Апробация активных форм и методов воспитательной работы как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Петракова Г. М. Апробация активных форм и методов воспитательной работы как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 681-682. — URL https://moluch.ru/archive/130/36066/ (дата обращения: 22.10.2018).



Работая с детьми, сталкиваешься с проблемой обучения и воспитания — со сниженным общим запасом знаний, ограниченностью представлений об окружающем, выраженных нарушениях внимания и памяти. Опираясь на опыт работы, видишь, что правильно подобранные методы и формы педагогической и психической помощи детям с ОВЗ, с учетом их индивидуально-психологических особенностей оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Детский коллектив является моделью жизни взрослого, в нем четко видны проблемы нашего общества. Ежедневно наблюдая за детьми, невольно понимаешь эти проблемы и начинаешь их решать, ведь нельзя обмануть доверие детей. Ежедневный кропотливый труд дает результат и приносит свои плоды, дети доверяют тебе, делятся самым (на их взгляд) сокровенным. Чтобы добиться хороших результатов в своей работе надо стараться использовать новые и интересные педагогические приемы.

Приемов много, и каждый педагог в своей работе с детьми выбирает наиболее эффективные, в зависимости от того, чему нужно научить детей. Интересы, потребности детей побуждают нас находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствуют наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, проблемно-поисковый и исследовательский. С их помощью надо научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строить работу в форме диалога и направлять деятельность детей в нужное русло. Стараться систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планирование работы с родителями -это экспресс-анкеты, беседы с родителями. В начале сентября проводить анкетирование с целью выявления интересов подростков, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.

Для диагностики уровня воспитанности применяют различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.

Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

Приемы иметоды:

− прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);

− прием положительного подкрепления (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения — прием способствует закреплению положительных привычек);

− прием отрицательного подкрепления (предупредить нежелательные поступки);

− прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения — положительные/отрицательные к чему-либо, таким образом подает пример отношения ребенку;

− информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);

− практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

− побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Наиболее доступны для наших детей практически-действенные методы воспитания. Они особенно эффективны. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и т. д.

В работе с воспитанниками нужно использовать наиболее доступные для педагога методы, и понятные для детей.

Так, в наглядном методе используют приемы, которые обеспечивают правильное, четкое представление о чем-либо; подражание окружающей жизни; использование зрительных ориентиров (например, для формирования ориентировки в пространстве);

− использование видеофильмов, презентаций;

− фотографий, рисунков.

Самые важные методы в работе это — наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Потому что процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Можно использовать тактильно-мышечные приёмы, с помощью которых при прикосновении к ребенку уточняешь и направляешь положение отдельных частей тела.

Работа воспитателя должна строиться только на индивидуальном подходе к детям. С учетом всех особенностей развития каждого ребенка. Необходимо предлагать детям наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включать сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечивать их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья большое значение уделять двигательной активности.

Литература:

  1. Лисина М. И. «Формирование личности ребенка в общении».
  2. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. — 287 с.
  3. Ценципер А. Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. — Минск, 1970. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, прием, окружающая жизнь, работа.


Похожие статьи

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

...наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни

Дети знакомятся с приемами вождения настольных кукол и даже сопровождают эти действа песней.

Так, детей привлекает в играх домашняя работа взрослых (например, мама моет посуду), лечение кукол...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка — М., 1978 г. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

У детей с (РАС) очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как

Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

– программы «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова), «Мы — земляне» (Н. Н. Вересов) направлены на развитие экологического

В настоящее время, дидактической игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста придается большое значение.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать.

− Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, экологическое содержание, ребенок, животное, мир природы, жизнь человека, экологическая деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

...наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни

Дети знакомятся с приемами вождения настольных кукол и даже сопровождают эти действа песней.

Так, детей привлекает в играх домашняя работа взрослых (например, мама моет посуду), лечение кукол...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка — М., 1978 г. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

У детей с (РАС) очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как

Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

– программы «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова), «Мы — земляне» (Н. Н. Вересов) направлены на развитие экологического

В настоящее время, дидактической игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста придается большое значение.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать.

− Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, экологическое содержание, ребенок, животное, мир природы, жизнь человека, экологическая деятельность...

Задать вопрос