Теория управления в области обороны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Казарцев В. П., Аникеенко Е. Е., Яцук К. В. Теория управления в области обороны // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1066-1069. — URL https://moluch.ru/archive/132/36813/ (дата обращения: 24.05.2018).



Выбранная тема «Управление в области обороны» яавляется актуальной для России в настоящее время, потому что она включает в себя прогнозирование и оценку военной угрозы; поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил; совершенствование оружия и военной техники, а также развитие военной науки и т. д.

Управление — это воздействие на личный состав с целью изменения или сохранения состояния, осуществлимое в рамках системы управления.

Законы управления- необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Они имеют объективный характер и могут существовать независимо от сознания человека.

Законы- высший этап познания. Они имеют вид всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода. В объективном мире действуют общие правила развития природы, общества и мышления.

В любой сфере, как и в сфере управления действуют свои законы. В настоящее время существуют те законы, которые носят всеобщий характер, и те которые вскрыты и достаточно исследованы.

Таковыми являются:

а. закон синтеза, т. е. неделимости системы управления.

б. закон гарантирования необходимого числа степеней свободы системы управления.

в. закон обеспечения необходимого множества систем управления.

г. закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем.

Закон единства и целостности системы управления говорит о том, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Должна иметь все то,что необходимо для решения вопросов управления и достижения целей. Функциональная целостность- система управления, которая должна реализовать все функции, которые необходимы для успешного развития функционирования систем и процессов.

Без данного закона будет неосуществима деятельность ни одной из организационных систем.

В соответствии с законом гарантии необходимого числа степеней свободы системы управления, который обязан быть не только эластичным, но и владеть важными ресурсами, конкретной стабильностью и строгостью. Количество степеней свободы управляющих подсистем ограничивается установленными законами в государстве, общепризнанными нормами исполнительной власти, национальными обычаями и традициями. Поэтому предоставление необходимого количества степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, объяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности определяет эластичность системы управления.

Закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления обязаны владеть важными нуждами в соответствии с нуждами организационных систем.

Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем значит, то что они должны соответствовать друг другу согласно функциональным и структурным возможностям, целям, направлениям и задачам функционирования организационной системы. Он подразумевает необходимость опытного применения единоначалия и коллегиальности в управлении.

Из законов управления следуют основные принципы управления. Принципы управления можно представить как идеи и поведения руководителя по осуществлению управленческих функций. Они обладают как объективным аспектом,следуя из законов управления, так и субъективным- мыслительная деятельности человека. Чем больше отражение принципа в сознании человека близится к закону, тем успешнее работа руководителя в сфере управления. Основные принципы управления.

− принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

− принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

− принцип иерархичности и обратной связи.

− принцип научной обоснованности управления.

− принцип демократизации управления.

− принцип плановости.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении заключается в рациональном распределении полномочий при принятии решений. Суть распределения полномочий заключается в том, что руководитель пользуется правом личного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности подразумевает, что каждый член организации обязан выполнять поставленные ему задачи и время их выполнять. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за выполнение поставленных ему задач.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в формировании многоступенчатой структуры системы управления организацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т. д. вплоть до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами наиболее высокого по иерархии звена управления.

Непрерывный контроль работы всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, которые выражают реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи сведения постоянно поступают в управляющую подсистему, которая имеет возможность вносить поправки в ход управленческого процесса.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые в период социально-экономического преобразования организации. Основное содержание данного принципа состоит в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и исполнялись с использованием научных методов и подходов.

Правило плановости состоит в установлении ключевых направлений и пропорций становления организации в перспективе. Планированием достигнуто любое звено организации. Проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и социальных задач, которые ожидает решить в предстоящем.

Демократизация управления- основной принцип современного управления, который состоит в участии управления организацией абсолютно всех её сотрудников. Формы такого участия разнообразны:

− долевая оплата труда.

− совместные денежные средства, вложенные в акции.

− единое административное управление.

− коллегиальное принятие административных решений и т. п.

Под целью в управлении можно рассматривать конечный итог, который желает получить субъект управления. К цели предъявляются некоторые требования, к числу которых можно относить:

− всестороннюю академическую и практическую обоснованность цели.

− конкретную определенность цели, формулировку её в понятиях и определениях действительно достигаемого состояния.

− конкретную формулировку необходимых и достаточных

условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).

Как очевидно, одним из главных компонентов, образующих структуру управления, являются функции: «Каждая функция управления носит независимый характер, оказывая конкретное, свойственное ей воздействие в выполнение задач в целом». (Г. Э. Слезингер).

Функции управления- это конкретный вид специализированной управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения управленческого труда, который осуществляется специальными приемами и способами.

Поэтому для выполненият работы нужно заранее найти, что необходимо получить в конечном итоге. Важно знать, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя с течением времени техника управления усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнимо постоянным.

Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:

− планирование.

− организация.

− мотивация.

− контроль.

Каждая из четырех функций управления является жизненно важными. Вместе с тем планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Реализациярассмотренныхперед этимпринципови функций управленияосуществляетсяпосредствомиспользования различныхметодов.Методуправления-этосовокупностьприемови способоввоздействияв управляемыйобъектдлядостижения поставленныхцелей. Черезметоды управления реализуетсяважнейшеесодержаниеуправленческойдеятельности. В практике управления,какправило, одновременноприменяютразныеметодыуправления и их комбинации. На сегодняшний деньпериодимеются разныеподходык классификацииметодовуправления. Принято выделятьследующиеметодыуправления:

− правовые.

− организационно-административные,основанныенапрямыхдирективныхуказаниях.

− экономические,обусловленныефинансовымистимулами.

− социально-психологические,используемыес цельюувеличениясоциальнойактивностиработниковорганизации.

Установлено,чтоитогитрудавомногомзависятотпсихологическихфакторов.Умениепринимать во вниманиеэти факторыи с ихподдержкойцеленаправленновоздействоватьнаотдельныхработниковпоможетруководителюсформировать коллективс общимицелямии задачами. Социологические исследованиясвидетельствуюто том,чтоеслирезультат деятельностихозяйственногоруководителяна14 %зависитотего профессиональныхзнаний,тов86 % — отмастерства работатьс людьми. Решениезадачсвязанос необходимостьювыполнениятруднойсетимероприятий, в ходекоторыхв движение приводятсяматериальные,трудовыеи финансовыересурсы.Этаочередностьреализуется в процессе принятия и осуществлениярешений.Понятие «решение» в современнойжизникрайнемногозначно.Чащевсегопод решением подразумеваютпроцессили результатвыбораодноговариантаизбольшинстварассматриваемых,исполняемый согласноопределеннымкритериямвыбора.Итогвыборакак правилофиксируется в письменнойлибоустнойформеи содержитв себеплан действийподостижениюпоставленнойцели. К управленческому решению предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:

− всестороннюю обоснованность решения.

− своевременность.

− необходимую полноту содержания.

− полномочность.

− согласованность с принятыми ранее решениями.

Управленческое решение будет эффективным тогда, когда будет соблюдаться технология его принятия и реализации. Процесс принятия и организации осуществляется в определенной последовательности. В практике управления в этой последовательности принято выделять фазу подготовки и принятия решения, а также фазу организации реализации принятого решения. Фаза подготовки и принятия решений включает в себя следующие очередные этапы:

1) предварительная формулировка, получение и уяснение задачи.

2) анализ и сбор информации о задаче.

3) выбор критериев оценки эффективности решения.

Критерий – это правило, на основе которого производится сравнение вариантов решений, классификация объектов, процессов и явлений. Вариант решения – один из возможных способов решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели или желаемого конечного результата.

4) формирование и анализ возможных вариантов решения.

5) обоснование и выбор оптимального варианта решения, для этого иногда необходим выбор дополнительных критериев и сбор дополнительной информации.

Обоснование решения – процесс, в ходе которого специалисты отсеивают нерациональные варианты решения задачи и отбирают один или несколько вариантов, обладающих определенными преимуществами перед остальными вариантами.

6) декомпозиция принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков.

Фаза организации реализации принятого решения включает следующие этапы:

1) доведение решения до исполнителей.

2) приспособление организационной структуры к задачам, поставленным в управленческом решении.

3) подбор людей (исполнителей) для конкретной работы и делегирование им полномочий и прав использования ресурсов организации.

4) организация взаимодействия индивидуальных исполнителей и подразделений организации и контроль выполнения работ как единого комплекса.

5) подведение итогов деятельности, анализ полученных результатов и стимулирование исполнителей. Процесспринятия и осуществлениирешенийпостоянноявляетсяитеративным. В таком случаепредполагаетнакаждом шаге,накаждооперациивыработкукорректирующихвлияний,которыес поддержкоймногочисленныхконтуровобратной связииспользуютсяс цельюповышенияэффективностии качествареализациипринятогоуправленческогорешения.

Такимобразом,можносказатьо существованииопределеннойтехнологиипринятияуправленческихрешенийкако суммеспособов,методови операцийанализаситуаций, постановкипроблем,выработкии оценкивариантоврешения, организации и контроляихвыполнения.

Однакопроцессвыбораконкретноговариантавсегдабудетсодержатьтворческийхарактер, и находиться в зависимостис определеннойличностью руководителя.

Литература:

  1. В. П. Иванова «Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом» Москва «Известие» 2003 г.
  2. А. П. Алехин «Административное право Российской Федерации» Москва «Зерцало-М» 2002 г.
  3. А. А. Кокошин «Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России» Москва «РОССПЭН» 2003 г.
  4. Бахрах «Административное право Российской Федерации» Москва 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): системы управления, свободы системы управления, сфере управления, принципы управления, степеней свободы, систем управления, управления организацией, законов управления, система управления, обратной связи, решения вопросов управления, необходимого числа степеней, принцип демократизации управления, степеней свободы системы, рамках системы управления, неделимости системы управления, системы управления обязаны, числа степеней свободы, принцип современного управления, эластичность системы управления.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос