Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Гасанова Э. Д. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 808-810. — URL https://moluch.ru/archive/132/36692/ (дата обращения: 21.05.2018).



В современном мире, в век информационных технологий, люди (особенно учащиеся) стараются скрыть свое настоящее «Я» за маской компьютерного монитора. Чем больше родители или близкие стараются помочь, тем больше дети стараются закрыться в себе, не показывать своих истинных чувств и переживаний. Дети ищут поддержки в просторах интернета, социальных сетях или всевозможных сайтах, надевая каждый раз разные маски, кому-то открываясь, а кому-то представляют себя совсем иным человеком. Конечно, больше всего это заметно у подростков, они открыто показывают свой негативизм к решению проблем совместно с взрослыми и родными, отказываются от их помощи и советов, а тем более помощи психолога, считая, это вовсе оскорбительным и неприемлемым.

Однако это и есть самое большое заблуждение. Консультативная работа психолога может помочь ребенку не просто снять тот ком эмоциональных переживаний, но и решить внутренние конфликты. Психолог не дает готовых решений, а лишь направляет ребенка в нужное русло, чтобы он сам разобрался и принял решение.

Более точно содержание предмета диалога субъектов психологического консультирования, с точки зрения Г. А. Суворовой, отражает понятие «мир внутренней жизни человека» (содержание понятия разработано В. Д. Шадриковым) [1]. Подразумеваются не просто отдельные процессы мотивации, представления, воображения, чувства, интеллектуальные качества, а интуитивно понимаются реальные процессы, происходящие с нами и в нас. Это и процесс реальной жизнедеятельности, и самостоятельный процесс, связанный с реальной жизнью, но и независимый от нее [2].

Британская ассоциация консультативных психологов разработала определение, согласно которому психологическое консультирование — это специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек помогает другому помочь себе самому. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучить свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий [3].

Как правило, не сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, инициативу проявляют родители или педагоги. Обращения чаще всего связаны именно с беспокойством об эмоциональном состоянии, о способностях ребенка чувствовать и переживать. Впервые вопрос о способностях ребенка чувствовать и переживать был поставлен В. Д. Шадриковым. На примере способностей, мотивационных и эмоциональных характеристик он показывает существование личностных черт как реальности в структуре внутреннего мира человека, подлежащей объективному изучению, раскрывает сущность процесса формирования и воспитания личностных качеств, ставит вопрос о системогенезе личностных черт [7]. В свою очередь Г. А. Суворова выделила центральные проблемы, определяющие продуктивность диалога субъектов психологического консультирования в образовании [1].

Первая группа проблем связана с необходимостью признания психологического консультирования в качестве функционала в работе психолога. Психологические особенности консультативной работы психолога, как и любой трудовой профессиональной деятельности, содержит универсальную теоретическую модель психологического анализа любой деятельности (это отмечают А. В. Карпов, 1988; В. А. Бодров, 1999; В. Н. Дружинин, 1988; Г. А. Суворова, 2000–2007).

Вторая группа проблем связана с пониманием взаимодействия субъектов психологического консультирования как совместной деятельности и рассмотрением психологических основ ее организации. Большинство вопросов психологии совместной деятельности, пока недостаточно разработанных в общепсихологическом плане, в психологическом консультировании выступают в качестве важнейших и требуют разработки теоретически и методических подходов к их решению.

Третья группа проблем связана с рассмотрением совместной деятельности как важнейшей детерминанты поведения субъектов психологического консультирования. Практика психологического консультирования ставит вопросы о выделении теоретических ориентиров в соотношении базовых психологических категорий (деятельности, сознания, личности, способностей, общения, др.) и о возможности использования категории «поведение» при решении конкретных практических задач.

Четвертая группа проблем связана с выделением деятельностных механизмов регуляции поведения личности в качестве начальных и конечных точек консультативного процесса. Деятельностные формы и механизмы регуляции поведения человека становятся объектом в работе психолога-практика. Раскрытие типичного в формировании психологических механизмов различных видов деятельности с учетом общих системогенетических закономерностей деятельности и разработка стратегий и тактик индивидуализации нормативных условий развития субъекта деятельности в конкретных видах деятельности выступают в качестве важных этапов консультативной работы психолога.

Пятая группа проблем связана с разработкой научно-практического инструментария для психологического консультирования — методов диагноза, прогноза, проектирования и воздействия на поведение и деятельность человека. Общепсихологическая теория деятельности личности должна, видимо, выступать как основа тестовых процедур в психологическом консультировании.

Шестая группа проблем связана с выбором основного консультативного метода в решении задач деятельностно-психологического характера. Универсальным методом в решении консультативных задач деятельностного характера может выступать метод развертывания психологической структуры деятельности (поведения) и его варианты.

Седьмая группа проблем связана с содержанием подготовки психологов-консультантов. Деятельностная методология психологического консультирования предполагает внедрение деятельностной методологии в процесс подготовки психологов-консультантов. Первые шаги по дидактическому структурированию развивающегося научного знания о человеке и разных видах его деятельности в консультативном контексте сделаны в учебной программе «Психологическое консультирование» для психологических факультетов (Г. А. Суворова, 1998; научный редактор программы — доктор психологических наук, профессор В. Н. Дружинин) [1].

Жизнь человека насыщена переживаниями: удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, надежда и разочарование, уверенность и отчаяние, веселость и подавленность, гордость и стыд, сопереживание и др. Эмоции проявляются как процессы и состояния, в устойчивых формах реагирования они могут переходить в свойства личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн: «на эмоциях лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему» [4, с.5].

Единство мотивационных, эмоциональных и активационных процессов в деятельности раскрывают понятие «праксического состояния», которое более полно описано в работах В. И. Чиркова. Единство этих процессов составляет психосоматический модус состояния человека, который в свою очередь может отличаться по интенсивности, качеству, временной длительности.

Психосоматический модус состояния пронизывает все уровни человеческой жизни, начиная от уровня организма и заканчивая социальным уровнем. Определяет протекание сомато-вегетативных процессов, состояния сознания, а также динамику познавательных психических процессов, влияя на эффективность деятельности, ее направленность и интенсивность [5].

Личность ребенка, в отличие от взрослого, динамично развивается, поэтому психологическое консультирование учащихся является одним из сложных, а процесс его организации и проведения имеет свою специфику. Психологическое консультирование предполагает анализ психического развития ребенка не только в возрастном аспекте, но и в плане изменения его индивидуально-типологических особенностей.

Компонентов входящих в способности ученика чувствовать и переживать в консультативной деятельности психолога много, их совокупность составляется психоэмоциональное состояние в целом, которое влияет на отражение явлений, их оценке, и проявляется в актуализации способа действования.

В настоящее время молодежь боится самостоятельно обращаться за помощью к психологу, так как считает это неприемлемым. Современные тенденции диктуют свои правила, под которые подстраивается большинство учащихся, отказываясь от привычного «Я», скрывая свои способности чувствовать и переживать.

Комплексное изучение позволяет выявить не только актуальное состояние, но и составить более точное и полное представление о внутреннем мире человека, его способностях к эмоциональной оценке не только себя, но и окружающего мира.

Консультативная работа психолога — долгий и кропотливый процесс. Именно благодаря компетенции психолога, его подготовленности строится грамотная и продуктивная работа с учащимися. Психолог помогает учащимся раскрыться, лучше понять себя, их мотивы и побуждения, способствует поиску новых фактов, решений, обобщению накопленной информации, а также помогает сделать более понятными сложные явления.

Литература:

  1. Психология консультирования в образовании: современное состояние и перспективы развития / Г. А. Суворова // Преподаватель XXI век. — 2011. — № 1, ч. 1. — С. 171–186.
  2. Психология развития. / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой — М: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  3. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2006.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз,1946.
  5. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма: Монография / Суворова Г. А., — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:МПГУ, 2015. — 416 с.
  6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. – 156 с.
  7. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. — М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): группа проблем связана, психологического консультирования, субъектов психологического консультирования, Консультативная работа психолога, диалога субъектов психологического, консультативной работы психолога, совместной деятельности, консультативной деятельности психолога, признания психологического консультирования, Практика психологического консультирования, методология психологического консультирования, поведения субъектов психологического, взаимодействия субъектов психологического, Суворова Г, рассмотрением совместной деятельности, теоретическую модель психологического, способностях ребенка, помощи психолога, личностных черт, психологии совместной деятельности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос