Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Готфрид А. С. Социально ответственное ведение бизнеса как важный критерий выбора поставщика // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 384-386. — URL https://moluch.ru/archive/131/36304/ (дата обращения: 22.04.2018).



High level of competition among economic entity affects the responsibility, which is one of the way improving the competitiveness of, now it, comes to the fore.

Leaders understand the importance and the necessity of running a socially responsible business and it gradually increases a number of companies which use CSR as one of key-factors for choosing partners. Therefore, we can talk about social responsibility of supply chains.

Keywords: corporate social responsibility (CSR), stakeholders, responsible supply chain management, logistic chain, the code of ethics for suppliers

Чаще всего компании выбирают партнёра по тем или иным признакам, которыми он должен обладать (степень солидности, деловая репутация и т. д.). В настоящее время к данным показателям добавляется и социально ответственное ведение бизнеса.

Рассматривая конкретное предприятие с точки зрения теории стейкхолдеров (stakeholder theory), можно говорить о том, что оно несёт ответственность не перед обществом в целом, а перед конкретными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), которые оказывают влияние на принятие решений на данном предприятии и сами подвержены воздействию этих решений [5]. А. Кэролл предложил рассматривать социальную ответственность конкретной компании в виде матрицы, отражающей взаимосвязь уровней КСО и заинтересованных сторон (таблица 1) [1, 3].

Таблица 1

Матрица заинтересованных сторон иуровней корпоративной социальной ответственности

Заинтересованные стороны

Уровни КСО

Экономическая

Правовая

Этическая

Филантропическая

Владельцы

-

-

-

-

Клиенты

-

-

-

-

Работники

-

-

-

-

Местное сообщество

-

-

-

-

Конкуренты

-

-

-

-

Поставщики

-

-

-

-

Группы активистов

-

-

-

-

Общество в целом

-

-

-

-

Другие

-

-

-

-

Таким образом, каждая компания должна реагировать и отвечать на запросы и ожидания стейкхолдеров. Отсюда можно сделать вывод, что социальная ответственность может рассматриваться в качестве ключевого фактора формирования цепей поставок.

Ответственное управление цепями поставок представляет собой управление экологическим, экономическим и социальным воздействием и соблюдение принципов социальной ответственности каждым звеном логистической цепи. Цель такого управления заключается в создании, защите и росте долгосрочной экологической, экономической и социальной ценности для всех групп влияния, задействованных в цепи поставок [4].

Важную роль в логистической цепи играют поставщики. Большое количество поставщиков у крупных компаний может способствовать возникновению ощутимых рисков, связанных с качеством сырья, количеством бракованной продукции (прямые риски), а также с организацией производства (косвенные риски). Заказчик стремится найти ответственного партнёра, «подталкивая» поставщиков соблюдать принципы КСО, а поставщик, стремясь к сотрудничеству с крупной компанией, начинает подходить к своей деятельности с позиции социальной ответственности. Возможности от внедрения программ ответственного управления цепью поставок и риски при отсутствии такого управления для заказчика и поставщика представлены в таблице 2 [4].

Сейчас большое количество компаний формируют кодексы этики поставщиков, отражающие требования заказчиков к поставщикам товаров или услуг и призывающие поставщика нести ответственность не только за свою деятельность, но и за деятельность своих партнёров.

Таблица 2

Риски отсутствия ивозможности от внедрения программ ответственного управления цепью поставок

Возможности

Риски

Заказчик

Уменьшение репутационных рисков;

Увеличение эффективности собственной политики КСО;

Привлечение поставщиков к совместному решению социальных и экологических вопросов;

Рост количества потребителей, повышение лояльности клиентов;

Доступ к рынкам и капиталу.

Потеря репутации (уменьшение стоимости бренда, потеря клиентов);

Потеря контрактов;

Неэффективность работы поставщиков в связи с отсутствием собственной программы социальной ответственности бизнеса.

Поставщик

Возможность сохранения заказчика и привлечения новых;

Возможность увеличения закупочной цены благодаря лучшей, чем у конкурентов, системе ответственности бизнеса;

Рост эффективности производства из-за повышения уровня охраны труда, улучшения производительности работников, использования ресурсов партнёров;

Доступ к рынкам и капиталу.

Потеря заказов;

Исключение из перечня фактических или потенциальных поставщиков;

Штрафы.

Ключевыми идеями кодексов этики являются: отсутствие фактов использования детского и принудительного труда; отсутствие дискриминации по отношению к работникам; наличие права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров; соблюдение режима труда, условий выплаты заработной платы, пособий, компенсаций; ответственность перед обществом; противодействие коррупции; соблюдение требований законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности; соблюдение законодательства по охране окружающей среды; соблюдение правил конфиденциальности и др. [2].

Как правило, соблюдение принципов социальной ответственности, обозначенных компанией-заказчиком в кодексе этики поставщиков, является обязательным условием при выборе поставщика, а принятие и соблюдение данного кодекса — неотъемлемой частью договора между партнёрами.

Таким образом, соблюдение принципов социальной ответственности распространяется на всю цепь поставок, поэтому можно говорить о тесном взаимодействии логистики и социальной ответственности. Такое взаимодействие способствует созданию конкурентных преимуществ компании при снижении затрат на эти процессы и укреплению позиции фирмы на рынке, повышению эффективности деятельности предприятия, ускорению реакции на потребности рынка, улучшению работы риск-менеджмента, формированию и корректировке стратегии, внедрению инноваций.

Литература:

  1. Carroll A. B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. 1991
  2. IQNetSR 10. Международный стандарт. Системы менеджмента социальной ответственности. Требования. 2011
  3. Благов Ю. Э. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента — 2004. — № 3 — С. 17–34
  4. Хлевицкая Т. Б. Садеков А. А. Управление цепями поставок в контексте социальной ответственности. Теория и практика коммерческой деятельности. Материалы II Всероссийской научно — практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск — 2012. — С. 16–19
  5. Хромов-Борисов С. Связанные одной цепью. / С. Хромов-Борисов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.emitent-spb.ru
Основные термины (генерируются автоматически): социальной ответственности, соблюдение принципов социальной, принципов социальной ответственности, управления цепью поставок, ответственного управления цепью, ответственное ведение бизнеса, one of, внедрения программ ответственного, цепями поставок, программ ответственного управления, социальной ответственности бизнеса, позиции социальной ответственности, менеджмента социальной ответственности, корпоративной социальной ответственности, контексте социальной ответственности, social responsibility of, is one of, one of key-factors, number of companies, level of competition.

Ключевые слова

стейкхолдеры, логистическая цепь, корпоративная социальная ответственность (КСО), ответственное управление цепями поставок, кодекс этики поставщиков

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос