Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного подхода в маркетинговых исследованиях позволит предпринимать оперативные действия по использованию открывающихся перспектив или предотвращению возможных угроз.
Поделиться в социальных сетях
8 просмотров
Библиографическое описание

Третьяков, М. М. Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации / М. М. Третьяков, Д. С. Лунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 569-573. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36784/ (дата обращения: 02.08.2021).

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного подхода в маркетинговых исследованиях позволит предпринимать оперативные действия по использованию открывающихся перспектив или предотвращению возможных угроз.

Ключевые слова: образовательная организация, маркетинг, системный подход, конкуренция, рынок образовательных услуг

 

Россия в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) открывает рынок образовательных услуг иностранным поставщикам. Данное соглашение преследует цель сформировать конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлекать иностранные инвестиции, что будет способствовать усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Россия принимает обязательство не вводить ограничения в отношении возможности оказания лицами других членов ВТО образовательных услуг с территории любого члена ВТО на территории России. В связи с чем, образовательные организации России будут испытывать на себе действие конкурентных атак со стороны не только отечественных вузов, но и со стороны иностранных поставщиков образовательных услуг. Конкуренция становится первой проблемой для современного вуза, можно сказать, что в настоящее время уже недостаточно полагаться только на прошлый положительный опыт и интуицию, вузам необходимо вырабатывать настоящую маркетинговую стратегию и тактику.

С экономической точки зрения образование в России рассматривается как общественное благо и услуга, производство и потребление которой происходит в условиях рынка, со вступлением в ВТО, рынок образовательных услуг России ждут качественные изменения.

Сегодня многие образовательные организации в России столкнулись с рядом проблем, связанных с процессами эффективного управления, в связи с чем, по мнению авторов, стратегия развития рыночно-ориентированной образовательной организации высшего образования должна опираться на результаты системных маркетинговых исследований рынка.

Рассматривая маркетинг как систему, необходимо понимать, что она (система) обладает определенными свойствами, признаками, закономерностями функционирования и имеет свои цели и задачи.

Маркетинговая система образовательной организации включает в свой состав различные субъекты и объекты деятельности, такие как: поставщиков образовательных услуг, конкурентов, посредников, потребителей и др., деятельность которых является предметом исследования или анализа. Маркетинговая система формируется и функционирует в непрерывно меняющейся окружающей среде, под воздействием факторов и условий рыночного пространства и ограничений (возмущений) со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и др. отношений.

Маркетинговые исследования — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности, идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей) в условиях непрерывно меняющейся среды. [1]

Самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях является исследование рынка. Данное исследование проводится с целью сбора данных о рыночных условиях для определения деятельности образовательной организации. Без таких данных невозможно проводить системный анализ и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с выбором рынка или его сегмента, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Любое маркетинговое исследование имеет ряд характеристик, их необходимо учитывать при проведении и организации исследования, рассмотрим основные из них:

  1.                Научная обоснованность исследования заключается в актуальности его проведения и в постановке целей и задач исследования. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. Объектом исследования является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем; предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
  2.                Методология исследования, выбор метода или их совокупности. В настоящее время в методологии выделяют общенаучные, диалектические, специальные, экономико–математические и социологические методы.
  3.                Организация исследования порядок действий, распределение функций и ответственности на основании регламентирующих документов, нормативных письмах и инструкциях. Как правило, в этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования или бизнес-план, рассчитываются ресурсы исследования, определяется комплекс средств и возможностей (например, информационные, экономические, технические, трудовые и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов, (рис. 1, 1и 2 этапы).
  4.                Оригинальность исследования, т. е. научная новизна (вклад в науку), практическая ценность для науки и производства, экспериментальные исследования, особенности внедрения и апробации.
  5.                Результаты и эффективность исследования. Результатом исследования должны стать рекомендации, модель, формулы, методики, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. Эффективность оценивается соразмерностью использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него (рис. 1, 3 этап).

Задачей маркетингового исследования являются удовлетворение информационной потребности, на основе которой принимаются административные решения и планирование.

Маркетинговые исследования должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности, т. е. обеспечивать реализацию системного подхода, алгоритм которого включает:

  1.                Целостность — охват всего исследуемого рынка и динамики рыночных процессов и фактов.
  2.                Систематичность — исследования не должны носить разовый характер, т. к. теряется актуальность, происходить искажение реальности рыночных процессов и фактов.
  3.                Комплексность — изучение взаимосвязи различных аспектов и закономерностей.
  4.                Целеполагание — в основе исследования должна лежать потребность в конкретной аналитической информации и взаимосвязь с целями и задачами образовательной организации.
  5.                Множественность источников информации — использование нескольких источников информации позволяет иметь всесторонние данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные.
  6.                Научность — точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям [2].

Маркетинговые исследования являются связующим звеном между образовательным учреждением и рынками, потребителями, конкурентами, а также другими элементами маркетинговой среды.

Безымянный_алгоритм маркетинговых исследований службой социологических и маркетинговых исследований.png

Рис. 1. Организация маркетингового исследования

 

Системные маркетинговые исследования позволяют получить консолидированную информацию о самой образовательной организации как субъекте рынка, конкурентах, качеству услуг, о требованиях и новых тенденциях на рынке, одним из важных результатов является четкое представление о целевой аудитории.

При организации системы маркетингового исследования следует понимать, что процесс принятия управленческих решений зависит не только от состояния внешней маркетинговой среды, но и от внутреннего потенциала образовательной организации. Поэтому система маркетинговых исследований должна быть обеспечена достаточным объемом информации, касающейся состояния внутренней среды учреждения. Система внутреннего анализа позволяет увидеть процессы, происходящие в замкнутом пространстве университета, внутренний мониторинг позволяет соотнести полученную информацию с требованиями внешней среды и вовремя вносит необходимые корректировки в деятельность вуза.

На основании вышеперечисленных требований к маркетинговому исследованию, авторы предлагают комплекс внутреннего анализа, выстроенный по эмпирическим объектам в рамках основных направлений маркетингового анализа для образовательной организации (таблица 1).

 

Таблица 1

Направления маркетинговых исследований

Вопросы внешнего анализа

Вопросы, на которые необходимо найти ответ в ходе анализа

Вопросы внутреннего анализа

Вопросы, на которые необходимо найти ответ в ходе анализа

Факторы макросреды деятельности университета

Что влияет и/или будет влиять на развитие университета

Качество образования (качество конкретных образ. программ)

Чему и как мы учим студентов

Потребности в получении образовательной услуги

Какая польза (выгода) необходима субъектам образовательного поля (потребителям)

Качество абитуриентов

Компетенции абитуриентов и их мотивации

На что ориентируется потребитель

Востребованность образовательных программ, форм обучения, почему именно они.

Качество студентов

Желание обучаться.

Мотивация к обучению

Факторы выбора образ. организации, психоэмоциональные характеристики потребителя

Почему и как выбирают образовательную организацию

Мотивации учащихся

Положительные и отрицательные мотивации к обучению

Тенденции рынка труда

Средне и долгосрочные прогнозы кадрового потенциала региона

Качество методического и материально технического обеспечения образ. процесса

Как и чем обеспечен процесс обучения

Требования работодателей к квалификации молодых специалистов

Какими компетенциями должен обладать выпускник

Качество ППС

Кто учит

Поведение конкурентов

Угрозы для развития вуза

Мотивации ППС

Положительные и отрицательные мотивации ППС

Имидж образовательной организации

Мнение общества (потребителей, конкурентов и др.) о вузе

Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов

Методики проверки знаний и навыков студентов

Требования со стороны органов власти и бизнес сообщества

Потребность региона в образовательной организации

Качество менеджмента образовательной организации

Как и кто управляет вузом

Клиентоориентированность

Формирование долгосрочных взаимоотношений с субъектами рынка образ. услуг. Развитие профориентированной деятельности с учащимися

 

Анализ системно поступающей информации позволяет предпринимать оперативные действия по использованию открывающихся перспектив или предотвращению возможных угроз, т. е. создавать и удерживать рыночные позиции, предугадывать потребности, разрабатывать и внедрять эффективные стратегии развития вуза.

 

Литература:

 

  1.                Лунина Ю. В., Удовиченко П. В., Хальзова Н. А. Влияние факторов внешней среды на деятельность субъектов рынка образовательных услуг Дальнего Востока в современных условиях. / Проблемы высшего образования: материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск 8–10 апр. 2015 г. / под ред. Т. В. Гомза. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015, — С. 57–60.
  2.                Лунина Ю. В., Лунина Д. С., Хальзов С. О. Маркетинг как инновационный инструмент управления образовательной организацией высшего образования/Интеллектуальная собственность в инновационном развитии региона: материалы регион.науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 апр.2016г. — Хабаровск: изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2016.- 257с.
  3.                Третьяков М. М., Удовиченко П. В. Развитие службы маркетинга в системе управления ВУЗа как фактор повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Дальневосточного региона // Ученые заметки ТОГУ. — 2013. — Т. 4, № 4. — С. 164–169
  4.                Третьяков М. М., Удовиченко П. В. Служба маркетинга в системе управления вуза как фактор повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Хабаровского края // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 кн. / [под ред.: В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова]. — 2014. — С. 201–206
  5.                Третьяков М. М., Удовиченко П. В. Маркетинговая политика вуза как фактор повышающий конкурентоспособность образовательной организации // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. / [под ред. И. В. Брянцевой, Л. Л. Бияк, И. В. Калашниковой]. — 2015. — С. 386–391

основные термины

генерируются автоматически
образовательная организация, маркетинг, системный подход, конкуренция, рынок образовательных услуг
дата публикации
декабрь 2016 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована