Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста (5–7 лет) элементам пиксельной графики «Пиксельная мозаика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Гиниятова, Э. Р. Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста (5–7 лет) элементам пиксельной графики «Пиксельная мозаика» / Э. Р. Гиниятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 637-640. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36020/ (дата обращения: 19.04.2024).



Мозаичное изображение от лат. Musivum — произведение, посвящённое музам. Это декоративно-прикладное монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и других природных материалов. Мозаика — это пиксельная графика. Её фрагмент просто кусочек чего-то определённой формы. Пиксель определённой формы позволяет выложить весьма точный рисунок с мягкими переливами полутонов. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока, Византии, Египта, древнем Риме. Искусство живописи, непосредственно связанное с архитектурой и строительством.

Мозаичное изображение можно как вдавливать, так и приклеивать, равномерно распределяя на поверхности, учитывая расстояния между кусочками материала.

В работе с детьми используются не камни и глиняные осколки, а изолон на самоклеющейся основе, самоклеющуюся плёнку и затирку. На лист изолона, размером 1 м2, наклеивается цветная самоклеющаяся плёнка. Затем лист разрезается на мелкие детали различной геометрической формы, и ребёнок может приступать к работе. Разрезать заготовки ребёнок может самостоятельно. Дети с удивлением узнают, что из различных деталей (заготовок) получаются замечательные картины, изображения, узоры. Ребёнок учится комбинировать цвета, подбирать по форме и размеру, получать удовольствие от проделанной работы.

В мировой литературе определены 4 основные техники мозаичного набора: opus barbarikum, opus tesselattum, opus sektile, opus vermiculatum. Этим техникам более 2 тысячи лет. Их названия и виды будут использоваться и в пиксельной мозаике.

Ориентация видов техник по таблице

Техника барбарикум

Техника Тесселирования

Техника сектиле

Техника вермикулатум

Техника Соза

Изображение однотонное или двухцветное, пиксели округлой формы.

Тессеры правильной кубической формы, разных цветов.

Пиксели разных форм, цветов и размеров.

Пиксели мелкие, различные по, цвету и фактуре.

Пиксели разных форм, размеров, цветов, фактур, прикреплённые торцом к поверхности.

Техника «барбарикум» была зарождена в Греции. Изображение в этой технике было однотонное или двухцветное — тёмные фигуры рисовались на светлом фоне и, наоборот. В технике барбарикум формы округлой формы, как и галька из которой в античности создавали мозаичные изображения. В дальнейшем, когда мастера раскололи камень, то увидели, что можно использовать кусочки камня для кладки. Так зародилась техника тесселирования.

Здесь присутствует цветовая палитра. Но, используя кусочки только квадратной формы, мастера не могли добиться более живого изображения и, тут зарождается другая техника — сектиле. Здесь сосуществуют различные техники внутри одного изображения. Комбинирование гладкой поверхности с шероховатой, матовой с глянцевой. При использовании разных видов материала композиция начинает разрушать плоскость, превращаясь в трёхмерную картину.

Значительную роль в мозаичной живописи играет не только наклон, форма и фактура составляющих элементов, но и ширина и цвет промежуточного шва. Шов может быть как толстым, объёмным, так и узким и тонким. Следует добавить, что многие мастера ХХ века тем или иным образом тонировали (подкрашивали) мозаичные швы, поскольку присущая мозаичному набору текстура швов влияет на декоративные качества изображения. Затирка необходима для заполнения пустот между пикселями, тем самым придавая завершённый вид всей композиции. Техника вермикулатум или мозаичная миниатюра, позволяла передавать тончайшие живописные нюансы, В этой технике форма пикселей далеко не везде является правильным квадратом или прямоугольником. Зачастую набор состоит из очень мелких камушков (в нашем случае из изолона) неправильной формы, но обладает почти безграничными возможностями передачи тончайших нюансов. И в этом отношении техника вермикулатум несравнима ни с одним другим видом мозаичного искусства.

Именно благодаря совмещению всех техник, дроблению материала на более мелкие пиксели, возможно получить более живое изображение. Создавать реальную имитацию жизни, событий и чувств.

Существует ещё одна техника, которая была затеряна в веках — это мозаика Соза или oikos asarotos — неприбранное жилище. В этой технике пиксели расположены под наклоном к плоскости набора изображения. В современном мире эту технику называют техникой торцевания, когда элементы клеятся торцом, а не всей поверхностью оборотной стороны.

Основные сферы, участвующие в развитии умственных качеств:

1) Логика. Подбирая пиксели, ребёнок учится сопоставлять фрагменты, таким образом, чтобы они прилегали друг к другу. Собирая картинку, ребёнку приходится размышлять, почему он делает так, а не иначе.

2) Память. Складывая картинку раз за разом, совершенствуя своё мастерство — ребёнок тренирует свою визуальную память.

3) Внимательность. Порой ребёнок никак не может найти нужную деталь, но чем чаще он упражняется, тем больше развивает у себя навык, выхватывает взглядом нужную деталь.

4) Образное ипространственное мышление. Ребёнок обращает внимание на то, что в результате получается изображение, картинка, образ. Умение собирать целостное из частей определяется развитием пространственного мышления. Здесь и закрепление понятий — сверху-снизу; слева-справа; большой-маленький; толстый-тонкий; длинный-короткий; закрепление геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и т. д.)

5) Мелкая моторика иглазомер. На первых порах манипулирование пикселями ребёнку будет даваться трудно. Он будет ставить их под углом, криво, косо, как бы «примеряя» фрагмент. Но потом, пальчики обретут ловкость и пиксели сами, легко будут ложиться на поверхность.

6) Терпение иусидчивость. Для того, чтобы сложить «трудную» картинку, требуется время. Именно желание самому, во что бы то ни стало, справиться с задачей, заставляет ребёнка проводить за выкладыванием мозаики достаточно длительное время (от 10 минут до часа).

При работе спиксельным изображением картины нужно учитывать следующиерекомендации:

− величина пикселей и их количество должны соответствовать возрасту, чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть детали и тем меньше их должны быть и наоборот: чем старше ребёнок, тем мельче пиксели и их должно быть больше по количеству.

− элементы (пиксели) нужно делать из безопасных материалов, которые можно будет приклеить или вдавить.

− сначала изображение может быть нарисованным, чтобы ребёнок не потерял интереса к игре и старался выполнить работу до конца. Изображение также может быть цветным, что позволит ребёнку ориентироваться по цвету и рассортировать пиксели.

− в выборе темы, стоит подбирать сюжеты, близкие опыту малыша.

− следуя педагогическим канонам, в логике построения задания использовать один из основополагающих принципов — «от простого к сложному».

− ребёнок самостоятельно выбирает цвет и размер пикселей, из которых хотел бы собрать мозаику, либо самостоятельно изготавливает пиксели.

− необходимо внимательно следить за успехами ребёнка, вовремя хвалить и вызывать у него чувство гордости за свой труд.

Умение складывать мозаичное изображение складывается из нескольких условных этапов:

Этап первыйвзрослый собирает всё практически сам, показывая и комментируя свои действия. Ребёнок наблюдает.

Этап второйвзрослый предлагает ребёнку самому вложить в практически собранную картинку несколько элементов, и так по нарастающей.

Этап третийребёнок собирает сам, помощь взрослого заключается лишь в том, чтобы словесно подсказать ребёнку в моменты его затруднения.

Этап четвёртый — ребёнок создаёт изображение без помощи взрослого, с каждым разом выбирая более сложную технику и увеличивая скорость сборки.

Методические приёмы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, отгадывание загадок.

Наглядные: показ картинок с готовыми работами, организация выставок.

Практические: наклеивание заготовок по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, самостоятельные работы, физминутка.

Игровые: создание игровой ситуации, использование поделки в играх.

Оборудование:

− любая поверхность, она может быт картонной, пластиковой, главное, безопасной для ребёнка.

− ножницы обычные.

− шпажки для захвата мелких деталей.

− изолон с самоклеющейся основой и самоклеющаяся бумага.

− акриловая затирка, шпатель маленький резиновый.

Виды работ с материалом:

− Резание

− Наклеивание

− Затирка.

Ребенок первоначально выкладывает изображение непосредственно на образце, выбирая деталь с учетом цвета и размера. Если он справляется с заданием, можно предложить ему выкладывать изображение самостоятельно, уже наклеивая пикселю. Постепенно знакомим ребёнка с более сложными техниками и их смешиванием. На последнем этапе знакомим с акриловой затиркой, способами работы с ней.

