Авторы: Валиулина Ильнара Фаатовна, Дуда Ирина Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Валиулина И. Ф., Дуда И. В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в театрально-игровой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 654-659.



Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.

Ушакова Н. Н. выделяет следующие критерии сформированности ценностных ориентаций [2, с.27]:

  1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
  2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
  3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Для изучения сформированности ценностных ориентаций младших школьников нами были использованы следующие методики:

Методика 1. «Определение сформированности ценностных ориентаций». Эта методика Б. С. Круглова адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, направлена на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций младших школьников. [5]

Методика 2.«Дежурная чашка». Данная методика разработана В. Осеевой.

Цель методики: выяснить понимание детьми понятия «порядочность».

Методика 3. «Ромашка». Данная методика разработана В. Осеевой.

Цель методики: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Общий уровень формирования ценностных ориентаций на начало опытно-экспериментальной работы.

Полученные в ходе исследования данные позволили выделить три уровня формирования ценностных ориентаций:

1. В экспериментальной группе формирование ценностных ориентаций проходит нормально, только у 1 учащегося (Кирилл Б.), что составляет 4 % всех учащихся. Поводов для беспокойства нет. У школьников высокая степень интеграции всех ее компонентов. Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний.

2. У 15 учащихся из экспериментальной группы (Степан М., Мария Б., Дарья К., Артур Ш., Махамадюсуф А., Артем В., Андрей Е., Софья К., Виктор К., Дмитрий К., Евгений М., Светлана Н., Михаил О., Алена С., Дарья Ю.), что составляет 65 % всех учащихся формирование ценностных ориентаций находится на среднем уровне. Одни из школьников могут демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и мотивов. Другие проявляют «поведенческий дуализм», а третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, поддаваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят.

3. Формирование ценностных ориентаций находится на низком уровне у 7 учеников из экспериментальной группы (Аделина Е., Леонид М., Бехрус У., Илья Л., Роман П., Артем С., Радион Р.), что составляет 31 % всех учащихся. Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости (например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками) связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек.

Представим полученные результаты экспериментальной группы в виде диаграммы (Рисунок 1.)

Рис. 1. Уровень сформированности ценностных ориентаций экспериментальной группы на начало опытно-экспериментальной работы

Таким образом, анализ формирования ценностных ориентаций младших школьников по данным параметрам с учетом различных факторов позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений в процессе формирования ценностей.

На основе обобщения результатов сформированности ценностных ориентаций у учащихся 2 Б класса МБОУ СШ № 134 города Красноярска, мы можем сделать вывод, что уровень формирования ценностных ориентаций учеников не достаточно сформирован.

Сопоставление и обобщение полученных в результате проведения комплекса диагностических методик данных послужил основой для разработки индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций младших школьников.

На основе результатов исследования в экспериментальной группе была организована программа театрально — игровой деятельности, занятия проводились в течение полугода. Программа рассчитана на 17 занятий, 1 занятие в неделю, время занятия 1 час 30 минут.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Цель программы:

Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, привитие гражданско-патриотических ценностей, развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

  1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр);
  2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Занятия, как правило, начинаются с формирования коммуникативных УУД. Большое место отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется практически на каждом занятии.

В основную часть занятия включены игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции.

В программе театрально-игровой деятельности предложены следующие блоки:

  1. Театральная игра

Цель. Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Задачи.Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Занятие 1. «Вводное занятие. Попробуем измениться»

На данном занятиидети знакомятся с понятиями «мимика», «жест». Упражняются в изображении героев с помощью мимики и жестов.

Виды упражнений на занятии:

– Игра «Назови ласково соседа»

– Игра — пантонима «Утка»

– Упражнение со стульями.

– Игра «Руки-ноги».

Занятие 2. «Давайте поиграем»

На данном занятии дети учатся проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Виды упражнений на занятии:

– Игра «Театральная разминка»

– Игра «Веселые обезьянки»

– Игра «Угадай, что я делаю»

– Игра «Любитель-рыболов»

Занятие 3. «Одну простую сказку хотим мы показать»

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.

Виды упражнений на занятии:

– Игра — викторина «Что это за сказка?»

– Творческая игра «Расскажем сказку вместе»

– Игра «Одно и то же по-разному»

– Игра «Кругосветное путешествие»

– Игра «Морское путешествие»

  1. Ритмопластика: включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи.Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Занятие 4. «Творческий пересказ сказки»

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Виды упражнений на занятии:

– Игра «Вспомним нашу сказку»

– Игра «Муравьи»

– Игра «Кактус и ива»

– Игра «Поймай хлопок»

Занятие 5. «Узнай героя»

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Виды упражнений на занятии:

– Игра «Как живешь?»

– Игра «В детском мире»

– Игра «Кто на картинке?»

– Игра «Угадай героя»

Занятие 6. «Играем пальчиками»

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закрепить понятие «пантомима».

Виды упражнений на занятии:

– Игровые упражнения с помощью пальчиков.

