Проблемы методов мотивации в таможенных органах
В любой сфере жизнедеятельности и во все времена самыми жизнеспособными были сплоченные группы людей, сильные и дружные команды сотрудников, которые принимали цели и задачи организации за свои собственные. И самая главная задача любого руководителя — заразить коллектив желанием работать с полной отдачей, атмосферой дружбы и сплоченности во благо общей идеи, создать комфортные условия и предложить достаточно полномочий для реализации плана организации. Это относится также и к сотрудникам таможенных органов.
Мотивация персонала — процесс побуждения сотрудников организации к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей и реализации задач организации. Это один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия [8].
Выделяют следующие задачи мотивации:
– формирование у каждого руководителя особых подходов к управлению своими сотрудниками с использованием современных методов мотивации
– формирование у каждого работника организации самого понимания сущности и значения мотивации в процессе трудовой деятельности;
– обучение сотрудников и руководящего состава основам психологии в общении внутри организации.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, необходимо проанализировать сам процесс мотивации в организации, установить зависимость между индивидуальной и групповой мотивацией, а также изменения в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям. Перед работой над совершенствованием системы мотивации персонала необходимо прежде всего выяснить и учитывать пожелания хотя бы ключевых сотрудников в организации [2].
Из целого перечня стандартных проблем сотрудников следует особо выделить следующие:
- Низкий размер денежного вознаграждения за трудовую деятельность.
- Примитивность системы мотивации: часто жестко авторитарный стиль руководства отношении подчиненных, грубость, отсутствие похвалы и морального поощрения.
- Несправедливость и нерациональность системы оплаты труда: субъективный подход в оплате труда, равная оплата труда работникам при различных уровнях результативности, завышенные оклады «своим» сотрудникам и тд.
Необходимо всегда помнить, что к любому сотруднику необходимы свой индивидуальный подход [4], разные типы поощрений, только в этом случае можно добиться успеха в мотивации служащих с разными потребностями.
Смысл процесса мотивации лежит в значении слов «потребности», «побуждение», «вознаграждение» и во взаимоотношении ими [1]. Потребности человека создают побуждения, направленные на получение вознаграждения; в этом и есть основа мотивации.
Именно на этой основе появилась теория иерархии потребностей А. Маслоу, на высшей ступени которой находится потребность в самоактуализации как высшем мотивационном факторе. В разработанной этим ученым потребностей у ее основания находятся физиологические потребности, за которыми в порядке возрастания расположились потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребность самоактуализации, выступающая в качестве высшей потребности человека.
Таким образом, мотивация — это процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенного вознаграждения [3].
Проанализировав результаты многочисленных опросов среди сотрудников таможенной службы, можно сказать, что базовые потребности людей не удовлетворяются, это приводит к неэффективной трудовой деятельности, необходимости восполнения неудовлетворенных потребностей. Это вызывает негативное психологическое состояние людей и поиск способов решения проблем (многие сотрудники, например, нехватку денежных средств в семье восполняют преподаванием и ведением научной деятельности), и зачастую многие сотрудники прибегают к незаконным способам решения своих финансовых проблем, путем «таксования по вечерам-ночам», написанием курсовых и рефератов, продажей техники в магазинах по выходным дням и тд. А некоторые сотрудники рискуют свободой ради удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи, развивая коррупционную составляющую в таможенной сфере, не видя других способов обеспечить достойную жизнь в современных условиях.
Согласно теории справедливости Дж. Стейси Адамса основная роль в выполнении работы и получении удовлетворения принадлежит степени справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Когда человек чувствует, что отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы оказывается не равным соотношению у других работников, у него возникает ощущение несправедливости [5].
В таможенной сфере в настоящее время сложилась ситуация, когда большое количество основных ее специалистов, которые затрачивают заведомо больше усилий на трудовую деятельность в силу ее ответственности, сложности, при этом обладая высокой квалификацией, остро ощущают несправедливость по отношению к ним в соблюдении социальной и материальной справедливости.
Так, в центральном аппарате ФТС России по мотиву социальной несправедливости федеральных госслужащих уволилось почти в пять раз больше, чем сотрудников. Кроме того, по сравнению с 2015 годом, процент уволенных госслужащих по мотиву социальной несправедливости сократился лишь на пять процентов, в то время как сотрудников — на 47 %.
А начало этой несправедливости было положено разделениям таможенников на касты: сотрудники, федеральные государственные служащие-специалисты, федеральные государственные служащие — обслуживающие специалисты, что сразу же негативно сказалось на сотрудниках таможенных органов в социально-психологическом плане, и выразилось появлением непростых ситуаций в таможенных коллективах, недовольством, высказываемым таможенниками в различных опросах и исследованиях, неравной и несправедливой, по мнению многих, системой оплаты труда и социальных гарантий [7].
Итак, выделим четыре простейших принципа, соблюдение которых обычно дает возможность существенно повлиять на производительность труда сотрудников:
- Для разных категорий сотрудников, для разных подразделений, для разных направлений должны существовать различные системы мотивирования.
- Перед сотрудником должны ставить четкие, понятные и достижимые цели. Сотрудники должны представлять, как добиться желаемого результата
- Цели, которые ставятся перед персоналом, должны постоянно меняться. Это дает возможность постоянно открывать новые скрытые резервы, апробировать новые методы работы.
- Переменная часть зарплаты должна быть ощутимой для сотрудника. Если премии и бонусы будут незначительны, стремление трудиться эффективно не будет.
Также нет смысла вводить финансовую систему мотивации всем служащим. Во-первых, не все позиции служащих важны для жизнедеятельности организации, во-вторых, стоимость сотрудников на рынке труда разная. Это позволит решить задачу желания служащих расти и развиваться, выполняя качественно свои задачи и проявляя желание к большему [6].
Низкая мотивация сотрудников всегда является причиной возникновения отрицательных итогов в трудовой деятельности: спад результативности работы; понижение качества работы, проблемы в социально-психологической обстановке внутри трудового коллектива, ухудшение образа организации.
Поэтому проблема методов мотивации персонала как никогда является одной из самых актуальных в настоящее время.
Литература:
- Волкова В. В. Основание для применения поощрения государственных служащих // Современное право. 2013. N 6.
- Горшкова Е. В. Совершенствование системы мотивации труда государственных гражданских служащих. Автореферат дисс. канд. Соц. Наук. Москва, 2010. URL: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovaniesistemy-motivatsii-truda-gosudarstvennykh-grazhdanskikh-sluzhashchikh.
- Зинченко Г. П. Социокультурные основания функционирования государственной службы // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 2.
- Овчаренко Р. К. Управление государственной гражданской службой. Ростов-н/Д: Антей. 2011. С.260.
- Овчаренко Р. К. И др. Система мотивации государственных гражданских служащих Ростовской области и результативность их профессиональной служебной деятельности (Результаты выборочного социологического опроса (сентябрь-октябрь 2014 года). М.: Изд-во Перо, 2014. С. 8–9.
- Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. Сорокина Л. И. // Мотивация персонала [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=190.
- Пилюгина Т. А., Киселева О. В. Факторы стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих как средство повышения эффективности государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2013.N40
- Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М., 2006.
- Фомичев Е. В. Трудовая мотивация государственных служащих в условиях реформирования российской государственной службы. Автореферат дисс.канд. Соц. Наук. Ростов-на-Дону, 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/trudovaya-motivatsiya-gosudarstvennykh- sluzhashchikh-v-usloviyakh-reformirovaniya-rossiiskoi.