Автор: Нахабина Яна Алексеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Нахабина Я. А. Проблемы управления человеческими ресурсами в коммерческих банках // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 367-369.



В статье рассматриваются основные проблемы в системе управления человеческими ресурсами в коммерческих банках.

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, управление человеческими ресурсами в банковской сфере, система управления человеческими ресурсами, УЧР, проблемы управления человеческими ресурсами банковская сфера

Управление человеческими ресурсами как коммерческих банков, так и любой другой организации довольно новая технология кадрового менеджмента, в котором рассматриваются новые подходы в управлении человеческими ресурсами повышающие эффективность системы качества в целом.

В настоящее время в деятельности любого коммерческого банка решающим фактором выживания и успеха является управление человеческими ресурсами, а в ближайшее время УЧР станет определяющей функцией любого коммерческого банка.

Основную роль в управлении человеческими ресурсами играет человек, а человек — это личность, которая является представителем множества различных социальных институтов в которую входит трудовой коллектив. Сегодня управление человеческими ресурсами является важнейшим фактором конкурентоспособности банков, как коммерческих, так и государственных. В последние время в банках инвестированию в управление человеческими ресурсами придается большее значение, чем инвестированию в другие составляющие банка. Ценность человеческого потенциала как стратегического фактора успеха банковской деятельности возросла в условиях:

– глобализации и интернационализации экономики;

– ускорения технического прогресса;

– развития информационных технологий;

– усиления конкуренции и др.

В таких условиях успех любого коммерческого банка в большей степени будет зависеть от сотрудников и их работе, учитывая тот фактор, что технологические возможности в банковской деятельности практически себя исчерпали, а человеческий фактор — не до конца изучен. Сегодня не достаточно просто разбираться в экономических, финансовых и технических аспектах банковской деятельности, необходимо научиться управлять механизмом, определяющим поведение сотрудников.

У абсолютно любого коммерческого банка есть свои стратегические задачи и цели, и на базе двух этих аспектов формируются личные цели сотрудников. Подход управления по целям на сегодняшний день применяют практически все крупные компании и холдинги, в том числе и коммерческие банки. Стоит отметить, что наибольший интерес к управлению по целям проявляют банковские структуры. Это связано с тем, что в банковской отрасли большая часть процессов деятельности унифицирована, измерима и вполне управляема.

Не смотря на то, что уровень развития технологий в банковском секторе достаточно высокий, существуют целый ряд проблем связанных с управлением человеческими ресурсами, главным образом включающие в себя построение мотивационных схем:

– высокая текучесть кадров;

– низкий уровень образования молодых специалистов;

– применение только денежного стимулирования;

– оценка только личной эффективности менеджеров среднего звена;

– низкая вовлеченность персонала;

– отсутствие связей между целями и ключевым показателем результата деятельности.

Данный перечень проблем в управлении человеческими ресурсами коммерческих банков сформировался относительно недавно, а именно, в тот момент, когда на рынок банковских услуг Российской Федерации вышли международные банки и стал актуален вопрос о конкуренции. Из выше перечисленного перечня проблем можно сказать, что вся суть проблемы в не правильной мотивации персонала. К сожалению, саму систему мотивации персонала в управлении человеческими ресурсами банка в РФ начали использовать только в 2000х годах. Именно позднее использовании мотивационных навыков обуславливает множество «пробелов» и открытых вопросов в данном поприще.

Стоит отметить, что от данных проблем в управлении человеческими ресурсами нужно постепенно избавляться, что позволит любому коммерческому банку занять лидирующую позицию в банковской деятельности. На мой взгляд, чтобы избавиться от этих проблем необходимо более подробно изучить основные черты банковского менеджмента на примерах западных стран.

В западных странах практикуется увязка заработной платы с результатами деятельности компании. Причем участие в прибылях может происходить в двух формах — прямой и косвенной. Прямая форма подразумевает выплату премий по результатам работы, а косвенная форма участие в капитале. Так, в США до 10 % работников банковской сферы участвуют в капитале компании, а участие в прибылях практикуется в 15 % банков Великобритании. Такие формы участия все больше и больше набирают популярность в Западных странах, возможно именно поэтому коммерческим банкам РФ стоит позаимствовать их у западных стран.

Наиболее ярким примером в управлении человеческими ресурсами в банковской деятельности среди западных стран является Японская модель банковского менеджмента. Наиболее важными особенностями банковского менеджмента в Японии являются:

– наличие в штате банка высококвалифицированных специалистов по менеджменту;

– отбор будущих сотрудников в банках на первых курсах высших учебных заведений по профилю «банковский менеджмент»;

– сотрудникам, работающим в банкам и желающих подготовить трудоустроить своих детей по специальности банковский менеджмент предоставляются ссуды и подготавливаются рабочие места;

– гарантия постоянного повышения по карьерной лестнице и заработной платы, получение различных социальных льгот по системе «пожизненного найма», основным фактором которого является выслуга лет;

– осуществляется повышение квалификации сотрудников в специализированных учебных заведениях с временным освобождением от работы;

– система моральных поощрений сотрудников а так же ранговая система продвижения по служебной лестнице;

– метод самооценки сотрудниками своей работы параллельно оценке, которые выставили менеджера;

– практика горизонтального перемещения работников — способность изучения смежных профессий;

– регулярное проведение конференций и семинаров для менеджеров банка;

– наличие в штатах банка «крестных отцов» — опытных менеджеров, осуществляющих наставничество над молодыми сотрудниками в течение определенного времени (обычно это от 1 до 3 лет).

Стоит отметить, что для каждой страны и своего сектора существуют различные пути совершенствования и устранения проблем в управлении человеческими ресурсами коммерческого банка. На сегодняшний день существует большое количество технических, технологических средств решений данных проблем.

В подведении итога, хотелось бы сказать, что под решением проблем в управлении человеческими ресурсами коммерческих банков РФ можно выявить следующие мероприятия, по улучшению качества управления персоналом:

– психологическое поощрение сотрудников;

– поиск способов не материального поощрения труда;

– максимально возможная автоматизация рутинных действий;

– забота и поддержание эмоционального климата коллектива;

– получение «обратной связи» (анкетирование, тестирование) работников.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 825 с.

2. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации Учебник- 4-е изд., доп. и пере раб — М.: ИНФРА-М. 2010. — 695 с.

3. Комарова Т. В. Особенности формирования социального пакета в зарубежных странах.

4. Комарова. Т.В., Сардарян А. Р., Хожемпо В. В. Мотивационная функция социального пакета: Чем заинтересовать работника XXI века. Управление персоналом № 1 (186),2008г. стр. 57- 61.

  1. Одегов Ю. Г., Т. В. Никонова, Д. А. Безделов. Банковский менеджмен. Управление персоналом. — М.: Экзамен, 2013. — 135 с.
  2. Петроченко А. А., Комарова Т. В. Современные технологии управления персоналом.
  3. Чижов Н. А. Персонал банка: технология управления и развития. — М.: Анкил, 2012. — 241 с.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческими ресурсами, управлении человеческими ресурсами, управление человеческими ресурсами, управления человеческими ресурсами, человеческими ресурсами коммерческих, банковской деятельности, коммерческого банка, человеческими ресурсами банка, человеческими ресурсами банковская, Управление человеческими ресурсами, управлением человеческими ресурсами, человеческими ресурсами коммерческого, ресурсами коммерческих банков, Проблемы управления человеческими, системе управления человеческими, система управления человеческими, банковского менеджмента, Управление персоналом, западных стран, коммерческого банка решающим.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос