Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 14.12.2016

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Ногина Е. В. Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 990-991. — URL https://moluch.ru/archive/132/36760/ (дата обращения: 22.05.2018).



Сущностные характеристики женского регби как особого вида деятельности своеобразно окрашивают взаимоотношения включенных в эту деятельность людей. Такие психологические факторы, как отношение тренера команды и болельщиков к достижению успеха персоны в коллективной игре, противоборство с командой противников и сплочение со своей командой одновременно становятся основой ярких эмоциональных переживаний во время игры. Борьба, азарт, а иногда и драки на поле не однозначно влияют на межличностные отношения в команде регбисток во время тренировок, тренировочных сборов и особенно соревнований. Очень высокая мотивация достижения успеха любой ценой может портить тактический рисунок игры, согласованность регбисток между собой, привести к потере волевого контроля.

В результате анализа научно-методической литературы (В. Н. Жмарев, В. А. Кан-Калик, В. Г. Коробков, Н. В. Коротаева и др.) выявлено, что межличностные отношения как субъективное переживания объективных контактов между людьми очень динамичны и изменчивы. Они зависят от уровня развития группы, характера педагогического руководства командой, цели и содержания совместной деятельности, а также от отношения каждого отдельного члена команды к коллективной цели и ценностям совместного труда.

Как считает ряд психологов (Л. Г. Бузунова, Н. А. Батурин, В. Г. Пинигина, В. В. Авдеев и др.). Все взаимоотношения в команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый член команды. Они характеризуются прочностью только там, где участвующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус. Характер межличностных контактов объясняется, прежде всего, стремлением представителей каждой группы поддерживать связи с себе подобными, совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменками слишком разной квалификации отрицательно влияет на их психическое состояние. В связи с этим для проведения учебно-тренировочных занятий на высоком уровне, необходимо формировать команду с учетом всех взаимоотношений, которые могут возникнуть из-за разного уровня спортивного мастерства их членов.

Факторов, обуславливающих отношения тренера к своим подопечным много, но главные из них – это (в порядке значимости) задачи деятельности, система ценностей и указаний тренера, а также представления тренера и спортсменок об их взаимоотношениях. Потребности и система ценностей тренера являются также очень важными в установлении позитивных отношений между наставниками и подопечными. Важный фактор, определяющий межличностное отношение,- это представление тренера и спортсменов об их отношении друг к другу. К факторам, в значительной мере определяющим отношение спортсменов к тренеру, следует отнести и представление их о том, как к ним относится тренер, существует ли тесная связь или наоборот.

В работах ряда исследователей (В. В. Авдеев, В. Г. Агеев, Н. П. Аникеева, Р. М. Загайнов, Ю. В. Сысоев, С. И. Съедин) отмечаются различные характеристики спортсменок из командных видов спорта, особенности их физической, технической и тактической подготовленности как факторы успеха игры. Проблемой является то, что в женском регби почти не уделяется внимание взаимоотношениям между тренером и спортсменками.

Регби, как коллективная игра, требует, чтобы команда выполняла задачи как единое целое, в котором каждый ее член отдает максимум сил, смекалки во имя успеха всего коллектива. Регби, как любая другая игра основано на взаимодействии нападения и защиты. Скорость действий, их смена ограничения во времени, психологическое давление противника обостряют взаимоотношения, и тренеру как руководителю игры необходимо учитывать общепсихологические закономерности возникновения и развития межличностных отношений в команде, видеть специфические их особенности, связанные с сущностью спорта и в женских регбийных командах в частности.

Целью работы являлось определение особенностей взаимоотношений между тренером и регбистками. Было проведено обследование 5-ти высококвалифицированных женских регбийных команд. Обследование и наблюдение проходили в напряженный период работы, т. е. во время соревнований (на второй день первенства России). В обследовании принимали участие 3 московских команды, 1 из Казани и 1 из Ростова, всего проанкетировано 66 регбисток.

Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применялась шкала «тренер-спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым.

Анкета включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.

Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный — определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

Результаты таковы: по гностическому параметру неблагоприятный контакт у 3 % регбисток, достаточно благоприятный у 93,7 % и очень благоприятный у 3 %; по эмоциональному параметру 1,5 % неблагоприятный контакт, а 98,3 % достаточно благоприятный; по поведенческому параметру у 7,5 % контакт очень благоприятный, и 92,3 % достаточно благоприятный. Из этого следует, что в 5 обследованных мной командах отношения с тренерами складываются достаточно благоприятно.

Рекомендации тренеру женской регбийной команды.

Тренер должен стремиться знать мнение о своей деятельности по данным интервью или тестирования. Такая информация поможет тренеру в работе.

  1. Он сможет выявить спортсменов в своей команде, с которыми ему легко или трудно работать, установить взаимопонимание.
  2. Тренер женской регбийной команды должен обязательно выяснить насколько его поведение отражает такие важные личностные качества, как самоконтроль, агрессивность, интеллектуальное развитие, творчество и др.
  3. Поведение тренера женской команды должно быть достаточно гибким и корректным.
  4. Важную роль играют также и такие качества, как восприятие критики и самоконтроль, творческий подход, разумная оценка целесообразного и нецелесообразного.

Литература:

  1. Малкин В., Рогалева Л. Спорт — это психология. М.: Советский спорт, 2015.
  2. Родионов В., Родионов А. Психология детско-юношеского спорта. М.: «Физическая культура»,2013.
  3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 2013.
  4. Валуев В. А., Ногина Е. В. Организация и методика обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Учебно-методическое пособие. М.: Российская таможенная академия,2014.
  5. Ногина Е. В., Резенова М. В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре. М.: Российская таможенная академия, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): женской регбийной команды, отношение тренера команды, межличностные отношения, межличностных отношений, тренера женской команды, система ценностей тренера, отношения тренера, реальное взаимодействие тренера, уровень компетентности тренера, тренеру женской регбийной, параметру неблагоприятный контакт, женских регбийных командах, учетом особенностей межличностных, представление тренера, указаний тренера, представления тренера, женских командах, достижению успеха персоны, командах отношения, тренировочных упражнений спортсменками.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос