Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 647 раз

Библиографическое описание:

Мишина Е. С., Рой Н. А. Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 363-365. — URL https://moluch.ru/archive/130/36190/ (дата обращения: 21.04.2018).



В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправления, гражданское общество, проблемы деятельности, нормативно-правовая база, гражданские инициативы

В современных условиях одними из основных задач России является становление и укрепление позиций правового государства и гражданского общества. Эффективность достижения данных задач зависит от многих факторов, в числе которых участие населения в общественно-политических процессах и реализация своих инициатив на местном уровне. «Особая роль в этом принадлежит территориальному общественному самоуправлению (далее ТОС), являющемуся неотъемлемой частью гражданского общества и одной из форм реализации прав граждан на местное самоуправление» [3]. Именно ТОС выступает важным институтом взаимодействия государства и народа.

На сегодняшний день можно заметить качественный и количественный рост ТОС на территории нашей страны. Однако, тем не менее следует сказать, что институты ТОС во многих регионах не имеют достаточно большого опыта реализации своей деятельности, а вместе с этим вытекает ряд проблем участия граждан и эффективности функционирования данной формы народовластия.

Цель данной работы: рассмотреть основные проблемы реализации деятельности территориального общественного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление — это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [2].

Данная форма организации наиболее близка к населению и имеет несколько особенностей, среди них наиболее важными являются:

Во-первых, создание территориального общественного самоуправления возможно только на той территории, где присутствует инициатива граждан. Это прежде всего говорит, что для создания необходимо наличие определённой инициативной группы граждан, которые готовы к решению вопросов местного значения.

Во-вторых, ТОС отличается многоуровневостью. Его создание возможно в подъезде многоквартирного дома, в многоквартирном доме, в группе домов, в жилом микрорайоне, в сельском населенном пункте, не являющимся поселением и на иных частях территории проживания граждан. Это создает предпосылку создания ТОС как на небольших территориях, где концентрация активных граждан невелика, так и на крупных.

В-третьих, ТОС может иметь статус юридического лица. ТОС, становясь юридически зарегистрированным объединением, приобретает некоторые преимущества, из которых наиболее важными являются: возможность осуществления своей деятельности без посредников; большая самостоятельность в решении вопросов местного значения; высокая вероятность привлечения бюджетных и иных финансовых средств для осуществления задуманных проектов за счет участия в различных грантах. Иными словами, статус юридического лица для ТОС очень актуален, так как это самостоятельная организация и для ведения дел просто необходима регистрация в соответствующем органе.

Количественный рост территориального общественного самоуправления свидетельствует о значительном качественном увеличение уровня отношений между обществом и МСУ.

Из вышесказанного становится ясным, что создание ТОС благоприятно как для местных органов, так и для населения. Однако нельзя говорить о максимально эффективной деятельности органов ТОС пока не будет накоплен необходимый уровень знаний и опыта, для функционирования территориального общественного самоуправления как одной из составляющих гражданского общества. На данном этапе существует ряд проблем.

Одной из главных проблем территориального общественного самоуправления можно назвать вопрос несовершенства нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность ТОС. Так, в ФЗ № 131 всего одна статья посвящена ТОС. Она определяет только общие понятия и полномочия. Более конкретные вопросы, связанные с деятельностью ТОС регулируются региональными и местными нормативно-правовыми актами. «Однако при таком подходе существует опасность, что данные права не будут признаваться, и не будет гарантироваться право на ТОС со стороны субъектов РФ» [3]. Из сказанного становится понятным, что каждый отдельный субъект может по-разному трактовать положения федерального закона, принимая собственные акты, тем самым создавая определенные трудности в создании и реализации ТОС. Таким образом, вероятность возникновения неравенства граждан, которые осуществляют собственные инициативы в разных субъектах РФ, заметно возрастает.

Отчужденность населения от проблем территории проживания также сказывается на функционировании ТОС. Люди в большинстве случаев думают только о собственных интересах, равнодушны к жизни государства и безразличны к окружающим. Данные факторы способствуют развитию иждивенческих настроений и появлению потребительского отношения. Процесс по решению данных проблем уже давно запущен. На государственном и муниципальном уровнях проводятся мероприятия, направленные на увеличение гражданской активности, повышение уровня правовой культуры и сознания.

Также немаловажным барьером в деятельности ТОС является недостаточное финансирование. Федеральным законом № 131 установлены основы взаимодействия органов ТОС с органами МСУ в вопросах финансового обеспечения. Тем не менее местная власть самостоятельно определяет долю своего участия в этом процессе. Поэтому зачастую в местном бюджете просто не оказывается тех средств, которые необходимы ТОС для реализации задуманного. Тогда как добровольных взносов граждан и доходов от собственной деятельности не хватает для реализации крупных проектов и эффективного функционирования.

«Следующая проблема связана с разграничением полномочий и взаимодействием органов местного самоуправления с органами ТОС» [3]. Это прежде всего говорит о необходимости создания определённого баланса. Отсюда следует, что органы местного самоуправления должны поддерживать ТОС во всех его начинаниях и развивать уже существующие идеи, в то время как органам ТОС не следует вмешиваться в полномочия и компетенции местных органов власти. Тут же следует отметить, что инициатива создания территориального общественного самоуправления должна исходить от граждан, а не по принуждению органов МСУ. Но ими в свою очередь должны быть созданы все необходимые условия для создания и функционирования ТОС.

Несовершенный обмен информацией между тремя взаимодействующими элементами: население, органы МСУ и ТОС несомненно влияет на динамику развития территориального общественного самоуправления. То есть граждане могут быть не осведомлены о своем праве на участие в решение вопросов местного значения.

И наконец, на сегодняшний день во многих муниципальных образованиях остается нерешенной проблема оценки эффективности ТОС. То есть отсутствует самая примитивная база учета ТОС, функционирующих на территории. А также не разработаны критерии оценки работы органов, которые дают возможность оценить их вклад в развитие территории. При помощи разработанных единых критериев можно спрогнозировать и проанализировать развитие ТОС, а также дать определённые наставления и ориентиры для дальнейшего эффективного развития.

Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день существует ряд определённых проблем, от решения которых во многом зависит развитие территории муниципального образования, а также внесение вклада в совершенствование всего общества и государства в целом. Для решения вышеперечисленных проблем, необходимо проведение специального комплекса мероприятий с целью изменения самой системы территориального общественного самоуправления. Важно отметить, что без должного правового регулирования, сложившееся ситуация останется прежней. В связи с этим, имеется необходимость разработки федерального закона, регулирующего конкретно аспекты деятельности ТОС.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2013. — 29 с.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 16.11.2016).
  3. Чернова Э. Р. Проблемы и перспективы территориального общественного самоуправления в России // Грамота. — 2015. — № 12. — С. 191–193.
Основные термины (генерируются автоматически): территориального общественного самоуправления, органов ТОС, деятельности ТОС, деятельности территориального общественного, деятельности органов ТОС, количественный рост ТОС, создание ТОС, территориальное общественное самоуправление, институты ТОС, предпосылку создания ТОС, реализации ТОС, взаимодействия органов ТОС, местного самоуправления, функционирования ТОС, необходимы ТОС, аспекты деятельности ТОС, деятельность ТОС, деятельностью ТОС, функционировании ТОС, развитие ТОС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос