Федеральными государственными образовательными стандартами определены место и роль гуманитарного знания в образовании как знания, обусловленные его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Это порождает новые требования к общему образованию. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Модернизация образования предусматривает введение федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. В условиях введения ФГОС учителю необходимо определиться с тем, какие меры требуется осуществить для организации учебного процесса. Этот процесс сопровождают, как минимум, два вопроса: «чему учить?» и «как учить?». И если на первый вопрос можно дать однозначный ответ, поскольку планируемые результаты освоения определены стандартами, то дать однозначный ответ на второй вопрос практически невозможно. Объясняется это тем, что вопрос «как учить?» порождает целый ряд новых вопросов: какие методики использовать; как организовать образовательную деятельность обучающихся; какие мотивационные приёмы использовать; как совместить формирование знаний и навыков; как проверить усвоение материала обучающимся.
К сожалению, на сегодняшний день мы можем очень часто наблюдать несколько негативных тенденций:
– в погоне за сиюминутным предметным результатом теряется такое понятие как эрудиция, складывавшаяся из постоянного расширения кругозора учащегося и метапредметных знаний и навыков;
– тот факт, что ребёнок выполняющий работу с текстом по русскому языку и литературе, впадает в «ступор» при необходимости аналогичных действий с текстом по истории и обществознанию;
– когда карта по географии и такая же по истории не соотносятся в сознании ребёнка и он рассматривает их как абсолютно разные вещи;
– произошло некое смещение интересов и целеполагания учащихся, когда на смену интересу к предмету и знаниям вообще приходит вопрос — «а это в тесте будет…».
В своей деятельности учитель постоянно решает дилемму: использовать традиционные приемы и формы обучения или инновационные образовательные технологии? При этом закономерно возникают проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания. Их решение может быть обеспечено за счёт количественного подхода, что, к сожалению, приводит к увеличению нагрузки, как на ученика, так и на учителя. Более эффективным представляется качественный подход, направленный на использование внутреннего ресурса за счёт системы формирования метапредметных, общеучебных навыков. Кроме того, снижение нагрузки и уплотнение материала возможно за счёт того, что некоторые темы и отрабатываемые навыки дублируются либо имеют очень близкие по форме и смыслу подходы в смежных предметах.
Еще одним эффективным подходом являются методы работы с текстовой и иллюстративной информацией, что очень важно для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задания ЕГЭ и ГИА по истории, обществознанию, географии, предполагают работу с текстом, картами, схемами и иллюстрациями: их анализ, сравнение, поиск ключевых моментов, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эти задания по статистике являются самыми сложными для обучающихся и соответственно требуют более подробной отработки необходимых навыков.
Естественно, на сегодняшний день существует огромное количество как старых и хорошо проверенных временем, так и современных образовательных технологий, и методов преподавания предмета.
Из огромного количества методов нам хотелось бы представить использование редуктивных механизмов обучения в условиях формирования и становления информационной культуры. Редукция трактуется как «сводящее обратно». Данная технология позволяет создать условия для возможности приостановить, затормозить огромный поток информации для обобщения и анализа информации.
Данный материал представляется скорее примером использования в рамках урока подобных методов, но естественно может применятся на любом предмете в других сочетаниях.
Разработка урока по истории Росси сиспользованием редуктивной технологии.
Тема: «Внешняя политика Екатерины II»
Цель:сформировать у учащихся представление о внешней политике России во второй половинеXVIIIвека.
Задачи:
1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики ЕкатериныII, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; уяснить итоги внешней политики ЕкатериныII;
2) информационно-коммуникационные: анализ внешнеполитического положения России, формирование умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений.
3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности;воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
– Какую эпоху из истории нашего государства мы рассматриваем? (Правление ЕкатериныII 1762–1796гг.)
– Положение основных слоев общества, народные выступления — это все относится к политике Екатерины 2. Какая это политика? (Внутренняя)
– О чем ещё нужно узнать, чтобы сложилось полное представление о периоде правления Екатерины Великой? (О её внешней политике).
– Давайте вместе сформулируем тему урока. (Внешняя политика Екатерины II)
– Что понимается под выражением внешняя политика?
– Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в предыдущую эпоху? (В эпоху Дворцовых переворотов Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735–1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741–1743 гг., в Семилетней войне 1756–1762 гг.)
– Какие задачи внешней политики России тогда не были реализованы? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)
– В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)
- Мотивация кизучению нового материала.
Елизавета Петровна, вступая на престол, заявила, что ее правление будет прямым продолжением времен Петра1. Однако ее замыслы и свершения нельзя уравнять с петровскими. Действительное свое продолжение, особенно во внешнеполитических делах петровская эпоха нашла в свершениях Екатерины 2. Давайте в ходе урока докажем это.
- Изучение нового материала
- Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II?
Проверим, насколько верны наши предположения (учебник п. 1 стр. 139)
- Что же было сделано для реализации этих задач?
Используя материал пункта 2, продолжите:
Первая Русско-турецкая война началась в ____, главная задача России________. Войну начала___________. Русскую армию возглавил ____________ и уже в сентябре 1769 войска под его командованием вошли в _____, а затем в ____. В ______году турецкая армия разгромлена у реки____. Эскадра Балтийского флота под командованием _______и__________в ____________ полностью уничтожили турецкую эскадру. |
(учащиеся проверяют текст в парах, сравнивая с оригиналом на экране)
- Кто первым запросил мир и почему?
- Найдите на контурной карте и обозначьтеместо, где был заключен мир и запишите условия мирного договора по пунктам.
- Итоги войны 1768–1774 гг не устраивали Турцию. Она мечтала о реванше. И вскоре такой случай представился.
Рассмотрите, используя текст учебника (стр. 244- 245, п. 3) ход новой Русско–Турецкой войны и составьте тест из 5 вопросов по данному материалу.
Обменяйтесь тестами с соседом по парте и попробуйте его решить. Оцените работу соседа.
- Подумайте, можно ли назвать действия Екатерины II в 1783 авантюристскими? Докажите свою точку зрения.
- Обратим внимание на основные события в ходе Второй русско-турецкой войны 1787–1791 гг. С помощью текста учебника заполним таблицу(работа в парах)
Дата |
сражение |
главнокомандующий |
итог |
- Закрепление изученного материала
А теперь, используя полученные знания составьтесинквэйн, используя следующие слова: ЕкатеринаII, Турция, Крым, Чёрное море.
Зачитайте получившиеся синквэйны.
- Домашняя задание: параграф 31
- По пункту 5 параграфа заполнить таблицу (назови колонки сам):
Раздел Польши (Речи Посполитой) |
? |
? |
? |
1-й раздел |
|||
2й раздел |
|||
З-й раздел |
- По пункту. 7. После, каких событий, Швеция окончательно признала завоевания России в Северной войне?
- Охарактеризуйте внешнюю политику Екатерины II для России. (2–3 предложения).
Литература:
- Аствацатуров, Г. О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания / Г. О. Аствацатуров. — Волгоград: Учитель, 2009. — 127с.
- Аствацатуров, Г. О. Технология целеполагания урока / Г. О. Аствацатуров.-Волгоград: Учитель, 2009. — 118с.
- Контурная карта по истории.