– Упражнение «Жесты»

– Игра «Марионетки»

– Упражнение «Ежик»

  1. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Занятие 7. «Учимся говорить по-разному»

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Виды упражнений на занятии:

– Развитие правильного звукопроизношения

– Зарядка для губ «Веселый пятачок»

– Зарядка для шеи и челюсти

– Зарядка для языка

Занятие 8. «Учимся четко говорить»

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Виды упражнений на занятии:

– Упражнение на три вида выдыхания

– Игра «Едем на паровозике» (скороговорки)

– Упражнение «Больной зуб»

– Игра «Самолет»

Занятие 9. «Сочиняем новую сказку»

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.

Виды упражнений на занятии:

– Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

– Игра «Волшебная корзинка»

– Игра «Придумай диалог»

– Игра «Моя сказка»

  1. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Занятие 10. «Театральное искусство»

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Виды упражнений на занятии:

– Рассказ о театре и видах театрального искусства.

– Игра «Нос, пол, потолок»

Занятие 11. «История театра»

Знакомство с русским театральным искусством. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

Виды упражнений на занятии:

– Игра скоморохов.

– Игра «Вопрос-ответ»

Занятие 12. «Дорога втеатр»

Знакомство с правилами поведения в театре. Места в театре. Путешествие по театральной мастерской.

Виды упражнений на занятии:

– Правила поведения в театре

– «Летает — не летает»

– Игра «Поход в театр»

Занятие 13. «В театре. Перед спектаклем»

Театральное закулисье. Театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала.

Виды упражнений на занятии:

– Упражнение «Штирлиц»

– «Театральные профессии»

  1. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Занятие 14.«Застольный период»

– Первый этап — подготовительный.

Подготовка к театральной постановке «Репка» начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом на сцене. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Занятие 15. «Организационный период»

– Второй этап — подготовка к сценическому воплощению.

Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается количество ролей, назначаются актёры, продумываются декорации, озвучивание. Дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения, учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей.

Занятие 16. «Работа над ролью»

– Третий этап — показ подготовленных сцен, общие репетиции, прогон спектакля.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

На этом этапе идёт работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребёнка, усвоение им социальных норм поведения, формируются произвольные психические функции.

Занятие 17. «Заключительное занятие»

– Четвертый этап — показ спектакля для зрителей.

В классе организуется «Творческая мастерская», по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшается помещение.

Во время спектакля детьми разыгрывается настоящая праздничная театральная атмосфера. Постоянными гостями таких представлений становятся дети начальных классов своей школы, родители, учителя, гости. После спектакля проводится обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы выясняется, насколько критично они способны относиться к собственной игре.

В процессе работы над спектаклем:

– интегрируется содержание разных образовательных областей;

– создаются условия для познавательной деятельности;

– создаются условия для поисковой совместной деятельности школьников, педагогов и родителей;

– формируются коммуникативные качества;

– расширяется социальный опыт.

– развиваются творческие способности.

Предложенные игры и упражнения желательно проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.

После реализации программы театрально-игровой деятельности по формированию ценностных ориентаций у младших школьников рассмотрим результаты исследования экспериментальной группы, на конец опытно-экспериментальной работы, и сравним количественные и качественные показатели сформированности ценностных ориентаций младших школьников.

Таким образом, после реализации программы театрально игровой деятельности по формированию ценностных ориентаций младших школьников, видим, что результаты по методикам улучшились. Высокий уровень формирования ценностных ориентаций наблюдается у 4 учащихся, что составляет 17,4 %. Средний уровень у 16 учащихся, что составляет 69,6 %. Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций у 3 учащихся, что составляет 13 % испытуемых.

Представим полученные результаты в виде гистограммы (Рисунок 2)

Рис. 2. Уровень формирования ценностных ориентаций экспериментальной группы на начало и окончание ОЭР

Таким образом, изменения произошли за счет того, что через театрально — игровую деятельность дети стали свободно взаимодействовать с партнером, импровизировать, сосредотачивать внимание, общаться со зрителем, а так же стали сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. У учащихся с низким уровнем формирования ценностных ориентаций не произошло, что обусловлено эгоистическими потребностями, неумением применять полученные знания правил и норм поведения, отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек. Так же, эти дети обучаются по специальной адаптированной программе для детей с легкой умственной отсталостью. Для них характерно несоциализированное расстройство поведения, которое характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми, отсутствием общения со сверстниками, а также в отсутствии друзей.

Литература:

  1. Голдобина Е. Г., Быканова Н. Ю. Театрально-игровая деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 50–52.
  2. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // 2007. — № 9. — С. 23–27.
  3. Макаренко Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография / Л. Макаренко. — Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2011. — 211 с.
  4. Смолина Н. В. Театрально-игровая деятельность — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // 2012
  5. [URL=http:/vashpsixolog.ru] Ваш психолог. Работа психолога в школе [/URL].
Основные термины (генерируются автоматически): ценностных ориентаций, формирования ценностных ориентаций, сформированности ценностных ориентаций, ценностных ориентаций младших, ориентаций младших школьников, Формирование ценностных ориентаций, уровень формирования ценностных, формирование ценностных ориентаций, ценностных ориентаций экспериментальной, формированию ценностных ориентаций, Система ценностных ориентаций, ценностных ориентаций учеников, ориентаций экспериментальной группы, формировании ценностных ориентаций, сформированности ценностных ориентаций», изучения сформированности ценностных, критерии сформированности ценностных, уровня сформированности ценностных, уровня формирования ценностных, учащихся формирование ценностных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос