Рок-движение на Кубани в годы перестройки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Капшук А. Ю. Рок-движение на Кубани в годы перестройки // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 539-542. — URL https://moluch.ru/archive/130/36118/ (дата обращения: 18.06.2018).



В статье раскрывается процесс зарождение неформальных объединений молодежи в Краснодарском крае в период перестройки и демократизации общества. Приводятся выдержки статей из периодической печати, а также из интервью руководителей и представителей молодежных объединений на Кубани периода перестройки. Определяются причины и динамика появления рок-движения в молодежной среде.

Ключевые слова: неформальные объединения молодежи, рок-движение, рок-группа, Кубань, Краснодарский край, перестройка, ВЛКСМ

Предметом исследования являются объективные причины снижения роли ВЛКСМ и зарождения неформальных объединений молодежи и рок движения в Краснодарском крае в годы перестройки.

Долгое время в СССР рок считался чуждым направлением в музыке. Однако в 80-е годы ситуация изменилась. Значимыми событиями в развитии рок-движения стали проведение рок-фестивалей, появление рок-групп и клубов, новые телевизионные передачи. В годы перестройки рок-движение фактически легализовалось. Начиная с 1986г., в советских газетах начали писать различные статьи о неформальных молодёжныхдвижениях и их интересах. Большое количество статей выходили в газете Краснодарского крайкома ВЛКСМ «Комсомолец Кубани». В газете «Новороссийский рабочий» была открыта специальная рубрика «Рок-лаборатория» [1,с.2]. При этом, очень часто журналисты, которые писали о неформалах и рок-музыке, сами негативно относились к этому движению и не скрывали это в своих статьях. Вот, например, одна из цитат журналиста газеты «Комсомолец Кубани» В. Макарова, который писал статьи о рок фестивале «Мир-Музыка-Молодёжь»: «Беда многих рок-групп — расходятся слова и мысли. Доказать это невозможно. Просто им не веришь и всё. Поют о какой-то проблеме, а мысли заняты тем, какое впечатление они производят на зрителей. Получается неправда, хуже того, дискредитация каких-то, в общем-то, верных идей» [1,с.4]. Вся статья пестрит подобными цитатами. В других статьях тоже было много оценочных суждений, негативно характеризующих неформалов: «Неформалы любят обвинять в предвзятости. Парадокс: люди, ратующие за свободу точек зрения, ополчаются на мнение хоть в чём-то отличающиеся от их собственного» [2, с.2]. Некоторые читатели уже в то время видели однобокое написание статей. Один из читателей газеты И. Ляскин заметил: «…в нашей прессе слишком мало информации о музыке и музыкантах, которыми увлекается молодёжь. Да и пишут чаще всего в таком формате: минимум информации и максимум комментариев. Простите, но я не считаю себя глупее тех, кто это пишет. Дайте мне полный объём информации — и я сам разберусь, что к чему» [3.с.4]. Постепенно ситуация стала меняться и уже к 1988 г. статьи в газетах о рок-музыке стали менее предвзятыми. Это заметил и лидер коллектива «ЭВМ» А. Монин: «Да, рок перестал так активно «обругиваться» в прессе» [4,с.4].

В период перестройки в Краснодарском крае рок был одним из самых популярных стилей музыки среди молодёжи. Продавец музыкального магазина «Мелодия» отмечала, что очень быстро раскупаются пластинки рок-коллективов «Бригада С», «Наутилус Помпилиус», «Алиса», «Чёрный кофе», «Metalliсa» и других [5, с.2].На основе этого стиля музыки возникают различные неформальные объединения молодёжи (НОМ). НОМ — это разновидности малых групп, которые возникают спонтанно, относительно устойчивые, строятся на основе общих возрастных интересов, своих норм поведения, имеют свою упорядоченную структуру отношений и обычно имеют неформального лидера [6,с.6].Активное развитие неформальных молодёжных движений началось уже в период перестройки. Толчком к этому стало принятие летом 1986 г.«Положение о любительских объединениях, клубах по интересам» [7, с.26].

В 1970-е — 1980-е гг. общественно-политическая деятельность молодёжи могла проявляться только в рамках работы в ВЛКСМ. Фактически эта деятельность часто не была творческой и общественно полезной, а сводилась к показательной активности [8,с.13].Это замечали и сами комсомольцы. Например, по оценке секретаря комитета ВЛКСМ КубГУ Е. В. Морозовой, 80 % времени комсомольцы тратили на то, что им не было интересно, лишь 20 % времени тратилось на что-то полезное и интересное молодёжи [9]. Разрыв между общественной практикой и лозунгами приводил к тому, что у некоторой части молодёжи начинало складываться негативное отношение к официальным организациям [8,с.13].

Современники по-разному видят причины популярности неформальных молодёжных движений в период перестройки. Секретарь по идеологии и пропаганде Краснодарского крайкома ВЛКСМ Е. Г. Балышкин считает, что причины роста неформальных организаций заключались «в снижении уровня идеологической работы, которая проявилась в размывании ценностей, присущих идеологии советского периода, и прихода на их места, в условиях открытого железного занавеса, новых явлений» [10]. Член «Демократического Союза» И. П. Коломийцев предполагает, что это было «показателем общего брожения в обществе: все требовали перемен» [11].Представитель школьной молодёжи П. В. Хованский считает, что у людей были проблемы с идентичностью. Было непонятно «кто мы?», «что будет завтра?». «Люди пытались найти себя, свою идентичность» [12]. В фильме «Легко ли быть молодым?» участник неформального движения рассказывал, что они хотели быть честнее, чем взрослые: ни лгать, ни лукавить. «Да, мы грязные, дранные, жуткие, но мы ваши дети и вы нас такими сделали своим двуличием, ложью, своей правильностью на словах и в идеалах, а в жизни мы видим всё это вверх ногами, всё наоборот» [13].

Рок-концерты создавали большой диссонанс с привычным «официозом». Е. Морозова, рассказала, что, попав в середине 1980-ых гг. на концерт группы «Машина времени», у неё было ощущение, будто бы она попала в другую реальность. Сам концерт проходил полуподпольно: афиш не было, билеты достать было достаточно трудно. Атмосфера концерта давала возможность задуматься над многими вопросами: «Хотя тексты были абсолютно аполитичными, но общий настрой возвращал человека к пониманию того, что происходит» [9].

В период перестройки в Краснодаре начали появляться рок-клубы. Первый из них открылся в Доме Культуры железнодорожников. До этого рок-музыканты были вынуждены играть в подвалах. Несмотря на появление рок-клубов, у музыкантов оставалось большое количество сложностей: часто не было место для репетиций, мало проводилось концертов, денег у рок-коллективов было мало, не хватало на покупку аппаратуры и даже на покупку струн. Дома культуры забирали всю выручку от выступлений себе [14,с.4].Некоторым группам приходилось подрабатывать разными способами. Например, музыканты коллектива «Авиатрек» работали в кафе «Романтика» [15,с.4].

Несмотря на все сложности, рок-клубы помогали организовывать концерты и взаимодействовать с официальными организациями. Например, в 1988 г. рок-клуб Дома культуры хлопчатобумажного комбината «Текстильщик» в Краснодаре организовал фестиваль «Рок за мир». Эту инициативу поддержал городской комитет ВЛКСМ. Комсомол помог наладить выпуск афиш и организовать продажу билетов. На фестивале выступили несколько музыкальных коллективов: «Коридор», «Авиатрек», «НЗ», «Холодильник», «77Бис» и «Визит». При этом музыкантом пришлось согласовать все песни в худсоветах, в которые входили как представители самих коллективов, так и комсомольцы. Средства, полученные от продажи билетов, были направлены в Фонд мира [15,с.4].В ноябре того же года на сцене Дома культуры ХБК и Краснодарской филармонии прошёл музыкальный фестиваль, на котором выступила 41 рок-группа и 11 коллективов, игравших джаз. Во время фестиваля был проведён конкурс. Жюри оценивали музыкантов по десятибалльной шкале. Победители получили аттестационные листы, дающие право группе заниматься концертной деятельностью [16,с.4].

Очень часто в Краснодарский край стали приезжать известные на весь Советский Союз музыкальные коллективы. В 1986 г. во Дворце Культуры Краснодарского хлопчатобумажного комбината состоялось выступление группы «Ария». Желающих попасть на концерт было так много, что не все смогли получить билеты. Даже дошло до конфликта между молодыми любителями рок-музыки и представителями милиции [17,с.4].В июне 1987 г. в Новороссийске на стадионе «Труд» проходилIIРок-фестиваль «Мир-Музыка-Молодёжь». Впервые в Краснодарском крае на одной площадке собралось такое большое количество музыкальных коллективов, играющих металлический рок. В фестивале принимали участие рок-группы из разных городов Советского Союза: «Стайер» (Москва), «Форвард» (Калининград), «Ария» (Москва), «Дубль-1» (Москва), «ЭВМ» (Калинин), «Раунд» (Москва), «Скетч» (Николаев), «Индекс» (Липецк), «Цейтнот» (Москва), «Контакт» (Кировоград), «Зеркало мира» (Москва), «Круг» (Омск), «Динамик» (Москва), «Монитор» (Москва). Большое количество молодёжи сами желали помочь в организации и проведении фестиваля [1,с.4].Самым ожидаемым гостем фестиваля была группа «Ария». После их приезда молодёжь ходила по городу, пела песни и взывали к горожанам: «Люди, проснитесь! Как вы можете спать? К нам в город приехала «Ария»!» Валерий Кипелов, вокалист этого коллектива, был одним из самых популярных людей среди молодёжи. Для того чтобы молодые парни и девушки могли встретиться со своими кумирами, организаторы фестиваля провели встречу музыкантов и молодёжи [17,с.4].

Представители некоторых рок-коллективов, выступавших на фестивале, рассказали журналистам об их творчестве. Руководитель группы «ЭВМ» А. Монин сообщил, что главной задачей их группы является доказать, что рок-музыка имеет право на место в ряду шедевров мирового искусства. Кроме того, их группа борется за демократизацию. По мнению лидера коллектива, демократия — это когда «каждый будет честно трудиться и говорить то, что думает». А. Монин рассказал, что, по его мнению, основной проблемой советских рок-музыкантов являлась нехватка техники: многим хорошим музыкантам не на чем играть. Другой проблемой была неготовность советских зрителей, многим из которых «непонятен язык рок-музыки» [1,с.4].Художественный руководитель группы «Ария» В. Винштейн рассказал, что их коллектив нашёл свой путь в музыке. Несмотря на то, что сам стиль хэви-метал пришёл из-за рубежа, они вкладывают в слова свои идеи и поют о том, что волнует музыкантов [17,с.4].Руководитель коллектива «Индекс» И. Сандлер сообщил, что музыканты группы обычно стремятся к разнообразию и не зацикливаются на каком-то одном музыкальном стиле: «… Две или три вещи мы играем в стиле металла, потом что-нибудь джазовое, потом фьюжн или какой-нибудь лёгкий рок-н-ролл». Так же он подчеркнул, что философии у коллектива нет. Они играют просто потому, что им это нравится [1,с.4].

Организатор фестиваля В. Дарксин сообщил, что хотел пригласить большее количество известных групп на фестиваль, но не все коллективы имели статус профессионалов, без которого концертные организации не имеют права заключать с ними контракты. Статус профессионалов не имели такие группы, как «Аквариум», «Алиса», «Проходной двор», «Зоопарк», «Звуки Му» и другие. Сам фестиваль вызвал очень большой интерес у горожан. Но мнения о фестивале были очень разные. Некоторые считали, что фестиваль был скучный, другие хотели бы, чтобы такие фестивали проходили чаще и длились дольше [3,с.4].

Почти через год после фестиваля в Новороссийске, в Краснодаре состоялись выступления известных рок групп: «Чёрный кофе», «ЭВМ», «Рок-ателье». Они проходили в рамках фестиваля «Молодые — молодым». Это стало первым выступлением группы «Чёрный кофе» в Краснодаре [18,с.4].Помимо советских рок-групп, проводили концерты в Краснодаре и иностранные коллективы. Например, Югославская группа «Хлеб и соль» [19,с.4].

Некоторые представители советской молодёжи считали, что неформальные движения, в том числе и рок-музыка, завезены с Запада и могут быть вредны для советской молодёжи. Во время рок-фестиваля «Мир-Музыка-Молодёжь», проходившем в Новороссийске, у художественного руководителя группы «Ария» спросили: «У нас в стране своя культура, свои корни, своя жизнь. А ваша группа исполняет песни в стиле хэви-металл, который порождён другой культурой, другим обществом. Не приведёт ли это к забвению своих корней?». На что представитель рок-группы ответил: «… Я считаю, что вообще не нужно говорить: вот это Запад, а вот это Восток. Люди везде одинаковы». Многие критиковали неформалов за их внешний вид и поведение: «Всё бы ничего, если бы они вели себя поприличнее. Ну к чему эти взрывы на сцене, эти металлические побрякушки, эти дьявольские гримасы, эта чрезмерная агрессия?» [17,с.4]. Негативные проявления в росте неформальных молодёжных движений видел и секретарь крайкома ВЛКСМ по агитации и пропаганде Е. Г. Балышкин. Он считал, что неформальные молодёжные движения «носили явный отпечаток влияния Запада» и вместе с ними внедрялось негативное отношение к советской идеологии и государству [10].

В период перестройки в Краснодарском крае отношение к рок-музыке и сформировавшимся вокруг неё неформальным молодёжным движениям было очень разным. Часть молодёжи интересовалась этим стилем музыки, создавали рок-группы, ходили на концерты. Другие же видели в этом разрушение советских ценностей и влияние Западной культуры. При этом в ситуации, когда на протяжении длительного времени творческая деятельность молодёжи могла проявляться только в рамках ВЛКСМ, когда лозунги не соответствовали действительности, процесс формирования и популярности неформальных объединений молодёжи носил естественным характер.

Литература:

  1. Макаров В. «Мой собрат потерялся»//Комсомолец Кубани. 1987. № 139. С.4.
  2. Шаров В. «Мы живы, пока песни наши не лживы»// Комсомолец Кубани. 1987. № 195. С.2.
  3. Макаров В. Рок-фестиваль на перекрёстке мнений// Комсомолец Кубани. 1987. № 156. С.4.
  4. Нерсесова Д. «Сумел пробить росток»// Комсомолец Кубани. 1988. № 144. С.4.
  5. Косенко Д., Филипченко Д. «Я меломан» // Комсомолец Кубани. 1989. № 146. С.2.
  6. Семенова В. В. Истоки неформального движения//Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня… А завтра?. М. 1988. С.5–12.
  7. Решетников О. М. Неформальные объединения в СССР в годы перестройки/Власть, — № 11, — 2009,- С.26–28.
  8. Топалов М. Н. Тенденции в существовании и развитии неформальных объединений молодёжи на современном этапе// Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня… А завтра?. М. 1988. С.13–26.
  9. Интервью с Морозовой Еленой Васильевной. 09.07.2016. Краснодар. Интервьюер — Капшук А. Ю.
  10. Интервью с Балышкиным Евгением Герасимовичем.19.09.2016. Краснодар. Интервьюер — Капшук А. Ю.
  11. Интервью с Коломийцевым Игорем Павловичем.24.11.2016. Краснодар. Интервьюер — Капшук А. Ю.
  12. Интервью с Халанским Петром Владимировичем.15.11.2016. Краснодар. Интервьюер — Капшук А. Ю.
  13. «Легко ли быть молодым?»(реж. Ю. Подниекс. 1986).
  14. Рогов С. Кто поможет рок-клубу// Комсомолец Кубани. 1988. № 83. С.4.
  15. Дианова Н. Валерьева Н. Выиграют все// Комсомолец Кубани. 1988. № 69. С.4.
  16. Нерсесова Д. Кострыгин Е. С днём рождения, фестиваль! // Комсомолец Кубани. 1988. № 221. С.4.
  17. Макаров В. Рок-марафон: встречи на дистанции// Комсомолец Кубани. 1987. № 149. С.4.
  18. Гиберт Г. На волне рока// Комсомолец Кубани. 1988. № 133. С.4.
  19. Нерсесова Д. На прямой рок-марафона// Комсомолец Кубани. 1988. № 166. С.4.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, период перестройки, Краснодар, коллектив, Новороссийск, неформальное объединение молодежи, фестиваль, негативное отношение, Краснодарский крайком ВЛКСМ, советская молодежь.


Ключевые слова

перестройка, краснодарский край, ВЛКСМ, Кубань, неформальные объединения молодежи, рок-движение, рок-группа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос