После Второй мировой войны Германия выбрала политику «мягкой силы» в качестве основы своей внешнеполитической стратегии. За прошедшие 70 лет страна стала экономическим лидером Европы и значительно повысила свой политический авторитет на мировой арене. Тем не менее, сегодня большинство традиционных ресурсов «мягкой силы» Германии оказалось под угрозой. Кризис европейской идеи, современные военные конфликты, появление новых центров силы, а также внутренние особенности развития являются факторами риска для политики «мягкой силы» Германии и требуют ее пересмотра.
Ключевые слова: внешняя политика, Германия, «мягкая сила», «умная сила»
Автор концепции «мягкой силы» Джозеф Най определял ее как «способность достигать необходимых результатов посредством притяжения, а не принуждения или платежей» [1, с. 4]. Для Германии необходимость формирования позитивного имиджа на мировой арене и, соответственно, акцента на «мягкой силе» в разработке внешнеполитической стратегии после Второй мировой войны была продиктована рядом исторических, идеологических и геополитических факторов, что, в конечном счете, позволило ей выйти из политической изоляции и экономической разрухи и стать локомотивом развития в Европе. В 2015 году ФРГ заняла второе место в мире после Великобритании по уровню потенциала «мягкой силы», согласно оценкам медийной компании Portland [5]. Сегодня Германия является первой экономикой Европы и несомненным политическим авторитетом на мировой арене. Тем не менее, политика применения «мягкой силы», столь необходимая для поддержания должного статуса, сегодня сталкивается с рядом вызовов, которые будут рассмотрены в данной статье.
Новые вызовы современности. На сегодняшний день можно условно выделить три тесно связанные друг с другом группы факторов риска для успешности применения ФРГ политики «мягкой силы»: внешнеполитические, внешнеэкономические и внутренние факторы, которые включают в себя как сохранившиеся еще с прошлого века проблемы, так и новые вызовы. К внешнеполитическим вызовам относится, в первую очередь, рост евроскептицизма. Стремясь к преодолению репутации агрессора, послевоенная Германия заняла активную позицию в продвижении евроинтеграции, так как поддержка развития наднациональных институтов позволяла ФРГ избежать подозрений в стремлении к гегемонии. Кроме того, ЕС имел образ процветающего региона с развитой демократией и высоким уровнем жизни населения. Так, европейская интеграция превратилась в опору германской политики «мягкой силы». Тем не менее, после присоединения к ЕС новых членов из Центральной и Восточной Европы, он столкнулся с трудностями в разработке единой стратегии из-за диспропорций в развитии и большого числа стран-участниц. Кризис общеевропейской идеи достиг своего пика в момент победы на британском референдуме сторонников выхода из Союза. Брекзит продемонстрировал, что привлекательность Евросоюза больше не является столь однозначной.
Кроме того, упор на «мягкую силу» и отказ от военной становится все более проблематичным в условиях новых военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Украине, в связи с которыми вновь актуализировалась роль НАТО в Европе и возросла значимость военной силы. Еще более серьезным вызовом стал связанный с сирийской войной миграционный кризис. Германия, традиционно выступающая гарантом стабильности и мира в Европе и защитницей идеалов демократии и прав человека, заявила о своей готовности взять на себя основную нагрузку по приему сирийских беженцев. Однако вскоре стало понятно, что масштабы миграционного кризиса приводят к огромным материальным затратам и росту социальной нестабильности. Так Германия оказалась перед выбором: продолжать нести нагрузку или пожертвовать образом государства-оазиса справедливости. Вопрос встал особенно остро в связи с ростом влияния право-популистких партий в самой Германии и всплеском национализма и ультраправых движений в других европейских странах.
Серьезной проблемой для Германии остается также дисбаланс между экономической мощью и политическим влиянием в мире, выражающийся в отсутствии у нее места постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Это ограничивает потенциал «мягкой силы», так как сохраняет положение Германии как стигматизированного государства, закрепившееся за ней после Второй мировой войны.
Что касается внешнеэкономических вызовов успешности политики «мягкой силы», в первую очередь стоит упомянуть мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов и кризис суверенного долга 2010–2011. Необходимость оказывать помощь Греции и вопрос о равномерном распределении долгов, потребовавшие от Германии значительных материальных затрат, вновь поставили ее перед выбором: сохранить свою репутацию сторонницы углубления евроинтеграции или позаботиться о собственном экономическом благополучии.
Наконец, значительным фактором риска для Германии является появление на мировой арене новых мощных игроков, таких как Индия, Бразилия, Китай. Активное экономическое развитие этих стран ставит под угрозу авторитет Германии как одного из экономических лидеров. В то время как темпы роста ВВП Германии в последние годы снижаются, составляя на 2015 год лишь 1,5 %, темпы роста ВВП Индии и Китая, несмотря на отсутствие положительной динамики за последние три года, значительно превосходят германские, составив в 2015 году 7,3 % и 6,8 % соответственно. Что касается абсолютных показателей, размер номинального ВВП ФРГ в том же году составил 3,37 млрд. долларов, в то время как в Китае — 11,38 млрд. долларов [2]. Доля населения Германии в мире, согласно прогнозам, снизится с 4 % в начале прошлого века до 0,75 % к середине XXI века, а уровень экономической силы к 2050 году опустится до десятого места в мире [6]. Так как образ Германии как сильного государства в первую очередь базируется на успехах ее экономики, есть риск, что этот ресурс «мягкой силы» может исчерпать себя в будущем [4]. Эта ситуация также отягощается тем, что новые экономические лидеры являются одновременно выгодными торговыми партнерами, и Германия как страна с экспортной ориентацией активно включается в выстраивание двухсторонних отношений с ними, что враждебно воспринимается соседями по Евросоюзу, которые критикуют ее за желание обособиться и пренебрежение многосторонней моделью взаимодействия.
Что касается влияния внутренних факторов, важно отметить, что политика «мягкой силы», помимо успешной экономики, базируется также на имидже Германии как социально-ориентированного государства, заботящегося о поддержании высокого уровня жизни граждан. Сохранение этого имиджа, однако, сталкивается с рядом проблем. В частности, демографический кризис и старение населения приводят к тому, что социальная система не справляется с нагрузкой, государственные расходы растут, периодически приближаясь к отметке 50 % от ВВП. Тяжеловесное социальное государство больше не является эффективным. Помимо этого отмечается нехватка институтов по подготовке профессионалов и экспертов, достаточно квалифицированных, чтобы заниматься проработкой внешнеполитической стратегии. Недостаток инвестиций в человеческий капитал и «утечка мозгов» является еще одним серьезным вызовом германской политике «мягкой силы».
Перспективы развития. Перечисленные выше проблемы в реализации политики «мягкой силы» ФРГ приводят к необходимости ее пересмотра с учетом новых реалий. В первую очередь, Германии как лидеру ЕС необходимо сосредоточиться на европейской политике. Срочного решения требует вопрос о поиске новой европейской идеи и преодолении центробежных тенденций. Для повышения авторитета ЕС необходимо тесное сотрудничество стран-членов, четкое урегулирование вопроса о соотношении национальных и наднациональных органов.
Кроме того, одним из возможных путей решения проблем с «мягкой силой» могло бы стать возрождение Бундесвера и укрепление военной силы Германии [6]. Тем не менее, сама по себе эта мера будет иметь скорее негативные последствия, как в отношении финансовых затрат, так и в вопросе поддержания образа Германии как мирного государства. Однако, если военная сила будет в правильных пропорциях сочетаться с «мягкой силой», это сформирует ресурс так называемой «умной силы», успешное использование которой может стать одним из возможных путей для решения проблемы [3, с. 114]. Углубление сотрудничества с НАТО так же может позволить Германии укрепить свою безопасность, не вызывая враждебной реакции европейских соседей. Тем не менее, вопрос о перспективах отношений Германии с США после прихода к власти Дональда Трампа пока остается открытым.
Что касается урегулирования вопросов миграции, необходимо, в первую очередь, сделать акцент на устранении причин масштабных потоков беженцев. Международное сотрудничество в области антикризисного урегулирования и участие в решении сирийского вопроса, а также разработка политики по ассимиляции беженцев выглядят более эффективными способами решения проблемы. Германии следует концентрироваться на укреплении многосторонних связей прежде всего со своими традиционными партнерами, то есть с США и странами ЕС, в то время как контакты с третьими странами могут осуществляться на базе многосторонних международных площадок, чтобы обеспечить прозрачность внешней политики. Включение новых центров силы в международные связи на основе уже существующих правил взаимодействия и обеспечение соблюдения ими международного порядка могло бы стать одним из возможных решений для преодоления разногласий с традиционными партнерами [6].
Кроме того, укрепление институтов демократии и прозрачности внешней политики, развитие публичной дипломатии и четкая артикуляция целей продолжают оставаться актуальными вопросами для сохранения положительной репутации как главного ресурса «мягкой силы». Наконец, необходимо реформировать систему социального страхования и стимулировать инвестиции в человеческий капитал, чтобы решить внутригосударственные проблемы, тормозящие экономический рост и потенциал «мягкой силы» Германии.
Выводы. Таким образом, несмотря на то, что успешное использование политики «мягкой силы» помогло Германии стать одним из мировых лидеров, сегодня эта политика сталкивается с рядом проблем. Новыми вызовами стали кризис европейской идеи, вылившийся в нарастание центробежных тенденций, военные конфликты в Украине и в Сирии, вновь вернувшие авторитет «жесткой силы», миграционный кризис и рост влияния правых сил в Европе, появление новых центров силы. Перед страной постоянно встает вопрос выбора между сохранением репутации гаранта мира и стабильности, которого она с таким трудом добивалась после окончания Второй мировой войны, и обеспечением собственного экономического роста. Все эти проблемы требуют пересмотра подходов к реализации политики «мягкой силы» ФРГ.
Литература:
- Ковалева Д. М. Концепт мягкой силы как предмет изучения современной политической науки и теоретическая основа внешнеполитических стратегий // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 1. — С. 118–132.
- Мировая экономика. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=germany (дата обращения: 03.12.2016).
- Ernest J. Wilson III. Hard Power, Soft Power, Smart Power // Annals, AAPSS. — 2008. — № 616. — P. 110–123.
- Monocle Soft Power Survey 2012. URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2012/ (датаобращения: 03.12.2016).
- The Soft Power 30 Index Results. URL: http://softpower30.portland-communications.com/ranking (дата обращения: 01.12.2016).
- Thomas Kleine-Brockhoff. The Limits of German Power // German Marshall Fund. URL: http://www.gmfus.org/ (дата обращения: 01.12.2016).