Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Муканова Ф. Т. Сравнительный анализ функционального состояния системы кровообращения младших школьников г. Талдыкорган // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 221-225. — URL https://moluch.ru/archive/131/36561/ (дата обращения: 23.05.2018).



В последние годы в республике Казахстан широко сталораспространяться образование по выбору, в связи с чем значительно увеличилось количество нетрадиционных учебных заведений: лицеев, гимназии, колледжей; образовательных комплексов: «детский сад — начальная школа», «детский сад-гимназия», «школа-лицей», «школа-гимназия». Многие школы ввели инновационные программы обучения. Школа перегружена различными экспериментами: внедряются новые технологии и новые учебные пособия, изменяется продолжительность обучения (повышается его интенсивность во вторую половину дня за счет дополнительных занятий разной направленности). Через школу проходит все популяции детей, и на данном этапе социализации личности формируется как личное здоровье детей, так и здоровье всего общества.

В связи с этим в последнее время внимание исследователей, изучающих процессы адаптации, было сосредоточено на характеристике воздействия экстремальных факторов среды: высоких и низких температур, гипоксии, невесомости, длительной работы без сна, изменения биоритмов и напряжения функциональных систем при переезде в другие поясные зоны и т. д. Причем все эти исследования велись преимущественно на взрослых.

Актуальность и важность постановки задач изучения адаптации организма к обычным, не экстремальным условиям в настоящее время общепризнанна [1]. Социально значимым, особенно по отношению к проблеме обучения и воспитания молодого поколения, является раскрытие механизмов адаптационных сдвигов при воздействии на организм обычных, не экстремальных факторов, в процессе долговременной адаптации к условиям среды. Одним из таких факторов является воздействие учебной нагрузки [2].

Проблема адаптации детей к учебным нагрузкам является одной из ведущих. Проведение исследований по проблеме адаптации организма детей и подростков к учебной нагрузке представляет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость.

Сердечно-сосудистая система является индикатором адаптационных возможностей организма уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель, отражающий равновесие организма со средой [3]. Уровень функционирования системы кровообращения является регулируемой величиной, постоянство которой поддерживается механизмами регуляции, путем изменения как межсистемных, так и внутрисистемных взаимодействий и взаимосвязей. Принципу поддержания постоянства уровня функционирования системы кровообращения соответствуют представления о миокардиально-гемодинамическом гомеостазе, который определяется притоком крови к сердцу и ее расходом, определенными функциональными возможностями миокарда и периферическим сосудистым сопротивлением [4]. Для контроля за функциональным состоянием используют несколько статистических характеристик сердечного ритма. Особое широкое распространение получила средняя частота сердечных сокращений (ЧСС).

На основании вышеизложенного целью данного исследования является: изучить динамику функционального состояния системы кровообращения младших школьников в условиях воздействия учебной нагрузки. Исследование проводились на базе школ № 1 и № 3 г. Усть-Каменогорска использующих различные педагогические системы обучения, объектом исследования служили учащиеся младших классов 7 и 10 лет.

Сравнительный анализ дневной и недельной динамики ЧСС у детей 7 лет обучающихся, как в традиционной школе (рис.1), так и в школе-гимназии (рис. 2) показал, что в понедельник и в среду от начала к концу учебного дня происходит некоторое снижение этого показателя. В понедельник ЧСС на 5-ом уроке по отношению к 1-му уроку снизился соответственно, на 6,1 %, 5,7 %. В среду ЧСС также имеет тенденцию к снижению от начала к концу учебного дня, но изменения по сравнению с понедельником менее значительны. В пятницу наблюдается обратная картина динамики ЧСС, в обоих типах школ наблюдается повышение уровня ЧСС к концу занятий. Высокий уровень ЧСС в начале занятий и последующее ее снижение возможно связано с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм в начале занятий и парасимпатических влияний в конце учебного дня. Причина этого в наличии двойного контроля со стороны симпатической и парасимпатической систем.

Рис. 1. Динамика ЧСС детей 7 лет обучающихся по традиционной системе обучения, уд/мин

Повышение ЧСС к концу учебного дня в пятницу, как утверждают исследователи, возможно, следует расценивать как элемент невроза на фоне общего утомления, т. е. нарушения нормальных соотношений между возбудительными и тормозными процессами в связи незрелостью регуляторных механизмов [5,6].

Также следует отметить что, повышение ЧСС к концу занятий по отношению к первому уроку в пятницу у детей обучающихся по развивающей системе обучения более значительные, нежели у учащихся из традиционной школы. И составила 4,9 %, 1,5 % соответственно. Анализ расписания занятий показал, что в обеих школах расписание было составлено рационально. Возможно, выявленная разница связана с более повышенной учебной нагрузкой в школе-гимназии по сравнению с традиционной школой. Статистически значимых различий выявлено не было.

Рис. 2. Динамика ЧСС детей 7 лет обучающихся по развивающей системе обучения, уд/мин

Результаты исследования динамики артериального давления свидетельствуют о том, что данный показатель в течение дня и недели по сравнению с предыдущим характеризуется незначительным снижением (таб.1, 2). Величина артериального давления детей обучающихся по разным системам обучения практически одинакова и не имеет статистически значимых различий.

Таблица 1

Динамика артериального давления детей 7 лет обучающихся по традиционной системе обучения, мм рт. ст.

День недели

Уроки

Понедельник

Среда

Пятница

Сист.

диаст.

сист.

диаст.

сист.

диаст.

1-ый

104,62,9

54,82,5

103,82,6

54,72,2

103,22,0

55,82,9

3-ий

104,62,6

55,72,0

103,52,3

54,42,0

102,92,0

55,42,7

5-ый

104,12,4

54,52,2

103,52,7

53,82,1

102,52,3

54,22,9

Таблица 2

Динамика артериального давления детей 7 лет обучающихся по развивающей системе обучения, мм рт. ст.

День недели

Уроки

Понедельник

Среда

Пятница

сист.

диаст.

сист.

диаст.

сист.

диаст.

1-ый

104,12,4

56,82,1

104,22,4

55,22,5

104,22,4

55,82,1

3-ий

104,22,6

57,03,0

104,52,6

55,42,1

104,52,6

55,43,0

5-ый

104,01,9

56,92,4

104,51,9

54,82,3

104,51,9

54,02,4

Анализ дневной и недельной динамики ЧСС у детей 10 лет (рис. 3) показал, что динамика ЧСС в течении недели характеризуется снижением от начала к концу учебного дня, но выявленные изменения по сравнению с динамикой ЧСС у семилетних детей незначительные также не наблюдается повышения ЧСС в конце недели, что является следствием большей морфофункциональной зрелости регулирующих структур. Также следует отметить что, в пятницу выявлен более низкий уровень ЧСС по сравнению с понедельником и средой. Так по отношению к понедельнику ЧСС у детей обучающихся по традиционной системе снизился на 3,5 %, 3,6 %, 3,6 % на 1-ом, 2-ом и 3-ем уроках соответственно, тогда как в среду этот показатель составляет 0,6 %, 0,9 %, 0,4 % соответственно.

Такая же тенденция наблюдается и в динамике ЧСС у детей обучающихся по развивающей системе (рис.4).

Рис. 3. Динамика ЧСС детей 10 лет обучающихся по традиционной системе обучения, уд/мин

В целом изменения ЧСС в течении дня и недели характеризуют постепенное утомление школьников к концу недели, что проявляется усилением парасимпатических влияний на сердечную деятельность. Полученные данные в целом согласуются с литературными данными.

Рис. 4. Динамика ЧСС детей 10 лет обучающихся в школе-гимназии, уд/мин

Анализ динамики артериального давления у детей 10 лет обучающихся по традиционной системе и по развивающей системе также показал, что данный показатель в течении дня и недели остается стабильным. В целом прослеживается тенденция к снижению от начала к концу учебного дня, но выявленные изменения незначительны, что в целом отражает возрастные особенности.

Таблица 3

Динамика артериального давления детей 10 лет обучающихся по традиционной системе обучения, мм рт. ст.

День

недели

Уроки

Понедельник

Среда

Пятница

Сист

диаст

Сист

диаст

Сист

Диаст

1-ый

110,32,8

75,82,3

110,42,2

75,62,5

110,22,4

75,12,4

3-ий

110,02,2

75,52,6

110,12,6

75,62,5

109,62,0

74,92,9

5-ый

109,71,8

75,32,4

110,02,4

74,42,8

109,22,5

74,43,1

В литературе приводятся достаточно. Противоречивые данные некоторые исследователи указывают на то, что на фоне утомления школьников в ходе учебной деятельности систолическое давление повышается вследствие нарушения соотношения между возбудительными и тормозными процессами, другими исследователями выявлен беспорядочный характер изменений этого показателя.

Таблица 4

Динамика артериального давления детей 10 лет обучающихся по развивающей системе обучения, мм рт. ст.

День недели

Уроки

Понедельник

Среда

Пятница

Сист

диаст

Сист

Диаст

Сист

диаст

1-ый

112,32,8

77,82,1

112,42,4

75,22,5

111,8,22,4

75,82,1

3-ий

112,02,2

77,53,0

112,12,6

75,22,1

111,62,1

75,42,7

5-ый

111,71,3

76,92,4

112,01,9

74,82,3

111,22,6

74,02,4

В частности имеются данные о том, что длительная учебная нагрузка вызывает существенные сдвиги гемодинамики: повышение всех видов АД и нарушение координированного взаимодействия центральных и периферических звеньев гемодинамики. Эти сдвиги более выражены у первоклассников и усиливаются к концу учебного года у всех учащихся I-III классов.

Таким образом, изучаемые показатели функционального состояния школьников находились в пределах нормы. В целом характер изменений был незначительным и не выходил за рамки физиологических норм. Изменения ЧСС характеризуются наибольшей вариабельностью, нежели артериальное давление, что как указывают литературные данные, заключается в большей подверженности ЧСС симпатическим и парасимпатическим влияниям. Учитывая полученные результаты можно заключить, что учебная нагрузка не оказывает негативного влияния на организм школьников. Характер изменений ЧСС у школьников 7 лет свидетельствует о постепенном развитии утомления к концу учебной недели, проявляющиеся в повышении ЧСС в пятницу. Наибольшее повышение ЧСС в пятницу к концу занятий выявлено у учащихся школы-гимназии. В целом уровень артериального давления как у учащихся 7, так и 10 лет находился в пределах нормы. Выявленные изменения артериального давления незначительны. Учебная нагрузка не приводила к значительным изменениям показателей функционального состояния учащихся и находилась в пределах физиологической нормы. Что в целом свидетельствует о том, что учебная нагрузка не оказывает негативного влияния на здоровье школьников.

Литература:

  1. Фарбер Д. А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника — Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. — М.: Педагогика, 1983.
  2. Кривогородский Е. Б., Сапешко Т. А. Динамика умственной работоспособности учащихся младших классов в зависимости от состояния школьной зрелости// Гигиена и санитария, 1977, № 2.
  3. Физиология развития ребенка / Под. ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. // Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983.
  4. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста/ Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.: Педагогика, 1983.
  5. Антропова М. В. Реакции физиологических систем организма детей 6–12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке// Физиология человека, 1983, том 9.
  6. Храмцов П. И. Мониторинг функциональных возможностей организма школьников/Храмцов П. И., Г. И. Шешенова //Гигиена и санитария.- 2003.-N5
  7. Чудинова, Елена Васильевна. Младшие школьники в учебной деятельности/ Е. В. Чудинова.- Рига: Эксперимент, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): артериального давления, концу учебного дня, системе обучения, Динамика ЧСС детей, артериального давления детей, традиционной системе обучения, развивающей системе, Динамика артериального давления, развивающей системе обучения, концу занятий, организма детей, динамики ЧСС, динамики артериального давления, недельной динамики ЧСС, систем организма детей, уровень ЧСС, повышение ЧСС, адаптации организма, мм рт, функционального состояния.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос