Актуальность исследования. В условиях реформирования высшего образования все значимее становится роль высшей школы в становлении не только компетентного специалиста, но и в формировании социально, психически и физически здоровой личности. Тем самым, высшие учебные заведения, выполняя важный государственный заказ на подготовку высококвалифицированных и компетентных кадров отраслей народного хозяйства, параллельно должны обеспечить временную продолжительность профессиональной жизни своих выпускников. Однако содержание высшего образования, формируя у студента общекультурные, универсальные и профессиональные компетенции, уже наносит негативный отпечаток на здоровье обучающегося.
Наиболее очевидна сказанная проблема выражается у студента уже имеющего отклонения в здоровье, составляющий контингент специальной медицинской группы. С каждым годом растет процент студентов специальных медицинских групп и приближается по данным ряда исследователей к 50 % от всего контингента обучающихся [1; 2].
Статистика медицинских осмотров студентов вузов России свидетельствует о наличии многочисленных заболеваний у обучающихся нарушений в сочетании с крайне низким уровнем физическая подготовленности. Иерархия заболевании согласно исследованиям учёных [1; 2] выглядит следующим образом: наиболее распространёнными среди студентов, являются заболевания сердечно-сосудистой системы, затем, опорно-двигательного аппарата, нарушения органов зрения, болезни пищеварительной системы, почек и мочевыводяших путей, дыхательной системы, эндокринной системы. Вышесказанное послужило нам в выборе направления исследования, цель которого на основе представления итогов профилактических медицинских осмотров в двух вузах г. Москвы (РУДН и РАНХиГС) определить направления внедрения «здоровьесберегающих технологий» в процесс физкультурного образования в высшей школе.
Итоги профилактических медицинских осмотров студентов 1 курса за последние 5 лет в двух вузах г. Москвы (РУДН и РАНХиГС) наглядно показывают увеличение количества студентов, имеющих отклонения в здоровье.
Рис. 1. Распределение заболеваний выявленных при профилактических осмотрах студентов 1 курса РУДН (% от общего числа студентов СМГ)
Рис. 2. Распределение заболеваний выявленных при профилактических осмотрах студентов 1 курса РАНХиГС (% от общего числа студентов СМГ)
Представленные данные показывают, что для иностранных студентов свойственно иметь патологии по зрению. У российских же студентов большой процент отклонений в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, плоскостопие и т. д.), что очевидно связано с их низкой двигательной активностью в школьном возрасте и увеличением числа заболеваний сердечно-сосудистой системы в их последующей жизни из-за нарушений позвоночника.
Следует также отметить и увеличение числа преподавательского состава, работающего с этой категорией студентов: в 2014–15 учебном году в РАНХиГС работал 1 преподаватель кафедры физического воспитания с этой категорией студентов на полную ставку и 1 преподаватель частично. В 2015–16 учебном году уже 2 преподавателя на полную ставку, а в 2016–17 учебном году 2 педагога с полной учебной нагрузкой и 2 педагога с частичной нагрузкой.
Работа со студентами СМГ зачастую представлена в виде применения физкультурно-оздоровительных упражнений, преимущественно гимнастической направленности, и при этом не всегда учитывающих их заболевание [1]. Данное положение обуславливает снижение мотивации к предмету, что логично влечёт за собой и снижение качества формирования компетенции по физической культуре. Отметим, что на учебных занятиях многие студенты СМГ желают заниматься игровыми видами ФСД, фитнесом, плаванием. Таким образом, уже на примере двух вузов очевидно, что в системе высшего образования актуальна проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению, предполагающее заботу о здоровье студентов. Это обуславливает внедрение «здоровьесберегающих технологий» в процесс физкультурного образования в высшей школе [2]. Полагаем, что внедрение технологий может предусматривать 2 направления:
- Подбор и использование на занятиях «мотивирующего» вида физкультурно-спортивной деятельности, ориентированной на повышение здоровья студента (например, внедрение видов физкультурно-спортивной деятельности, которые сопряжённы, идентичны по структуре двигательных действий с видами физкультурно-спортивной деятельности программы по физическому воспитанию; фитнес-технологии; оздоровительные системы).
- Применение корректирующих условий на занятиях, направленных на выбранный вид физкультурно-спортивной деятельности с целью повышения здоровья студента (в первую очередь, жесткое регламентирование физической нагрузки) [3].
Представленные направления с позиции педагогической науки успешно реализуются организацией учебного процесса по физкультурному образованию на основе взаимосвязи компетентностного подхода и модульного обучения. Однако процесс сохранения и укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы недостаточно изучен в аспекте компетентностного и модульного подходов, реализуемых в физкультурном образовании; отсутствуют систематические исследования сохранения и укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы направленным использованием оздоровительно-коррекционных занятий физической культурой.
Мы же полагаем, что именно в модульно-компетентностном подходе, предполагающий структурную детализацию и дифференциацию содержания учебного материала, можно обеспечить становление у студента компетенций с учётом профессиограммы и вида заболевания, его интересов, формирование профессиональных качеств на основе наиболее действенного выбора физкультурно-спортивной деятельности.
По мнению, Худаковой Л. В. преимущества и особенности модульно-компетентностном подхода в профессиональном образовании являются: разбивка содержания дисциплины на законченные части (фрагменты, блоки, модули и их элементы), имеющие самостоятельное значение; отсеивание материала, являющегося «лишним» для этапа обучения, уровня подготовленности студента, вида профессии, характера заболевания и т. д.; максимальная индивидуализация в обучении. Модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного шаблона, состоящего из следующих компонентов: точно конкретизированные учебные цель и задачи в соответствии с формируемой компетенцией; список необходимого учебного оборудования и материалов; взаимосвязь со смежными учебными элементами; собственно учебный материал; практические занятия для обработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; оценочные материалы [4].
Следует отметить, что модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании обусловливает также закономерное внедрение и использование в учебном процессе балльно-рейтинговую систему оценивания студента. Применение балльно-рейтинговой системой оценки учебного материала, представленного в виде модулей, позволяет, во-первых, дифференцированно провести оценивание студентов, во-вторых, глубже выявить индивидуальные способности студентов и, в-третьих, объективнее оценить усилия студентов, затраченные на выполнение оценочных заданий.
Таким образом, анализ научных источников показал, что здоровье студентов — это недостаточно изученный аспект их жизни. И если исследования здоровья обучающихся школьного возраста более-менее глубокие и основательные, то в отношении здоровья студенческой молодёжи имеется нехватка информации, например, недостаточное изучение вопроса внедрения модульного обучения в физкультурное образование высшей школы, и особенно, со студентами специально-медицинских групп. Это обуславливают разработку концепции реализации физкультурного образования со студентами специально-медицинских групп в высшей школе на основе модульно-компетентностного подхода, которая на новом качественном уровне способствовала формированию компетенций у студентов различных направлений подготовки, специальностей, различного уровня здоровья, индивидуальных и личных особенностей.
Литература:
- Алфёрова, И. А. Формирование компетенций поддержания здоровья в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Дисс. … канд. пед. наук (13.00.08) / И. А. Алфёрова — Краснодар, 2008. — 188 с.
- Бородулина, А. В. Педагогическое проектирование физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп. Авторефю дисс. … канд. пед. наук (13.00.04) / А. В. Бородулина — Шуя, 2015. — 24 с.
- Тимошина, И. Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений [Текст]: Монография / И. Н. Тимошина. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 138 с.
- Худакова, Л. В. Проектирование и реализация содержания учебных курсов на основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании. Автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.08) / Л. В. Худакова. — Казань, 2015. — 25 с.