Новизна программы заключается в том, что пиксельная мозаика включает в себя как геометрическую аппликацию, так и способ собирания пазла. Только спектр возможностей для фантазии больше, выбор материала, его формы, текстура разнообразнее и зависит от самого автора произведения. Ребёнок может выложить не нарисованный рисунок, конкретно диктующий ему направление, а использовать свои заготовки, выкладывая их на своё усмотрение, создавая свой неповторимый шедевр. Не нужно использовать клей, так как материал изолон уже имеет самоклеющуюся основу, отклеив которую, ребёнок без труда приклеивает пикселю.

Работая с мелкими элементами картинок и составляя целостные изображения, дети укрепляют способности концентрации внимания, образного мышления, совершенствуют мыслительные процессы, вырабатывают старательность, настойчивость и силу воли.

Цель программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, технических умений и навыков в аппликации и конструировании. Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

1) Обучающие:

Обучение базовым элементам создания пиксельной мозаики;

− познакомить детей с новым видом ручного труда;

− знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

− цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

− продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение

− выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

− совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при резании и наклеивании нетрадиционного материала;

− контролировать совпадение цвета эскиза и пикселей;

− способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления;

− способствовать обогащению знаний об окружающем мире;

− обучение навыкам командной работы.

Воспитательные:

− осуществлять трудовое, эстетическое воспитание воспитанников;

− воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

− добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

− воспитывать любовь к геометрии и, навыки работы в группах.

Развивающие:

− Развивать устойчивый интерес к ручному труду.

− Развивать конструктивные навыки.

− Развивать чувство ритма и композиционного решения.

− Развивать социальную активность.

− Развивать и корректировать различные стороны психики воспитанников.

− Развивать личностные качества: память, логическое мышление, инициативность, воображение, фантазия, сила воли, самостоятельность, дисциплинированность, внимательность.

− Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических элементов разной формы, цвета и размера на любой поверхности.

− Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры.

− Формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.

− Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

− Развивать внимание, мелкую моторику рук.

− Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера.

− Развивать фантазию в украшении.

− Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Настоящая программа предполагает двухгодичное обучение воспитанников старшего и подготовительного к школе возраста. Один год обучения — это изучение способов и простых техник мозаичного искусства. Весь год посвящен работе с нетрадиционным материалом — изолоном и самоклеющейся бумаге. Программа рассчитана на 36 часов (1 занятие в неделю по 15 минут). Для разработки деятельности учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 7–10 человек. Второй год обучения направлен на изучение усложнённых техник пиксельной мозаики, смешение стилей и техник, самостоятельному нахождению способов реализации поставленных целей и творческих задумок.

Основные термины (генерируются автоматически): техник, пиксель, изображение, мозаик, мозаичное изображение, работа, цвет, акриловая затирка, декоративно-прикладное искусство, живое изображение.


Похожие статьи

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

Таким образом, декоративно-прикладное искусство — это специализированная и высшая форма

При разработке композиционной схемы учитывается принцип условности изображения форм в плоскости, условности использования цвета и обобщения характера формы.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей

Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А. и др. — М.: Мозаика-синтез, 1997.

Внедрение федеральных государственных стандартов общего...

 дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее

Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги.

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль...

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Термин декоративно-прикладное искусство произошёл от лат. dеcоrо — украшать.

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа

Затем, начиная с заднего плана, ребята приклеивают детали изображения.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

Обучение начинаем с рассматривания игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь воспитанникам разобраться в особенностях росписи.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура.

Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположено мужское начало (символ кипариса), по краям женские (изображения...

Похожие статьи

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

Таким образом, декоративно-прикладное искусство — это специализированная и высшая форма

При разработке композиционной схемы учитывается принцип условности изображения форм в плоскости, условности использования цвета и обобщения характера формы.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению.

Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей

Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А. и др. — М.: Мозаика-синтез, 1997.

Внедрение федеральных государственных стандартов общего...

 дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее

Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги.

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль...

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Термин декоративно-прикладное искусство произошёл от лат. dеcоrо — украшать.

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа

Затем, начиная с заднего плана, ребята приклеивают детали изображения.

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

Обучение начинаем с рассматривания игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь воспитанникам разобраться в особенностях росписи.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура.

Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположено мужское начало (символ кипариса), по краям женские (изображения...

Задать вопрос