Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Макарова Е. С. Правоохранительная и правозащитная политика в современной России // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 657-659. — URL https://moluch.ru/archive/132/36717/ (дата обращения: 23.05.2018).



Статья рассматривает понятие и содержание правозащитной политики в Российской Федерации. Основное внимание автор акцентирует на укреплении законности как её необходимом элементе. Проводится авторское определение правозащитной политики, проведен анализ правоприменительной практики, в том числе Европейского суда по правам человека, касающиеся нарушений прав и свобод человека и гражданина должностными лицами государственных органов Российской Федерации. Автор делает вывод о необходимости введения персонифицированной ответственности для государственных служащих, своими деяниями допустивших нарушения прав и свобод человека и гражданина при исполнении должностных обязанностей.

Ключевые слова: правозащитная политика, принцип законности, правоприменение, правовая политика государства, правовое государство

Основные вехи последних лет, которые произошли в Российской Федерации, например, трагедии в Казани, станице Кущевской, коррупционные скандалы в Подмосковье и «первопрестольной», показывает на то, что эти события показывали несовершенство в деятельности правоохранительных органов. Соответственно мы видим неспособность правоохранительных органов действовать своевременно и эффективно, что не мало, важно в настоящее время.

В силу этого больше всего необходимо соответствующая правоохранительная политика, сумевшая бы направить ныне действующие правоохранительные органы в правильное русло. Обозначенное направление уже принимает определенные решения. Во-первых, это реформирование в который раз судебной системы. Во-вторых, из органов прокуратуры выделен отдельный институт — Следственный комитет. В третьих, органы милиции преобразуются в органы полиции. Зато вместе с правоохранительной необходимо исследовать и создавать активными усилиями правозащитную политику, выступающая одной из особых разновидностей правоохранительной политики. Если под правоохранительной политикой понимается научно обоснованная, последовательная и комплексная деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, совершенствованию правоохраны, выстраиванию правоохранительной системы, то под правозащитной политикой можно понимать научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по оптимизации защиты прав человека, совершенствованию средств и способов правозащиты, выстраиванию полноценной правозащитной системы. [11] На мой взгляд, целесообразно поддержать мнение Ю. Ю. Ветютнева об активном использовании термина «правозащитная политика», которую он определяет как особую область правовой политики, целостную систему мер, направленных на защиту прав человека. Основное требование к правозащитной системе и правозащитной политике — их эффективность, то есть способность выполнять свои социальные задачи, которые непосредственно проявляются в фактически достигнутом уровне защищенности прав человека. [12] Так же, по мнению Рассохиной А. А. подчеркивается, что «гармонизация правозащитной системы выступает одним из неотложных направлений правозащитной политики...» Выступающие взаимосвязанными и взаимозависимыми институтами современной правовой жизни правоохранительная и правозащитная политика являются разновидностями правовой политики. Представленные главные виды правовой политики находятся в постоянном взаимодействии, поэтому для этого нужно защищать, необходимо указать на то, что обозначенная сфера общественных отношений находится под охраной.

Вполне обоснованно отмечается в литературе, что «в деятельности государственных органов и иных государственных, а также не государственных институтов могут наблюдаться элементы как правозащиты, так и правоохраны, причем соотношение их может быть различным: могут существенно преобладать либо правозащитные, либо правоохранительные начала, или же правозащита и правоохрана осуществляются приблизительно в равной степени». [4] Ветютнев Ю. Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы// Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации/ под ред. В. М. Баранова. Н.Новгород, 2003. — С. 64. Однако, несмотря на такую тесную взаимосвязь и глубокое взаимодействие, между данными видами правовой политики есть и отличия, которые базируются, в том числе, и на имеющихся различиях в понятиях «правовая охрана» и «правовая защита». Я считаю, что понятие «правовая охрана» — более широкое, охватывающее собой и «правовую защиту». Правильно подмечено Н. И. Матузовым, что «защита есть момент охраны, одна из ее форм». Защита — частная форма охраны, воплощающая фокусирование охранительного правового режима на конкретных случаях нарушений или посягательств на те объекты, которые выступают предметом юридического обеспечения [9]

Следует в этой связи согласиться с Л. В. Саенко в том, что «потребность в защите права возникает только после его непосредственного нарушения, либо при существовании угрозы такого нарушения. Охрана же прав начинается с установления общего правового режима... с обозначения гарантий и другой деятельности, осуществляемой до нарушения прав и свобод» [10] Отсюда, как верно подчеркивается в литературе, «предмет правозащитной деятельности значительно уже, чем правоохранительной» [13] Однако правозащитную деятельность нельзя понимать слишком узко, то есть как деятельность только правозащитников и правозащитных неправительственных организаций. Это меры, как верно подчеркивает А. С. Автономов, позволяющие воспрепятствовать нарушению субъективного права и / или восстановить нарушенное субъективное право [Автономов А. С. Указ. соч. С. 35]. Другими словами, правозащитной деятельностью могут заниматься самые различные субъекты– от государственных (суды, прокуратура, полиция, уполномоченные по правам человека и т. д.) до негосударственных структур (неправительственные организации, граждане и т. п.). К тому же, нужно иметь в виду, что содержание правозащитной политики не исчерпывается только вопросами защиты прав и свобод личности. Правозащитная политика призвана создавать соответствующие условия и предпосылки для защиты конституционного строя, нравственности, других жизненно важных интересов и ценностей современного общества.

В основном, верно, указано, что основной задачей правозащитной политики в рамках политической системы российского общества выступает образование соответствующих политико-правовых и организационно-управленческих условий, гарантий, механизмов для лучшей и эффективной реализации и защиты важнейших конституционных ценностей нашей страны. Кроме всего прочего, если правоохранительная политика ориентируется на выстраивании правоохранительной системы, то правозащитная политика — на выстраивании правозащитной системы. Последняя, как известно, опять же выступает составной частью первой. Поэтому правозащитная политика, в конечном счете, «работает» и на правоохранительную политику, содействует повышению эффективности в целом охранительной функции государства и общества [14] Следовательно, всякая правозащитная политика выступает правоохранительной, но не всякая правоохранительная — правозащитной. Необходимость формирования правозащитной политики связана с тем, что в правозащитной деятельности существует немало проблем:

1) ей недостает системности, последовательности, научной обоснованности;

2) правовая основа правозащитной деятельности оставляет желать лучшего, правовое регулирование названной сферой не отлажено в полной мере, в том числе и на конституционном уровне;

3) субъекты правозащиты зачастую действуют разрозненно, несогласованно, без достаточной координации друг с другом, слабо взаимодействуют между собой (в частности, государственные и негосударственные структуры, внутригосударственные и международные);

Только поэтому правозащитная политика позволяет видеть нам в единстве все институты и инструменты, связанные с правами человека и их защитой, исследовать их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями. Важнейшей задачей правозащитной политики выступает формирование полноценной правозащитной системы, под которой в литературе понимают структурированную, иерархически выстроенную совокупность тех правовых явлений, характеризующую направления, средства, способы и эффективность защиты прав человека в обществе, единый комплекс взаимосвязанных государственных и негосударственных организаций и отдельных лиц (правозащитников) и юридических явлений (права, правосознания, правовой культуры, разнообразных видов юридической практики), с помощью которых эффективно и качественно осуществляется защита прав и законных интересов людей и их объединений [8] Карташов В. Н. Правозащитная система: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 12..

Основная и главная суть правозащитной политики заключается в выработке и реализации правозащитных идей и целей стратегического свойства. В практическом деятельности эта политика представляет собой разностороннюю деятельность многих субъектов, направленную на решение следующих задач:

1) оптимизация правового регулирования обозначенной сферы;

2) повышение гарантированности механизмов правозащиты;

3) улучшение координации правозащитных государственных и негосударственных структур;

4) углубление взаимодействия внутригосударственных и международных институтов правозащиты;

5) формирование правозащитной культуры у государственных и муниципальных служащих.

Кроме того, требуется дальнейшее совершенствование специализированных институтов, связанных с защитой прав личности: уполномоченных по правам человека, адвокатуры, нотариата. Образовательная форма может проявляться как при разработке и чтении спецкурсов для студентов и магистрантов «Правозащитная деятельность» [7]. или «Правозащитная политика», так и при преподавании иных предметов, которые так или иначе «выходят» на правозащитную проблематику. Кроме того, важно постоянно обучать искусству пользования юридическими защитными инструментами различные слои граждан.

Таким образом, правозащитную деятельность необходимо переводить на новый уровень более системного использования ее ресурсов на уровень правозащитной политики, что только повысит качество и эффективность защиты прав личности в современной России, в целом правозащиты, а значит соответственно повысит качество и эффективность всей правоохранительной деятельности.

Все преобразования в обществе не возможно успешно осуществить без четкой продуманной и правозащитной политики [6] Определение наиболее важных приоритетов правозащитной политики и приведение их в соответствующую систему позволит установить новые подходы по совершенствованию правозащитной системы российского общества. Что может способствовать целесообразному использованию полученных результатов, как в научной деятельности при разработке новых теоретических взглядов, так и в практическом применении и реализации правозащитной политики в российском общества. Считаем, что ряд предложений изложенных в данной работе может способствовать совершенствованию правозащитной политики Российской Федерации, как основополагающей части правовой политики в целом.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России, проект «Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (мероприятие 1.1., очередь 1).

Литература:

  1. В. А. Александров Формирование законопослушного гражданина — приоритетное направление правовой политики// Правоведение 1998.№ 1.233с.
  2. А. А. Максуров Правозащитная деятельность: проблемы координации.// Гражданское общество в Росии и за рубежом. 2013.№ 4.32–39 с.
  3. В. С. Нерсесянц Правовая политика Российской Федерации: основные направлени и задачи: монография. М., 2006.326 с.
  4. Рассохина А. А. Справедливое правосудеи как актуальная проблема правозащитной политики // Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. II. C. 151–153. ISSN 1997–292X.
  5. И. Г. Сердюкова Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: автореф. на... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.18 с.
  6. Рассохина А. А. Проблемы укрепления законности в реализации правозащитной политики в Российской Федерации // Тамбов.: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3-х частях. Ч. 2. С. 168–170.
  7. Пермяков Ю. Е. Программа курса «Правозащитная деятельность» (разработана для студентов юридического факультета Самарского государственного университета) (2005–2010 гг.) // Юриспруденция в поисках идентичности / под ред. С. Н. Касаткина. Самара, 2010. С. 326–329.
  8. Карташов В. Н. Правозащитная система: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 12.
  9. Малько А. В., Субочев В. В., Шериев А. М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М., 2010. С. 31.
  10. Саенко Л. В. Конституционно-правовые основы охраны и защиты семьи в Российской Федерации: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 11.
  11. А. В. Малько. Правозащитная политика как особая разновидность правоохранительной политики в современной России // Современное право№ 8 2011 г. Стр. 5–8.
  12. А. В. Малько, В. В. Нырков Концепция правозащитной политики в современной России: проблемы и необходимость формирования. // Право и политика. Правозащитная политика.
  13. Пономаренков В. А., Пономаренкова И. А. Правоохранительная и правозащитная деятельность: содержание и соотношение понятий //Актуальные проблемы право.
  14. Баранов В. М. Предисловие // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 7–8.
Основные термины (генерируются автоматически): правозащитной политики, правозащитной системы, Российской Федерации, правозащитная политика, содержание правозащитной политики, правозащитной деятельности, задачей правозащитной политики, реализации правозащитной политики, европейская правозащитные системы, правовой политики, полноценной правозащитной системы, совершенствованию правозащитной, определение правозащитной политики, правозащитной политики Российской, защиты прав, Правозащитная политика, правозащитной политики связана, прав человека, уровень правозащитной политики, приоритетов правозащитной политики.


Ключевые слова

правовое государство, правозащитная политика, принцип законности, правоприменение, правовая политика государства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос