Автор: Тлеуж Мурадин Махмудович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Тлеуж М. М. Проблемы правозащитной деятельности в современной России // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 511-513.



Данная статья посвящена проблемам правозащитной деятельности в современной России. Здесь представлены основные проблемы правозащитной системы и способы их решения. В статье делается акцент на анализе правозащитной деятельности как элемента, который необходим для осуществления справедливого правосудия.

Ключевые слова: правозащитная деятельность, правовая политика, системность, принцип законности

Одной из проблем из проблем в сфере защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека в современной России является низкая эффективность правозащитной деятельности. Причиной тому служит отсутствие скоординированности усилий всех заинтересованных государственных и общественных организаций, политических и общественных деятелей.

Действительно, в Российской Федерации множество органов и учреждений, общественных и иных объединений, занимающихся решением данного вопроса: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и т. д.

Налицо не только параллелизм, но и нездоровая конкуренция, некоторое перетягивание каната одних правозащитных организаций в отношении с другими, игра на публику и другие малоприятные вещи, не самым лучшим образом способствующие повышению эффективности деятельности по защите прав человека. Не полностью налажено взаимодействие данных организаций с международными правозащитными системами.

Следующая по важности проблема затрагивает деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Оставаясь, как правило, вне политики, неправительственные правозащитные организации (НПО) отстаивают права и свободы граждан, оказывают им необходимую юридическую помощь, осуществляют правозащитный мониторинг.

В связи с этим приходится по-прежнему констатировать то, что до сих пор не сложилось характерное для современного развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций. Существует и время от времени ярко проявляется взаимное недоверие.

С одной стороны, власть и общество в целом пока еще не пришли к пониманию положительного значения гражданской активности НПО. Имеет место быть дискредитация некоторых из этих организаций в связи с их финансированием за счет зарубежных грантов (хотя это в большинстве случаев не является незаконным и соответствует мировой практике). Кроме того, властные институты в нынешней России регулярно дают поводы для опасений, что власть предпринимает попытки делить правозащитников на «лояльных» и «нелояльных», то есть не заслуживающих поддержки. Такой курс негативно сказывается на развитие и становление зрелого гражданского общества.

Однако, с другой стороны, некоторые неправительственные правозащитные организации, вопреки общепринятым правозащитным принципам, слишком политизируют свою деятельность и высказывания, идут на осознанную конфронтацию с властью. Имеются примеры воздействия и на правозащитную деятельность различного рода политических и иных «особых» интересов.

В итоге у большей части российского общества возникают подозрения в ангажированности, «избирательности сферы правозащитной деятельности». Правозащитники, по мнению данных критиков, декларируя универсальный характер своей деятельности, на деле защищают очень выборочно: или «своих», или противников своих оппонентов.

Другая актуальная для современной России проблема — трудности с финансированием деятельности правозащитных организаций. Скорее исключением, нежели правилом остается предоставление неправительственным правозащитным организациям средств из государственных или муниципальных источников или от частных российских спонсоров. В результате чего они нередко вынуждены обращаться к зарубежным источникам финансирования, что в принципе не запрещено, а значит, разрешено российскими законами. Важно лишь, чтобы получение зарубежных грантов не превращалось в самоцель. Прозрачность получения и использования НПО зарубежных грантов также вполне законное и естественное требование.

Одним из основных признаков современной развитой демократии является стабильная модель взаимоотношений между обществом и государством. В рамках такой модели каждый член общества твердо знает свои права и свободы, в том числе и право самому или сообща отстаивать их всеми, не противоречащими закону средствами. В свою очередь и государство не забывает о правовой и общественно-политической ответственности за неисполнение присущих ему обязанностей. Обязанности эти довольно просты: обеспечивать права и не вмешиваться в свободы каждого члена общества путем принятия и соблюдения соответствующих законов и процедур.

