Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Щеляева Н. А. Образ родителей у девушек с гомосексуальной ориентацией // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 619-621. — URL https://moluch.ru/archive/130/36114/ (дата обращения: 22.04.2018).



В последние годы резко возросло количество людей с нестандартной сексуальной ориентацией, при этом на долю генетически обусловленного гомосексуализма приходится по-прежнему 5–6 % наблюдений. Остальные случаи являются следствием нарушения процесса полоролевой идентификации. [1].

Сексуально-партнерская ориентация является важной составляющей как мужской, так и женской половой идентичности. Специфика женского развития, связанного с необходимостью смены объекта любви, определяет большую конфликтность на пути обретения стабильности в выборе сексуального партнера. [8]

В процессе развития человека, в его психике закладывается такой компонент как полоролевая или же гендерная идентичность. Он включает в себя осознание мужского и женского поведения, черт личности, физической внешности и профессии, характерных для обоих полов, желание усваивать поведение, присущее данному полу, самоопределение себя как мужественного или женственного, а также непосредственно осознание своей половой роли [2].

На становление полоролевой идентичности женщины оказывает влияние множество факторов. В первую очередь, это родители, прививающие ей стереотипы женского поведения, через свое отношение, определение роли в домашней деятельности (как правило, девочек приучают прибираться в доме, помогать на кухне) [2], покупке игрушек, соответствующих их семейным ролям, а именно материнству, ведению домашнего хозяйства (куклы, кухонная утварь и т. д.). Таким образом, у девушки должно сложиться представление о чертах личности, присущих женщине, характеристиках общения и поведения, направленности общения и взаимодействия. Как правило, женственность или фемининность трактуется как стратегия подчинения, включающая пассивность, поддержку и заботу о других, регулирование взаимоотношений и воспитание, а также выполнение эмоциональных функций во взаимоотношениях [4]. Еще одним важным факторов становления гомосексуальности женщины считают развитие идентификации с отцом в ситуации, когда он игнорирует гендерные отличия дочери и обучает ее мужским занятиям, поощряя проявление маскулинности и ограничивая общение с матерью [4]. Однако идентификация с отцом может возникнуть и в результате негативного отношения к матери, если она проявляет себя как пассивная, подверженная депрессии, личность, тем самым являясь слабым объектом для идентификации, формируя у девочки отвращение к женственности [3]. Данные большинства современных исследований свидетельствуют о том, что участие отца в воспитании является необходимым условием полноценного личностного развития детей. При этом чрезвычайно важно, чтобы отец выполнял именно свои, отцовские функции, не становился заместителем матери, чтобы родительские роли были четко дифференцированы. Для мальчика отец важен как образец, которому можно следовать, в противном случае у него может развиться «диффузия идентичности». Но если для мальчика отец важен как прямой образец для подражания, то для девочки он является «вдохновляющим» фактором, побуждающим ее осваивать женские образцы поведения. В своей статье «О женской сексуальности» 1931 г. З. Фрейд описывает сложность развития девочки в «нормальную женщину». Одной из важных задач разрешения «эдипового комплекса» у девочек З. Фрейд видит замену первоначального материнского объекта на отца. Он пишет о сложности отказа от привязанности к первичному материнскому объекту, о том, что у некоторых женщин «никогда не происходит настоящего поворота к мужчине» [6] Таким образом формирование комплексов, подготавливающих благоприятную почву для развития гомосексуальных наклонностей, может происходить как от отца, так и от матери.

1) Отсутствие модели поведения женщины в образе матери: мать для девочки — это образец женственности, выражающий специфику ее самоидентификации с представительницей женского пола. Если отец выступает в роли образа будущего сексуального партнера, то мать — это образ ее самой. [7]

2) Строгие стандарты отца или его отсутствие: взаимоотношения дочери с отцом — это первый в ее жизни опыт общения с мужчиной, с него начинается формирование мужского образа будущего сексуального партнера. Строгие отцовские стандарты не позволяют дочери добиться его элементарного внимания и уважения, не говоря уже о доверительных отношениях и ласке. Воспитание только матерью не дает возможности девочки сформировать понимание отношения к мужчине и своей роли во взаимодействии с ним. [7]

Таким образом формирование комплексов, подготавливающих благоприятную почву для развития гомосексуальных наклонностей, может происходить как от отца, так и от матери.

Вышеуказанные причины являются возможными факторами нарушения процесса формирования половой идентичности. С целью выяснения, может ли размытый или негативный образ одного из родителей послужить причиной становления гомосексуальной ориентации, было проведено эмпирическое исследование.

Было организовано и проведено исследование 59 человек в возрасте от 19 до 39 лет. Эмпирическую группу составили 30 девушек, позиционирующих себя как лесбиянки, контрольную группу составили 29 девушек гетеросексуальной ориентации.

В соответствие с поставленными задачами нашего исследования был использован психодиагностический метод, включающий следующие методики:

Опросник «Расщепленности объектных репрезентаций» (РОР) А. Б. Холмогоровой, Е. В. Полкуновой, Методика личностного дифференциала (ЛД),

Методика «Представления об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой, Опросник М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?», Полоролевой опросник Сандры Бем, Опросник Л. Н. Ожиговой «Я — ЖЕНЩИНА (МУЖЧИНА)»

  1. Результаты опроса по методике «Расщепленности объектных репрезентаций» (РОР). Исходя из того, что значение индекса расщепленности варьируется в пределах от 1 до 4, разница в средней оценке матери в 0,61 представляется существенной, так же средний индекс расщепленности по отцу в эмпирической группе так же ниже чем в контрольной, что свидетельствует о более позитивном образе родителей у девушек гетеросексуальной ориентации. Так же респонденты контрольной группы более единогласны в выборе наиболее значимых качеств родителей, а респонденты из эмпирической группы указывают более уникальные качества.
  2. Результаты по методике личностного дифференциала (ЛД) говорят о том, что между средними оценками образа родителей в ЭГ и КГ существуют различия. Особенно существенная разница между ЭГ и КГ в оценке матери что очередной раз говорит о важном значении целостного и положительного образа матери для развития женской идентичности.
  3. Анализ результатов по методике «Представления об идеальном родителе показал, что существуют статистически значимые различия в представлениях об идеальном отце в разрезе эмоциональных и когнитивных качеств между эмпирической и контрольной группой. Так же рассматривая качества идеальной матери, различия между эмпирической и контрольной группой существуют во всех трех аспектах.
  4. Методика «20 утверждений» была проведена с целью определить долю гедерно-ориентированных характеристик в Я-структуре личности. Для того чтобы количественно выразить результаты опроса по этой методике, фиксировался процент гендерно-ориентированных характеристик от общего количества названных качеств.

Результаты по методике «20 утверждений» свидетельствуют что доля гендерно-ориентированных ответов примерно одинакова в обоих группах опрошенных. И действительно, тест Стьюдента показал P(T<=t)≈0,35 что говорит о статистической незначимости различий между долями гендерно-ориентированных характеристик в Я-концепции личности респондентов ЭГ и КГ. Но все же следует отметить что девушки из контрольной группы в своих ответах на вопрос «Кто Я» чаще оценивали себя через описание своей внешности: «красивая», «привлекательная», «симпатичная».

  1. Результаты по полоролевому опроснику С.Бем в эмпирической и контрольной группе примерно одинаковы и исходя из качественной интерпретации результатов можно сделать вывод о популярности андрогинной роли в современном обществе, вне зависимости от половой ориентации.
  2. По результатам опросника Л.Н Ожиговой «я — женщина (мужчина)»

Наблюдается тенденция четкого разграничения гендерных ролей- у девушек с гетеросексуальной ориентацией преобладает соответствие гендерному стереотипу, у респондентов эмпирической группы-его вытеснение.

По результатам статистической обработки было выявлено что у девушек гомосексуальной ориентации образ родителей является более размытым, нежели у девушек с гетеросексуальной ориентации.

Таким образом, опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, размытый или негативный образ родителей может является причиной формирования гомосексуальной ориентации. Однако, чтобы утверждать данное предположение, требуется проведение дополнительных исследований, на большей выборке.

Литература:

  1. Кравцова Н. А., Кравцов Ю. А., Антоненко Ф. Ф. Психологические аспекты нарушений половой дифференцировки у детей//Тихоокеанский медицинский журнал. 2005. № 3. С. 61–63.
  2. Макдугалл Дж. Первосцена и сексуальные перверсии (1972) // Психоаналитические концепции психосексуальности/ Под ред. А. В.
  3. Меркушева П. А., Связь психологических факторов формирования гомосексуальной ориентации и гендерной идентичности лесбиянки. //вестник молодых ученых ПГНИУ сборник научныхтрудов. отв. редактор В. А. Бячкова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, — 2015.С. 376–384
  4. Николоси Дж., Николоси Л. Э. Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей /Пер. С англ. Я. А. Михневич под ред. В. С. Стрелова. — М.: Независимая фирма «Класс», 2008. — 312 с
  5. Палуди М. Психология женщины. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
  6. Психоаналитические концепции психосексуальности/ Под ред.А. В. Литвинова, А. Н. Харитонова. М.: Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2010. 527 с.
  7. Христенко А. В. Исследование психологических особенностей девушек нетрадиционной сексуальной ориентации // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.: Издательство «Институт психологии РАН»- 2010
  8. Чебакова Ю. В. Женская идентичность в контексте гомосексуального поведения // Психология и Психотехника. — 2012. — № 9. — С. 71–77.
Основные термины (генерируются автоматически): девушек гетеросексуальной ориентации, гомосексуальной ориентации, развития гомосексуальных наклонностей, сексуального партнера, мальчика отец важен, образом формирование комплексов, образа будущего сексуального, будущего сексуального партнера, «Расщепленности объектных репрезентаций», половой идентичности, оценке матери, девушек гомосексуальной ориентации, контрольной группы, контрольной группой, становления гомосексуальной ориентации, женского поведения, женской половой идентичности, благоприятную почву, формирования гомосексуальной ориентации, образ родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос