Библиографическое описание:

Макаева К. И., Джудаков А. М. Автоматизация управленческого контроля // Молодой ученый. — 2016. — №27.2. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/archive/131/36457/ (дата обращения: 24.05.2018).



Контроль, как одна из ключевых функций управления, является также важным инструментом принятия решений. До недавнего времени контроль ассоциировался с жесткими мерами и оценками, нося при этом в основном завершающий характер. Однако изменение в сторону повышения динамичности и степени неопределенности условий, в которых организации приходится функционировать и принимать решения, требует от систем контроля гибкости, быстрого реагирования и работоспособности в такой обстановке. Применение автоматизации на основе методов нечеткого вывода для контроля и учета рабочего времени позволит не только обеспечить систему такими характеристиками, но и дополнительно снизит трудозатраты данного процесса и повысит эффективность работы персонала. В данной работе предлагается использование системы нечеткого вывода для классификации работников на три класса согласно соответствию их режима установленному рабочему времени. Данная классификация позволит легко и быстро анализировать слабые места в контроле персонала, принимать соответствующие меры, базировать систему мотивации на этих данных. [1]

Управленческий контроль является одним из наиболее важных методов принятия решений. Без контроля не могут быть в полной степени осуществляться остальные функции управления, такие как руководство, организация, мотивация и планирование. Правильно организованный контроль необходим для достижения поставленных стратегических целей и оперативного управления организацией.

В теории менеджмента под контролем понимается комплекс мер, в который входит: сбор, обработка и анализ информации о результатах деятельности, сравнение с целевыми показателями, обнаружение отклонений и выявление причин, разработка программы необходимых мероприятий для достижения плановых показателей. Подготовительный этап процедуры контроля подразумевает установление стандартов, то есть конкретных целей, степень достижения которых можно измерить. На этапе сопоставления менеджер должен определить, насколько фактические показатели соответствуют поставленным целям. При этом необходимо учитывать, какой масштаб отклонений следует считать допустимым. Этот вопрос кардинально важен, так как слишком большой масштаб может довести проблемы до неисправимых, а слишком маленький сделает контроль неэффективным. После анализа отклонений необходимо выбрать дальнейшие действия: ничего не предпринимать, устранить отклонения или изменить цели. Отсутствие возможности идентифицировать серьезные отклонения до момента их превращения в крупные проблемы делает систему контроля бессмысленной. Идеальная система должна показывать не только масштаб отклонения, но и причины возникновения. Корректировка причин может происходить при помощи улучшения значений каких-либо переменных факторов или усовершенствования технологических процессов. [2]

К сожалению, контроль может нести негативные последствия. Это особенно актуально, когда речь идет о контроле персонала. Проектируемая система контроля должна учитывать возможные негативные эффекты и по возможности их исключить. Побочным результатом наглядного контроля может быть поведение, ориентированное на контроль. Исследования подтверждают, что некоторые сотрудники уделяют больше внимания подконтрольным областям работы, пренебрегая остальной. Также отрицательным эффектом является получение непригодной информации [4].

Для достижения эффективности системы контроля, она должна иметь несколько важных свойств. Во-первых, критерии оценивания должны отражать общие стратегические цели организации и поддерживать их. Для обычных операций абсолютный контроль не необходим, он будет лишь отвлекать от более важных областей. Однако если руководство считает эти виды деятельности критически важными, то для них должна быть организована эффективная система контроля. Во-вторых, не следует забывать, что контроль направлен не столько на выявление проблем, а на решение задач организации. Поэтому система контроля является лишь средством, а не конечной целью. В-третьих, не менее важно, чтобы контроль соответствовал исследуемому виду деятельности, то есть результаты измерений должны объективно отражать действительное положение дел. Следует также уделять внимание времени проведения контроля. Своевременность проведения означает не максимальную скорость и частоту измерений, а наиболее адекватные временные интервалы, соответствующие контролируемой деятельности. Кроме того, контроль должен быть гибким: умение приспосабливаться под происходящие изменения критически важно для системы. При этом эффективный контроль обычно достаточно прост. Простые методы контроля более экономичны в финансовом плане и в трудозатратах. Избыточная сложность системы может привести к отторжению ее людьми, для которых она была предназначена, что в конечном итоге приведет к беспорядкам. Один из самых важных для руководства показателей это экономичность контроля. При разработке системы необходимо учитывать, что полученные фирмой преимущества должны превосходить затраты на контроль. [3]

Литература:

  1. Богданов В. Управление проектами: корпоративная система – шаг за шагом» ­М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  2. Макаева К.И., Чириков Б.Н. Автоматизация процедур казначейского исполнения бюджетов// Сборник «Модели хозяйственного развития: теория и практика Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею профессора Л.Ц. Бадмахалгаева». 2015. С. 407-410.
  3. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами. М.: Вильямс, 2014 г.
  4. Казакова Г.Я., Убушиева А.Н., Организационная культура как ресурс управления предприятием// Сборник «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода» Материалы международной научно-практической конференции. Редколлегия: В.У. Чудрова и др.; ответственный редактор: Б.К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2013. С. 97-99.
Основные термины (генерируются автоматически): система контроля, система контроля должна, организованный контроль необходим, нечеткого вывода, эффективная система контроля, систему контроля бессмысленной, систем контроля гибкости, операций абсолютный контроль, результатом наглядного контроля, контроль неэффективным, этап процедуры контроля, эффективности системы контроля, Управленческий контроль, контроль должен, контроле персонала, эффективный контроль, Простые методы контроля, контроль направлен, экономичность контроля, Идеальная система должна.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос