Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Белозёрова А. В., Позднякова М. Н. Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека // Молодой ученый. — 2016. — №28.1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/132/36782/ (дата обращения: 24.05.2018).



Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как ученых-лингвистов, так и психологов (А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»; В. Иванов, В. Топоров «Исследования в области славянских древностей»; Б. Рыбаков «Язычество Древней Руси»; П. Поспелов «Русские народные праздники с их обрядами»; П. А. Бердяев «Учение о национальном русском характере»; Л. П. Карсавин «Общая концепция движения» и др.).

С древнейших времен перемены в годовом цикле или в цикле человеческой жизни не проходили бесследно и сопровождались тревогами и опасениями. Человеку казалось, что его страхи вызваны действиями темных сил, победить которые можно только с помощью определенных символических действий, направленных либо на уничтожение зла, либо приводящих к компромиссу во взаимодействии с ним. Никто даже и подумать не мог, что причиной тому является наше сознание — защитные механизмы психики, а точнее расщепление: «человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач»; проекция «позволяет индивиду оправдать многие свои поступки»; сублимация — «бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом». и др. [4, с. 134]. С развитием социума, удачные символические действия фиксировались в общественном сознании и передавались из поколения в поколение, превращаясь в обряды — «совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями» [Словарь т. II, с. 566]. Традиции и обряды, в свою очередь развивались благодаря языку. Уникальная особенность человеческого языка состоит в его способностях аккумулировать знания, добытые поколениями. Язык становится носителем общественного сознания. Определенные слова, которые связаны с определенными действиями, помогают человеку установить отношения с живой и неживой материей: например, после получения хорошего урожая, «последний сноп всегда носили в дом и ставили в передний угол. На это снопе заплетали косу. Потом варили кашу — саламат. Все садились за стол кашу есть и этот сноп кашей кормили… Как символ хорошего урожая, символ благодарности», обращаясь с ним как с живым, имеющим сознание существом» [1, с. 308].

С появления этноса, стали появляться и культурные традиции. С помощью определенных ритуальных действий можно было снять психологическое напряжение, так как символы, которые используются в процессе, превращаются из бессознательного в видимую и осязаемую форму самого действия.

Также в культурной традиции имеется ещё один пласт, существование которого было выявлено учеником З.Фрейда, К. Г. Юнгом (1875–1961) и было названо архетипом культуры.

С момента зарождения деятельности человека, стала развиваться невидимая тонкая материя, которая в дальнейшем получила название — «коллективное бессознательное», которое передается по наследству. Содержанием этой материи, стали архетипы — «первоначальные образы, образцы культурного поведения, психологические инстинкты». Их выражение может проявляться и отражаться в мифах, ритуалах, традициях и обычаях, так как они могут достичь сознания человека только в виде какого-либо символа.

Поскольку всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества, то слова и действия наделяются магической силой. Например, во время святок, ложась спать, девушка закусывала какой-нибудь угол подушки, а потом, укрывшись одеялом, загадывала о суженом, приговаривая: «Один ангел скажет, другой укажет, а третий суженого покажет». Считалось, что ангелы слетятся и исполнят желание загадывающей [3, с. 31].

Для снятия психологической нагрузки, люди очень часто использовали обряды в быту. Например, главным занятием русских, как и других славянских народов, было земледелие. Хозяйственная деятельность русского крестьянина зависела от природных условий, а в связи с годичной повторяемостью почти всех сельскохозяйственных работ и их определенной календарной закрепленностью, выделяются календарные обряды, которые давали надежду на хороший урожай, или же на благоприятные погодные условия для посева.

На Руси было известно три календаря — гражданский, церковный и народный [1: 92]. Народный календарь основывался на цикличности времен года. Самыми важными периодами были дни зимнего и летнего солнцеворота, осеннего и весеннего равноденствия. Хозяйственная деятельность соотносилась с этими явлениями природы, и в русском календаре появилось множество обрядов, примет и рекомендаций на каждый день.

Принятие христианства и вместе с ним запрет на языческие праздники и обряды не могли заставить человека отказаться от старых обычаев и верований, помогавших в тяжелом повседневном труде. Замена церковью народного календаря на церковный месяцеслов, где каждый день посвящён какому-нибудь святому, привела к появлению народно-бытовых святцев, в которых все заботы о погоде, здоровье и хозяйстве брали на себя разные святые. При этом конкретная предназначенность закреплялась в имени: Юрий-холодный, Иван-постный, Егорий-вешний, Авдотья-плющиха и др. Бывшие некогда языческими обряды стали исчисляться по приуроченности к Пасхе и в результате стали «скользящими»: Красная горка, Масленица, Вербное воскресение, Троица и др.

Календарные обряды определенным образом организовывали труд, быт и самосознание русского человека. Такая организация позволяла крестьянину легче переносить неудачи, неурожаи, природные катаклизмы.

Другая сторона жизни — семейная — также связана с календарем, но она не фиксирована, т. к. обряды сопутствуют многим событиям жизни человека: рождению, крещению, свадьбе, похоронам. Такие обряды принято называть семейными, каждый из которых был неким помощником и проводником через кризисные и переломные моменты в жизни человека. [5, с. 324]. Будь то свадьба, рождение ребенка или похороны, человеку и окружающим необходимо понять, что происходит в данный момент и «пережить» это событие. Например, свадьба как обряд включала в себя многообразные магические действия с целью оградить себя от вполне естественного страха перед переменой своего положения: невеста-жена-невестка, жених-муж-зять.

Обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни, сопровождались ритуальными действиями магического характера: обрезание пуповины, обмывание, имянаречение — при «положительном» рождении и «перепекание», перерождение, обмен — при отклонениях от нормы; первое укладывание в колыбель, «бабьи каши», одаривание повитухи, обряд первого подпоясывания и др. Эти действия имели две цели: оберегание новорожденного и его матери, а также обеспечение ему долгой и счастливой жизни. Таинство крещения с установлением христианства значительно видоизменило древние родильные обряды.

Похоронный обряд — православный похоронный ритуал, связанный с обрядами и поверьями, относящимися к язычеству. Смерть — это переход в иной мир, который воспринимался как инициация. Магические действия (обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, бросание в могилу денег, поминки), сопровождавшие обряд, имели две цели: облегчить усопшему путь в мир иной и обезопасить живых от возможного вреда со стороны покойного.

Таким образом, человек стал прибегать ко множествам обрядовых и ритуальных действий, чтобы избежать неудач и оградить себя и близких от бед. С помощью изучения культурных традиций можно проследить развитие сознания человека, как индивидуального, так и общественного; понять, что волновало наших предков.

Литература:

  1. Иванова А. А., Поздеев В. А. Обряды и обрядовая поэзия Вятского края [Текст] //Энциклопедия земли Вятской. Том 8. Этнография, фольклор. Областная писательская организация администрации Кировской области, 1998.
  2. Словарь русского языка: в 4-х т. [Текст] //РАН, Ин-т лингвистических исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус.яз., Полиграф — ресурсы, 1999. Т.2.
  3. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия [Текст] / Михаил Забылин. — М.: Эксмо, 2007.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. — СПб.: Азбука, 2003
  5. Куликов Л. В. Психология сознания [Текст] / Куликов Л. В. — СПб.: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): сознания человека, жизни человека, обряды русского этноса, Календарные обряды определенным, хорошего урожая, древние родильные обряды, ритуальных действий, помощью определенных, развития сознания человека, Куликов Л, Хозяйственная деятельность, языческими обряды, самосознание русского человека, календарные обряды, развитие сознания человека, момент жизни человека, носителем общественного сознания, событиям жизни человека, удачные символические действия, зарождения деятельности человека.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос