Социализация детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 1917 раз

Библиографическое описание:

Петракова, Г. М. Социализация детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 682-683. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36113/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для воспитания нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие, насколько умеете помогайте развитию ребенка

Н. Г. Чернышевский

Учитывая сложный процесс социального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, обеспечивающее преемственность, системность, взаимосвязь, а так же целостность учебно-воспитательного процесса, в современных условиях перед образовательными учреждениями стоит задача подготовить воспитанников ко всем превратностям жизни, то есть у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения, навыки, что составляет основную задачу социального воспитания.

Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Основываясь на данном определении, можно сделать вывод, что социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер. Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание.

В сфере самосознания формируется образ «собственного я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В сфере общения у ребенка становится шире круг общения, наполнения и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружение ребенка, в обществе в целом.

В сфере деятельности ребенок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в кругу близких для него и дружелюбно настроенных близких и родных, в семье. Но социальная жизнь ребенка не может быть ограничена только рамками семьи. Для вхождения в социальную жизнь важными ступенями становятся детские дошкольные учреждения, школы, формальные и неформальные группы общения, трудовая деятельность, создание семьи и многое другое. И в каждом новом объединении индивиду приходится приобретать или поддерживать заново свой социально-психологический статус.

Особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается, входит число основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности.

Существует активный и пассивный тип адаптации.

Для активного типа характерен активный поиск товарищей на основе общих интересов, а так же целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми. Детей этого типа временные неудачи не разочаровывают, а побуждают к большей активности. Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на человека не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом — его социализированность.

У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий.

Хорошо социализированный ребенок должен уметь и обладать следующими умениями и навыками:

  1. Умение общаться с младшими и старшими, со сверстниками;
  2. Умение вести себя в общественных местах;
  3. Умение ориентироваться а различных жизненных ситуациях;
  4. Навыки общения с противоположным полом;
  5. Обладать навыками совместной деятельности с другими людьми, с группами людей;
  6. Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями;
  7. Ценности, убеждения, идеалы;
  8. Взрослость, самостоятельность, ответственность.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Выготский Л. С. Собр. сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
  3. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005.
  4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное воспитание, взаимодействие, пассивный тип адаптации, развитие ребенка, ребенок, социальная жизнь, социальная среда.


Задать вопрос