К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1651 раз

Библиографическое описание:

Лбова, О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О. В. Лбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 912-914. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36747/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту

Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней. Так же уделяется большое внимание и со стороны системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования.

Формирование культуры безопасного образа жизни и основ безопасного поведения находит отражение в законодательных и нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Опыт безопасного поведения в быту представляет собой совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умение обращаться с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка [3].

Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Исследователи по данному направлению считают, что сформировать опыт безопасного поведения в быту у дошкольников возможно через различные методы, приемы и средства: целевые прогулки, беседы, театрализованные представления, игры (В. Зимонина); драматизации сказок, игровые тренинги (Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова); викторины, выставки детского творчества, уголки безопасности для детей и родителей (Л. Артемова), чтение художественной литературы (Л. Князева, А. Виноградова).

Современными исследователями для детей дошкольного возраста разработаны ряд программ по формированию опыта безопасного поведения в быту.

Авдеевой Н. Н., Князевой О. А., Стеркиной Р. Б. разработана программа для детей дошкольного возраста «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Основное содержание работы по программе строится по шести направлениям, одним из которых является «Ребенок дома». В данном разделе раскрывается содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими опасность для детей. Средствами и методами, которые предлагают авторы, являются: словесные игры, составление рассказа, поставка кукольного театра, подвижные игры, беседы, чтение художественной литературы.

Тимофеевой Л. Л. разработана парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей 3–8 лет». Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план — программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6–7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам, взрослым.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то для формирования опыта безопасного поведения в быту можно использовать дидактическую игру, так как она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности [2].

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Разрабатывая вопросы теории и практики дидактической игры, исследователи значительную роль ее видели в умственном воспитании дошкольника, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного (В. Н. Аванесова, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. И. Радина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Б. И. Хачапуридзе и др.).

Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она выступает одновременно как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия со взрослым, особая форма обучения.

В структуру дидактической игры входят следующие составляющие:

  1. Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятеность. Дидактическу. Задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.
  3. Игровые действия — основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.
  4. Правила игры, их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила всегда заданы. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.
  5. Подведение итогов (результат) проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд — победителей и т. п. [4, с. 8].

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей, так как в этом возрасте ребенку свойственны: любознательность, интерес ко всему новому, необычному. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий [1].

Преимущество дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в том, что каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей; поддерживаются устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон [2].

Дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту дают возможность:

‒ познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

‒ научить различать потенциально опасные предметы быта;

‒ сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

‒ познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Л. В.Артемова, Т. В.Ким, И. И. Кобитина, Т. Г. Гусарова предлагают дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности в быту, которые отличаются реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам); занимательностью (содержат игровые элементы, задания), красочностью, динамичностью; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.

Подобранные дидактические игры дают возможность: знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно — образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена:

‒ закрепление знаний об источниках опасности («Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что может быть опасно — найди», «Подбери игрушку Танюшке»);

‒ — углубление знаний об окружающих ситуациях и правилах безопасности («Так и не так», «Сто бед», «Высоко — низко», «Убери на место»);

‒ закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях («Мы спасатели», «Сто бед»).

Таким образом, проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр является актуальной, так роль дидактической игры огромна в воспитании и развитии ребенка, но на сегодняшний день дидактические игры по формированию опыта безопасного поведения в быту у дошкольников.

Литература:

  1. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева. — М.: Детство-Пресс. — 2007 г. — 196 с.
  2. Дергунская, В. А. «Образовательная область «Безопасность» [Текст]: методический комплект программы «Детство» / В. А. Дергунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. — СПб.: Детство-Пресс. — 2012 г.
  3. Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Храмцова. — М.: Педагогическое общество России. — 2005 г.
  4. Чен, Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии [Текст] Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. 2011 г. — С. 26–28.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дидактическая игра, быт, ребенок, формирование опыта, игра, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, игровая задача, безопасный образ жизни.


Ключевые слова

дидактическая игра, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, опыт безопасного поведения в быту, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту

Похожие статьи

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Похожие статьи

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Задать вопрос