Автор: Ахмедова Муяссар Хадиматовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова М. Х. Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 803-805.



В ходе современных процессов информационно-идеологической борьбы, конкуренции, противостояния различных социальных групп в глобальном, региональном и национальном масштабах оказывается сильное воздействие на мировоззрение молодежи и других слоев населения. Информация закодирована в различных языковых системах, в многообразии языков народов мира. Поэтому важно обеспечить каждой личности достаточно большой объем информации на его родном языке, а также на языках, которыми эта личность свободно владеет.

В современную эпоху очень высокие требования возникают и к духовному потенциалу, и к физическому здоровью человека. Требуется формирование всесторонне развитой личности. В Узбекистане поставлена данная задача и осуществляются реформы и программы, направленные на её решение. Особенно большое внимание уделяется молодежной политике и формированию всесторонне развитого молодого поколения. Осуществляемые в Узбекистане реформы и преобразования важны для защиты стратегических интересов Республики Узбекистан и народа страны. Они важны для сохранения правового, демократического, светского статуса страны, межнационального согласия и межконфессиональной толерантности, социального партнерства и мира, стабильности, прогресса, модернизации страны, для сохранения национальной и государственной идентичности в процессе глобализации, идеологических и геополитических угроз и опасностей.

Глобализация дает мощный импульс развитию систем образования и поиску оптимальных путей языкового и культурного взаимодействия Востока и Запада, восточных и западных локальных цивилизаций. Развитие наций приводит к объективной необходимости усиления их взаимных контактов, их коммуникации.

Для обеспечения единства Человечества и сохранения его многообразия целесообразно создание системы усредненных языков для групп генеалогически родственных языков, а в дальнейшем создание среднемирового языка посредством усреднения в многообразии усредненных языков и изолированных языков на основе ностратической (борейской) концепции, концепции языковых универсалий и статистических методов усреднения языковых феноменов(3).Создаваемый таким путем всемирный вспомогательный язык межкультурного, межнационального общения, накопления мировой информации и глобального образования способствовал бы решению многих глобальных проблем мировой цивилизации и духовному взаимообогащению всех локальных цивилизаций и народов. Создание среднемирового языка могло бы выступить как путь равноправного языкового и культурного взаимодействия Востока и Запада в рамках системы единого Человечества.

В процессе наследования культуры являются: перемены в осмыслении социально-политического аспектах освоения культуры. Это означает объяснение причинной обусловленности специфики исследования культуры различными социальными слоями и группами.

Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т. д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что, обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор.

Можно выделить ряд наиболее острых современных проблем в социально-политической сфере наследования культуры:

во-первых, в значительной мере обеспечивающая успех многих социально-политических и наследование культуры, сопряжения с массовым формированием зрелого критического мышления людей;

во-вторых, преодоление национальной замкнутости в процессе наследования культуры (5).

В процессе осмысления узловых моментов историко-культурного опыта человечества становится очевидным, что передовая общественная мысль всегда соотносила проблему сохранения мира с задачей формирования общества высокой культуры, с богатой и многогранной духовной жизнью: Взаимосвязь понятий «мир» и «культура» все более овладевает сознанием людей и определяет ныне вектор исторического движения человечества.

Суверенитет нации в своем национальном государстве предполагает ее ответственность перед человечеством за своих граждан всех национальностей. Поэтому оно должно удовлетворить их национальные потребности, т. е. надо по-иному понимать принцип равенства граждан, «независимо от национальности». Нужно перейти от гуманизма «независимого от национальности» к конкретному в этом аспекте гуманизму, учитывающему национальную принадлежность. Нужен переход к этносизму, этносистскому гуманизму, дополняющему абстрактный гуманизм до осознания общечеловеческой сущности и ценности этноса, нации, его культуры.

Отражая национальное, особенное, культура каждой нации в тоже самое время всегда необходимо испытывает влияние многих других национальных культур, с которыми она связана миллионами нитей не только в настоящем, но и в прошлом. В силу этого обстоятельства в каждой национальной культуре всегда есть нечто общее для всех культур — общечеловеческое содержание.

Таким образом, общие для человечества законы развития духовной культуры каждого народа облекаются в «национальную плоть и кровь» — в специфическую национальную форму, а сложное переплетение всех национальных культур в их историческом развитии и составляет то, что мы называем историей мировой культуры.

Значимость тех или иных элементов прошлой культуры в современной жизни поднимает вопрос о том, выражают ли они нечто существенное в строе культуры, в выполнении ею своей исторической миссии? На первый взгляд такой подход может показаться слишком глобальным. Однако на деле вопрос о смысле даже самого маленького сущностного элемента культурного наследия неотделим от решения о назначении этой культуры. Можно пояснить эту мысль на конкретных примерах. Изучение художественной обработки дерева, использованное среднеазиатскими мастерами укрепляет представление о наличии преемственной связи нашего современника с древней «наукой» нашего народа, именуемой «радостью бытия». В течение веков народные мастера вглядывались в пышную и яркую красоту цветущих деревьев, в яркую синеву неба чтобы избегая упрощенно стилизации показать тесную связь природы и человека. Разработанный в резьбе растительный орнамент, ваза с большим букетом цветов (в резьбе), звезды тонкая инструкция — результат усилий мастеров, сумевших совершить восхождение в область поистине музыкальной гармонии линий(5).