Исходя из этого, следующим общим руководством к совершенствования правозащитной политики после координации действий следует указать последовательность осуществления действий. Должен быть выстроен четкий алгоритм для решения накопившихся в нашей стране проблем. Потому что, нередко одна проблема влечет за собой другую и вытекает одна из другой. Можно согласится с А. А. Редько, который указывает на то, что в отсутствии четкой последовательности действий, социальная ценность отдельных юридических механизмов будет не высока. Необходима разработка официальной Концепции правозащитной политики, которая бы стала программным документом, закрепляющим наиболее общие направления по совершенствованию юридического воздействия в целом, а так же основные приоритеты, цели и направления правового регулирования, а так средства при помощи которых данные действия будут реализованы, способы и сроки реализации. Следует отметить, что разработка подобных концепций имеет место в нашей стране. Огромный вклад в теоретическое осмысление данной проблемы и практической разработке Концепции правозащитной политики прикладывает А. В. Малько.

Проведя анализ необходимых изменений в различных сферах общественной жизни, можно выделить общие задачи по совершенствованию правозащитной политики в российском обществе, среди которых следует остановиться на следующих:

– необходимо выявить те факторы и условия, которые порождают в современном российском обществе правозащитные риски;

– необходимо создание и функционирование единого правового поля в области правозащитной деятельности;

– необходимо выстроить эффективные механизм взаимодействия и координации деятельности государственных и муниципальных органов в сфере осуществления правозащитной деятельности;

– требуется улучшение материального обеспечения деятельности правозащитных органов;

– повышение уровня открытости правозащитной системы;

– развитие негосударственной составляющей правозащитной системы и передача части функций структурам гражданского общества;

– совершенствование системы правовых средств защиты права;

– приведение правозащитной системы России в соответствии с международными стандартами и нормами;

– осуществление просвещение в области защиты прав граждан и организаций;

– способствование разрешению споров и конфликтов между гражданами, общественными организациями и государственными и муниципальными органами исключительно правовыми средствами в рамках действующего законодательства и основополагающего принципа справедливости.

– необходимо наладить взаимодействие между отечественными правозащитными организациями и международными првозащитными системами.

Любые преобразования в обществе не возможно успешно осуществить без четкой продуманной и правозащитной политики. Выделение наиболее важных приоритетов правозащитной политики и приведение их в соответствующую систему позволит установить новые подходы по совершенствованию правозащитной системы российского общества, что может способствовать целесообразному использованию полученных результатов, как в научной деятельности при разработке новых теоретических взглядов, так и в практическом применении и реализации правозащитной политики в российском общества.

Литература:

  1. Рудковский В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: автореф. дисс. к.ю.н. Н.-Новгород, 1998. 34 с
  2. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 316
  3. Поляков С. Б., Нечкина Е. Ю. Понятие правоприменительной политики // Адвокат. 2013. № 8. С. 24–33
  4. Карасев М. Н. Вопросы реализации налоговой политики в российском законодательстве о налогах и сборах: автореф. дисс. к.ю.н. М., 2005
  5. Рассохина А. А. Проблемы укрепления законности в реализации правозащитной политики в РФ // Исторические, философские, политические и юр. Науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 8. С-168
  6. Рассохина А. А. Совершенствование правозащитной системы российского общества // Экономика и Право. 2016. № 3. С -135
Основные термины (генерируются автоматически): правозащитной политики, правозащитной системы, правозащитной деятельности, Концепции правозащитной политики, реализации правозащитной политики, правозащитной системы российского, совершенствованию правозащитной, правозащитных организаций, проблемам правозащитной деятельности, анализе правозащитной деятельности, эффективность правозащитной деятельности, совершенствованию правозащитной политики, проблемы правозащитной системы, совершенствования правозащитной политики, Российской Федерации, правозащитной системы России, приоритетов правозащитной политики, осуществления правозащитной деятельности, совершенствованию правозащитной системы, области правозащитной деятельности.

Ключевые слова

правовая политика, системность, принцип законности, правозащитная деятельность

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос