Формирование исторического мышления на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 6820 раз

Библиографическое описание:

Куприянова, Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д. В. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 689-690. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36563/ (дата обращения: 24.11.2024).



Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать мышление обучающихся. Об этом говорится в методической литературе, в учебных программах, в учебно-методическом комплексе. Нередко это приводит, что развитие мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами исторического мышления на уроках истории.

Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.

Процесс усвоения учащимися исторических знаний не является простой передачей знаний, при которой будто бы участвует только учитель, но и ученики должны активно вступать с учителем в контакт, раскрывая, рассуждая темы и анализируя их с помощью мышления.

Исходя из этих вышеназванных проблем, определяется актуальность данной темы.

Объектом исследования является процесс формирования исторического мышления, предметом исследования представляет собой развитие исторического мышления на уроках истории. Цель работы состоит в описании формирования исторического мышления.

Мышление — это высший познавательный процесс, который порождает новое знание, оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить. Под историческим мышлением понимаем, прежде всего, способность школьника из потока информации выделять события на определенных основаниях, способность описывать события на основе разных источников, выстраивать свою интерпретацию событий.

Любое мышление невозможно без знаний, без создания у учащихся первоначального фундамента представлений. Голова, не содержащая мыслей, рассуждать никогда не сможет. Для того, чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определённым образом организованы в систему, весь излагаемый материал строго структурирован по определённому принципу.

При всей сложности процесса мышления, нужно упорно учиться и настойчиво учить, в том числе и на историческом материале. Историческое мышление представляет собой единство содержания методологических знаний, способов умственных действий и установок личности на их применение в познании конкретных исторических явлений. Оно обращено на осмысление прошлого, настоящего и на прогнозирование будущего.

Историческое мышление формируется через события, факты и явления. Исторические факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Исторические явления, отражающие черты, характерны для определенного исторического периода, эпохи. Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскрывать их при помощи более простых фактов. Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет понять типичные факты (явления). В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений [5]

а) о фактах прошлого;

б) об историческом времени;

в) об историческом пространстве.

Учитель должен знать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы по их созданию.

Одной из важнейших задач обучения истории в школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества. Конкретно-исторические представления служат основой формирования исторических понятий. Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на основе и служащих орудием дальнейшего познания. [3] Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью, т. к. познание исторического прошлого через образ — это иной, но также важный путь познания, как и познание через понятие.

Картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений. Учитель должен стремиться создавать образы, адекватные эпохе, чтобы предотвратить такую особенность, как модернизация истории. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста:

  1. Иллюстрации учебника создают представления об орудиях труда, занятиях, внешнем облике людей, их жилище, сражениях, памятниках культуры и т. п.
  2. Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской Руси).
  3. Учебные картины дают возможность яркого показа исторических сюжетов (например, штурма русского города монголо-татарами, битвы на Чудском озере и т. д.).
  4. Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.
  5. Живое слово учителя — яркий эмоциональный повествовательный рассказ или картинное описание, лучше с опорой на наглядность (создаются образные представления о прошлом — «внутренняя наглядность»).
  6. Цифровой материал дает количественные показатели, которые могут сложиться в определенный образ, но должно быть соотнесение с количественными показателями, уже известными учащимся (например, высота египетской пирамиды Хеопса сопоставима с высотой семи 9-х домов).
  7. Дополнительная литература помогает расширять и обогащать круг представлений.
  8. Экскурсии — основной источник познания (памятники истории и культуры, помогающие формировать и уточнять исторические представления).

Формирование исторического мышления может быть реализовано только на базе общих законов мышления, общеметодологических принципов познания и свойств исторического познания, каков бы ни был его объект. Его черты реализуются благодаря предметному содержанию истории, которое диктует специфическое направление, чередование, сочетание мыслительных операций, применение тех или иных методологических идей.

Для успешного овладения историческим мышлением учащимся необходимо овладеть целой системой информационных и аналитических умений. На отдельно взятом уроке учитель, как правило, организует освоение одного приёма деятельности. Однако целесообразно раскрыть учащимся всю совокупность приёмов, показать взаимосвязь выполняемых ими операций. С этой целью широко используются различные активные технологии: лабораторно-практические занятия, диспуты, форумы, симпозиумы, дебаты, судебные заседания, создание исследовательских проектов и т. п.

Таким образом, развитие исторического мышления у школьников проходит длительный и сложный путь развития от незнания к знанию, от бездействия к активности, от бессознательности к осознанности. Положительный результат может быть достигнут в том случае, если его формирование включено в целостный процесс обучения, учитывающий основные законы психологии и педагогики. Интерес к развитию исторического мышления будет сохраняться до тех пор, пока человечество не научится полноценно использовать опыт прошлых столетий с пользой для современной жизни. Тот, кто забывает об истории, обречён на её повторение.

Литература:

1. Безрукова В. С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М.:Сентябрь, 2004.- С.29.

2. Брушлинский А. В. Мышление, учение, воображение.Российская академия образования. –М, МОДЭК, 2003.- 407с

3. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе.– М.: Просвещение,1972. — 351 с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования. — М., 1996.-416с.

5. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.

6. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. — С.-П.:Азбука, 2011. — 282с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М.1973.-С.347

8. Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: «Гуманит. изд.центр ВЛАДОС». 2000. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): историческое мышление, представление, факт, знание, образ, событие, урок истории, учащийся, учитель, факт прошлого.


Задать вопрос