Нужно поставить вопрос о вдумчивом отношении к вечному соблазну нововведений, периодически сотрясающих культуру. Каждый должен спросить себя: что следует видеть в исчезнувших элементах культурного наследия — сегменты культуры, или же легко заменимым другим существенным принципом?

Ближе к истине второе. Ибо в уникальном образе жизни, пропитанном ценностями национальной культуры, обозначено выражение этой культуры как миссии. Сначала может показаться, что сохранение похожего и подобного способно удержать духовную жизнь общества в сбалансированном состоянии. В действительности же упразднение ценных элементов культуры нарушает функционирование духовной жизни народа, касается чего-то существенного в самой ее сердцевине.

Чем же отличаются национальные культуры и как дополняют друг друга, образуя целое на уровне мировой культуры? Задача, вероятно, заключается в том, чтобы понять сам процесс, механизм взаимодействия культур, а это предполагает знание кода каждой из них или того неповторимого ядра, которое делает данную национальную культуру именно данной национальной культурой. Узбекскую культуру делят — узбекской, русскую — русской, естественно не общее, а различное, то что их отличает, но служит залогом единства.

Высшее единство предполагает самобытие, полноту отдельного, что допустимо в состоянии независимости, простора. Если предположить, что какая-то из культур лишена самобытности, то она не вызывая интереса у других народов, осталась бы в стороне о затем неизбежно бы заглохла.

Об этом говорил Р.Тагор, выступая перед японцами в 1916 году «Долг каждой нации выразить себя перед миром. Если же ей нечего сказать другим, это следует понимать как национальное преступление, это хуже смерти и не прощается человеческой историей. Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее» (2).

Мир изменился и, пожалуй, высшим его достижением можно считать обновленное сознание, преобразующее человека, которое сказывается уже и теперь втоном типе отношений. Нельзя не отдавать себе отчета в том, что набирает силу тенденция соединения в одно распавшихся по необходимости сторон: субъекта-объекта, человека-природы, чувства-радости, интуиции-логики, науки-искусства, Востока-Запада, тенденция, которая может привести человечество на новый уровень — уровень гармоничного существования. Почему в это можно верить? Потому, что Человек универсален, в нем самом заключены и Западное, и Восточное, и все, что выстрадано и тем, и другим.

Осознание этого позволяет современному человеку более гармонично жить в обществе. В социуме надо делать акцент не на то, что разделяет нас, особенно в плане культуры, а на то общее что сближает. Тем более, что за последнее десятилетие, вместившее в себя очень многого событий, стало очевидным, что жить, совместно преодолевая трудности, и радуясь победам и «достижениям вместе, так сказать «всем миром», и продуктивнее, и легче.

В Узбекистане сделано очень много для толерантного, дружеского отношения между представителями различных наций и народностей страны, особенно для гармоничного развития молодежи. Фактически, любой молодой человек, особенно студент владеет несколькими языками, помимо узбекского, русского, таджикским, английским. В настоящее время появляется тенденция в культуре, основанная на ценностях и традициях Востока и одновременно объединяющая с ней прогрессивные идеи и лучшие достижения духовного развития Запада.

Человек, как моральное существо, как продукт общественного развития человечества, как живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющие их и в процессе общественного производства, благодаря обучению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир и самого себя. Отсюда и вытекает вопрос о смысле жизни, о смысле человеческого бытия. Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное и динамичное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получить возможность оправдать себя в собственных глазах, перед лицом других людей или перед обществом. Другими словами — это объяснение себе и другим, «для чего живешь», «каково назначение человека».

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999.
  2. Григорева Т. П. Образ мира в культуре встреча Запада с Востоком. В кн. “Культура, человек и картина мира” под. Ред. Арнольдова А. И., Кругликова В. А., М.Наука, 1987. С.272.
  3. Каримов Б. Р. Информационно-идеологическая конкуренция и вопросы языкового и культурного взаимодействия цивилизаций востока и запада. “Ёшлар дунёқараши учун кураш: ахборий-мафкуравий рақобатнинг замонавий тенденциялари” мавзуидаги республика илмий-амалий анжумани материаллари тўплами. Тошкент. 2014.
  4. Каримов Б. Р., Муталов Ш. Ш. Усредненные языки: попытка решения мировой языковой проблемы. Ташкент: Фан, 2008.
  5. Муминова О. М., Шодиева С. Р. Взаимовлияние и взаимообогащение национальных культуры какфактор толерантности молодежи. Баркамолавлоднишакллантириш — маънавий тараққиётомили. Республика илмий — амалий конференция материаллари. Т. 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): наследования культуры, процессе наследования культуры, мировой культуры, культурного взаимодействия Востока, сфере наследования культуры, ценностями национальной культуры, историей мировой культуры, аспектах освоения культуры, культуры различными социальными, развития духовной культуры, культуры какфактор толерантности, элементов прошлой культуры, уровне мировой культуры, общества высокой культуры, ценных элементов культуры, особенностей культуры, наследование культуры, строе культуры, плане культуры, сегменты культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос