Услуга как объект обязательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Апаева Х. А. Услуга как объект обязательства // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 625-627. — URL https://moluch.ru/archive/132/36704/ (дата обращения: 26.05.2018).



Данная статья анализирует развитие правоотношений в современном обществе на данный период времени. Стоит отметить тот факт, что благодаря развитию гражданско-правовых отношений объектом данных отношений стало предоставление и оказание услуг на возмездной основе со стороны одного субъекта гражданско-правовых отношений другому.

В данной работе рассмотрено оказание услуг в качестве исполнения взятого на себя обязательства. Из этого следует, что услуга на данный момент времени является объектом обязательственного права, ее ценность зависит исключительно от обязательств, указанных в договоре на оказание услуг.

Ключевые слова: услуга, как объект обязательства, договор оказания услуг

В качестве объекта гражданского права предоставление услуг является такой же категорией в гражданско-правовых правоотношениях, как и предоставление товаров и иных материальных благ. Существенным отличием предоставления услуг является тот факт, что услуга является как правило необходимым одной стороне договора нематериальным благом.

Услуги предоставляются как на возмездной основе, так в ряде случаев-на безвозмездной основе. Классическим примером данного оказания услуг можно считать оказание услуги со стороны государства гражданину в поиске работы.

Данная услуга предоставляется безвозмездно и не на основании договора, а на основании деятельности органов государственной власти, управомоченных заниматься оказанием услуг данного типа в качестве реализации социальной помощи гражданам, в качестве своей непосредственной деятельности.

Тот факт, что отечественная цивилистика не столь давно признала услуги и их оказание объектами гражданских правоотношений, включив их в статью 128 ГК РФ, без сомнения указывают на то, что законодательство, регулирующее оборот услуг и порядок их оказания, постепенно приходит в упорядоченное состояние, поскольку до включения услуг в объекты гражданского права де факто, их оказание происходило, но регулировалось иными нормативно-правовыми документами.

В основу единой характеристики услуги как объекта гражданского права была положена её экономическая сущность, то есть та польза, которую приносит оказание услуги, что является ее внутренним содержанием и несомненной ценностью.

Оказание услуг распространяет свое действие на оказание услуг, несущих материальное благо и оказание услуг, не имеющих материальной составляющей, но тем не менее чьи нематериальные блага являются крайне востребованными.

Классическим примером определения услуги является предложенное экономистом Т. Хиллом: «Изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия».

В то же время нельзя не заметить, что оказание услуг и деятельность по оказанию услуг несколько дуалистична по своему концептуальному наполнению с точки зрения гражданского права.

С одной стороны услуга-это без сомнения объект гражданского правоотношения. И с этим мнением невозможно не согласиться.

С другой же стороны, услуга и ее оказание так же являются предметом гражданского взаимоотношения, что так же является верным. Данный дуализм услуги, объединяющей в себе совокупность предмета и объекта гражданского правоотношения, существенно выделяет оказание услуг из всех остальных объектов гражданского оборота, делает ее своеобразным дуалистичным объектом.

С другой стороны, оказание услуг в большинстве случаев основано на заключении договора об оказании услуг. Исходя из этой концепции, услуга является так же и договорным обязательством, которое обязуется исполнить сторона, оказывающая услугу другой стороне.

В этом случае услуга становится обязательственным объектом в гражданском праве, и за ее неоказание или недобросовестное оказание, согласно правилам заключенного договора и нормам обязательственного права, наступает ряд штрафных санкций.

Классическим примером в этом случае, как договор оказания услуг, выступает договор строительного подряда. Его классическое понимание и юридическая формулировка согласно (п. 1 ст. 703 ГК РФ): «Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику».

В случае невыполнения подрядчиком своих обязательств по данному договору, или несвоевременного либо некачественного выполнения работ, предусмотренных договором подряда, подрядная организация обязана возместить заказчику убытки, нанесенные нарушением ей условий, указанных в договоре и возместить упущенную прибыль, а так же выплатить неустойку, если данный пункт предусмотрен данным договором.

Как видно из этого, неисполнение обязательств по оказанию услуг рассматриваются гражданским законодательством как основание для санкций, в этом смысле услуга как объект обязательства вне всякого сомнения защищается силой гражданского законодательства, поскольку оказание услуги является существенной частью договора, и для обеспечения надлежащего выполнения договора применяются нормы договорного права.

Услуги как объект обязательств безусловно имеют договорную природу, поскольку именно договор ведет к возникновению обязательств.

Существенно различаются объекты обязательств по своим материально-техническим характеристикам. Дело в том, что услуги, в качестве объектов обязательства, могут быть как материальные, так и нематериальные, не имеющие материальной составляющей, такие как результат интеллектуальной деятельности, право на получение информации, духовные блага.

Тем не менее, они так же предоставляются на основе договоров и договорных правоотношений, следовательно, и материальные и нематериальные услуги являются с одной стороны истекающими из договорного права, с другой стороны вне всякого сомнения являются объектом обязательств, исполняемых в рамках заключенных договоров стороной договора.

Литература:

  1. Городов О. А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. 2011. № 5. С. 74.
  2. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 2012. С. 294.
  3. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М., 2011. С. 67.
  4. Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. М., 2013. С. 110.
  5. Кванина В. В. Договор на оказание возмездных услуг. С. 31.
  6. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): оказание услуг, услуга, сторона, оказание услуги, обязательство, договор, договор оказания услуг, гражданское правоотношение, гражданское законодательство, возмездная основа.


Ключевые слова

услуга, как объект обязательства, договор оказания услуг

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос