Прочитайте маленькие рассказы Дарьи Герасимовой из цикла «Алфавитные истории». Они необыкновенны тем, что каждое слово начинается на определенную букву. А если их произносить быстро-быстро, они звучат, как скороговорки.

Ребенок сам определяет, на каком уровне он способен выполнять работу. Такой самоконтроль является эффективным видом самостоятельной работы над ошибками. Эти методические приёмы заставляют детей думать и находить орфограмму в анализируемом слове, осознавать её как задачу, самому решить и зафиксировать результат, т. е. претворить мысленное действие в практику письма.

Подбирая компетентностные задания для упражнений с учетом вариантов орфограмм по русскому языку (авторы: Иванов С. В. Кузнецова, М. И. Евдокимова, А. О. Петленко Л. В. Издание: Вентана Граф, 2015) педагог определяет: какие слова с интересующей орфограммой нуждаются в работе над произношением, над значением морфем, над значением слов в целом, над морфологической формой слов, над словосочетанием, над предложением, и проводит такую работу в процессе выполнения орфографических упражнений. В таком случае попутно осуществляется работа по развитию речи, которая способствует выработке орфографических навыков.

Следует заметить тот факт, что до недавнего времени мы не сталкивались с характеристикой компетентностных заданий и практикой формирования у младших школьников метапредметных способов действия в действующих учебниках для начальной школы. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская.- М., 2009.
  2. Бабанский, Ю. К. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ Ю. К. Бабанский, А. Н. Леонтьев. — М., 2011.
  3. Пинская М. А., Н. А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М. А. Пинская, И. М. Улановская. — Москва, Просвещение, 2011
  4. Виноградова Н. Ф. начальная школа ХХI века: проблемы и перспективы развития/Н. Ф. Виноградова//Начальное образование.2007.-№ 2-С.17–18
Основные термины (генерируются автоматически): действие, задание, работа, русский язык.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

слово, действие, группа слов, урок, русский язык, правильный ответ, начальная школа, задание, доска рядом, ученик.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского языка

Основополагающим моментом в работе с ней является чётко продуманная система вопросов и заданий, нацеленных на отслеживание определённых универсальных учебных действий.

Гусева Е. В., Курникова Е. В., Останина Е. А. Зачётные работы по русскому языку.

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 Создан банк заданий (дидактический материал) с рекомендательными пометками для реализации подготовительного этапа работы.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий...

Библиографическое описание: Василевич А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий.

Формирование универсальных учебных действий в предметной...

Учебные действия. Типовые задания. Целеполагание.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, формирование, урок, действие, русский язык, ребенок, работа, предметная область, ученик, имя, этап урока, языковой материал.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка и литературы.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее...

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий.

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка. Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Библиографическое описание: Осипова Н. А. Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка

Двенадцать учеников справились с заданием успешно и предоставили связный текст, содержащий анализ ситуации, предложенной в...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

слово, действие, группа слов, урок, русский язык, правильный ответ, начальная школа, задание, доска рядом, ученик.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского языка

Основополагающим моментом в работе с ней является чётко продуманная система вопросов и заданий, нацеленных на отслеживание определённых универсальных учебных действий.

Гусева Е. В., Курникова Е. В., Останина Е. А. Зачётные работы по русскому языку.

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 Создан банк заданий (дидактический материал) с рекомендательными пометками для реализации подготовительного этапа работы.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий...

Библиографическое описание: Василевич А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий.

Формирование универсальных учебных действий в предметной...

Учебные действия. Типовые задания. Целеполагание.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, формирование, урок, действие, русский язык, ребенок, работа, предметная область, ученик, имя, этап урока, языковой материал.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка и литературы.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее...

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий.

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка. Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Библиографическое описание: Осипова Н. А. Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка

Двенадцать учеников справились с заданием успешно и предоставили связный текст, содержащий анализ ситуации, предложенной в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

слово, действие, группа слов, урок, русский язык, правильный ответ, начальная школа, задание, доска рядом, ученик.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского языка

Основополагающим моментом в работе с ней является чётко продуманная система вопросов и заданий, нацеленных на отслеживание определённых универсальных учебных действий.

Гусева Е. В., Курникова Е. В., Останина Е. А. Зачётные работы по русскому языку.

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 Создан банк заданий (дидактический материал) с рекомендательными пометками для реализации подготовительного этапа работы.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий...

Библиографическое описание: Василевич А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий.

Формирование универсальных учебных действий в предметной...

Учебные действия. Типовые задания. Целеполагание.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, формирование, урок, действие, русский язык, ребенок, работа, предметная область, ученик, имя, этап урока, языковой материал.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка и литературы.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее...

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий.

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка. Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Библиографическое описание: Осипова Н. А. Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка

Двенадцать учеников справились с заданием успешно и предоставили связный текст, содержащий анализ ситуации, предложенной в...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

слово, действие, группа слов, урок, русский язык, правильный ответ, начальная школа, задание, доска рядом, ученик.

Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского языка

Основополагающим моментом в работе с ней является чётко продуманная система вопросов и заданий, нацеленных на отслеживание определённых универсальных учебных действий.

Гусева Е. В., Курникова Е. В., Останина Е. А. Зачётные работы по русскому языку.

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 Создан банк заданий (дидактический материал) с рекомендательными пометками для реализации подготовительного этапа работы.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий...

Библиографическое описание: Василевич А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий.

Формирование универсальных учебных действий в предметной...

Учебные действия. Типовые задания. Целеполагание.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, формирование, урок, действие, русский язык, ребенок, работа, предметная область, ученик, имя, этап урока, языковой материал.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка...

Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.

Повесть В. Железникова «Чучело» на уроках русского языка и литературы.

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее...

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий.

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка. Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка.

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами...

Библиографическое описание: Осипова Н. А. Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка

Двенадцать учеников справились с заданием успешно и предоставили связный текст, содержащий анализ ситуации, предложенной в...

Задать вопрос