Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Никоноров Д. И. Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 592-594. — URL https://moluch.ru/archive/130/36183/ (дата обращения: 22.05.2018).



Тема агрессии как способа совладающего поведения в настоящее время становится одной из самых актуальных. Посредством агрессии индивид стремится уравновесить своё эмоциональное состояние. Кто-то видит агрессию в таком поведении человека, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим; другие люди склонны считать, что агрессия должна включать в себя стремление обидеть или оскорбить. Особое значение уделяется социальным детерминантам агрессии, проявлению деструктивной агрессии.

Успех в работе психолога в основном определяется его личностными качествами. По мере научения у студентов — психологов повышается общительность, экспрессивность, они набираются опыта в общении. Период студенчества является в психологии главным в становлении индивида, где важнейшую роль играют профессиональные интересы. Особенности профессионального становления студентов — психологов определяются спецификой профессиональной психологической подготовки. На старших курсах приходит осознание своей роли в качестве психолога и приобретение профессиональных умений. Противоречивый характер студентов — психологов является основой профессионального развития. Студенты ещё в период обучения ориентированы на взаимодействие с другими людьми.

Главным механизмом, запускающим преодолевающее поведение, становится ситуация. Но одна и та же ситуация для разных людей имеет разное значение и оказывает разное воздействие. Это связано с личными особенностями человека, являющиеся соединяющим звеном ситуации и поведения. Психологическая значимость совладающего поведения обозначается эффективной адаптацией личности к требованиям ситуации, в возможностью овладеть ей, ослабить или смягчить эти требования ситуации, что значит, есть возможность погасить стрессовое действие ситуации.

В начальном этапе формирования этих стратегий происходит оценка индивидом сложившейся ситуации для себя как стрессовой. Параметры и качество оценивания во многом определяются будущими стратегия совладания.

Совладание это процесс, в котором личность применяет различные стратегии поведения, иногда даже совмещая их. Менее социально-одобряемые стратегии поведения по отношению к другому человеку, на которого направленно действие, присуще людям, имеющим чрезмерно высокий уровень агрессии. Такие стратегии влияют на межличностное отношение и на общество в целом, побуждая исследовать эти явления с целью повышения благополучия окружающей среды.

Было организовано и проведено исследование 78 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Студенты 6 и 2 курса специальности “Клиническая психология”, и студенты 5 курса специальности “Стоматология”

В соответствие с поставленными задачами нашего исследования был использован психодиагностический метод, включающий следующие методики:

Опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman), тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут).

Для выявления статистически значимых различий использовался критерий U — Манна — Уинти.

  1. Результаты опроса по тесту Л. Г. Почебут:

По результатам проведенной методике было выявлено, что наиболее агрессивными являются студенты специальности “Стоматология”.

  1. Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус:
  1. В группе студентов-психологов 6 курса по результатам исследования было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: поиск поддержки, принятие ответственности и положительная переоценка. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы чаще прибегают к привлечению внешних социальных ресурсов, поиску информационной, эмоциональной, действенной поддержки. Они так же более склонны ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной помощи. Кроме того, они в большей степени признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за её решение. Так же, для них характерно преодоление негативных переживаний за счёт положительного переосмысления проблемной ситуации.
  2. В группе студентов-психологов 2 курса результатам исследования получены следующие результаты:

Было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: конфронтация дистанцирование, самоконтроль и поиск поддержки. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы чаще прибегают к привлечению внешних социальных ресурсов, поиску информационной, эмоциональной, действенной поддержки. Они так же более склонны решать проблемы не за счёт всегда целенаправленной поведенческой деятельности, однако студенты способны к сопротивлению трудностям, энергичностью и умению отстаивать свои интересы. Кроме того, они в большей степени преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Используют приёмы рационализации, юмора, отстранения и т. п. Так же, преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

  1. В группе студентов-стоматологов 5 курса по результатам исследования получены следующие результаты.

Было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: конфронтация, дистанцирование и самоконтроль. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы более склонны решать проблемы не за счёт всегда целенаправленной поведенческой деятельности, однако студенты способны к сопротивлению трудностям, энергичностью и умению отстаивать свои интересы. Кроме того, они в большей степени преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Используют приёмы рационализации, юмора, отстранения и т. п. Так же, преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

Таким образом, опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что чем агрессивнее человек, тем более непродуктивные стратегии поведения он использует для совладания со стрессовой ситуацией.

Литература:

  1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: дис.... канд. психол. наук. Казань, 2007.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Маргуна — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.
  3. Берковиц Л. Что такое агрессия. — М., 2002. 134 с.
  4. Бэрон Р. Агрессия. — М., 1999. 123 с.
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001, 352 с.
  6. Бандура А. Исследования агрессии в эксперименте. М., 2002, 78 с.
  7. Баркер Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде. — М., 2004. 56 с.
  8. Василюк Ф. Е. Современные представления о переживании. — М., 2002. 211 с.
  9. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С.183 –190.
  10. Грегор О. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб, ТОО «Лейла», 1994–384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегии поведения, использовании копинг-стратегий агрессивными, негативные переживания, склонные агрессивному поведению, отношении следующих стратегий, агрессивными студентами, выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, значимые различия, степени эмоциональной вовлеченности, разрешении проблемы, большей степени, результатам исследования, счет целенаправленного подавления, счет субъективного снижения, привлечению внешних социальных, целенаправленной поведенческой деятельности, внешних социальных ресурсов, восприятие ситуации, студенты способны.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос