Существует, казалось бы, бесконечный список возможных факторов, которые могут оказать влияние на уровень мотивации студента: личная и семейная ситуация, экономическое состояние, возраст, пол, религия, культурный фон и т. д. Чрезвычайно важно понять, каким образом эти факторы вступают в игру об отношении студента по отношению к эффективному обучению.
Некоторым студентам новый язык дается быстрее и легче, чем другие. Этот простой факт известен всем, кто сам выучил второй язык или учил тех, кто использует свой второй язык в школе. Очевидно, что некоторые ученики успешны в силу своей решительности, трудолюбия и настойчивости. Однако существуют и другие влияющие на успех важные факторы, которые в основном не зависят от обучающегося. Эти факторы могут быть широко классифицированы как внутренние и внешние. Это их сложное взаимодействие, которое определяет скорость и легкость, с которой изучается новый язык.
Внутренние факторы. Это такие факторы, характерные для конкретного индивида, изучающего язык.
− Возраст. На процесс освоения второго языка влияет возраст обучающегося. Дети, у которых уже есть твердые навыки грамотности на своем родном языке, как представляется, находятся в более выигрышном положении, чтобы эффективно усвоить новый язык. Мотивированные старшие ученики тоже могут быть очень успешными, но, как правило, для того чтобы в произношении и интонации достичь уровня носителя языка, им нужно стараться изо всех сил.
− Личность. Интровертные или замкнутые ученики обычно медленнее прогрессируют, особенно в развитии навыков устной речи. Они имеют меньше шансов для использования возможностей поговорить на изучаемом языке, и не так активно ищут такие возможности. Более открытые студенты меньше боятся неизбежных ошибок. Они легче принимают риски, и, таким образом, предоставляют себе гораздо больше практики.
− Мотивация. Было обнаружено, что уровень внутренней мотивации тесно коррелирует с достижениями индивида в области образования. Очевидно, что студенты, которые используют результаты изучения языка, и гордятся своим прогрессом, и в дальнейшем более мотивированы, чем те, кто этого не делает. Внешняя мотивация также является важным фактором. Студенты ESL, например, которым нужно выучить английский язык для того, чтобы занять место в американском университете или общаться с новым английским мальчиком / подругой, вероятно, приложат больше усилий, и, таким образом, достигнут большего прогресса.
− Опыт. Слушатели, получившие общие знания и опыт, находятся в более выгодном положении по изучению нового языка, чем те, кто не имеет такого опыта. К примеру, студент, поживший в трех разных странах, и подвергшийся воздействию различных языков и культур, имеет более сильную основу для изучения дальнейшего языка, чем студент, который не имел такого опыта.
− Познание. Нам представляется, что студенты с большим уровнем познавательных способностей быстрее достигнут значительного прогресса. Некоторые лингвисты считают, что существует определенная врожденная способность к обучению языка, которая у некоторых студентов сильнее, чем у других.
− Родной язык. Изучение второго языка, относящегося к той же языковой семье, что и первый язык студента, является гораздо более простой задачей, чем изучение языка из другой языковой семьи. Так, например, голландский ребенок выучит английский язык гораздо быстрее, чем японский ребенок [1.c. 38].
Внешние факторы. К числу внешних можно отнести те факторы, которые характеризуют конкретную ситуацию изучения языка.
− Учебная программа. Для студентов ESL, в частности, важно, чтобы совокупность их образовательного опыта подходила для конкретных их нужд. Изучение языка затруднено, если студенты полностью погружаются в программу основного потока без какой-либо дополнительной помощи или, наоборот, не могут быть его частью, пока они не достигли определенного уровня владения языком.
− Уровень преподавателя. Очевидно, что некоторые преподаватели языка лучше, чем другие обеспечивают надлежащие и эффективные методы обучения студентов в своих классах. Такие студенты быстрее достигнут прогресса в обучении.
То же касается учителей других дисциплин. Учитель естественных наук, например, осознающий свою ответственность за развитие английского языка у студентов, и в рамках изучения своей дисциплины учитывающий это, будет способствовать их языковому развитию. [2. c. 37]
− Культура истатус языка. Существует ряд доказательств, что студенты в ситуациях, когда их собственная культура имеет более низкий статус, чем у той культуры, язык которой они изучают, прогрессируют медленнее.
− Мотивация. Студенты, получающие поддержку учителей и родителей, как правило, проще достигают успеха в изучении языка. Студенты же из семей, в которых обращают мало внимания на изучение ими языка, вероятно, менее быстро прогрессируют.
− Доступ кносителям языка. Возможность взаимодействовать с носителями языка как внутри, так и за пределами классной комнаты, является существенным преимуществом. Носители языка предоставляют учащемуся актуальные языковые модели и могут обеспечить соответствующую обратную связь. Очевидно, что учащиеся, которые не имеют широкий доступ к носителям языка, будут прогрессировать медленно, особенно в аспектах произношения/восприятия речи на слух.
Факторы, влияющие на мотивацию. Внешняя мотивация исходит от ряда факторов за пределами классной комнаты: родителей, учителей, друзей, опыта предыдущего обучения. Однако чаще всего внешняя мотивация включает в себя предметы в системе вознаграждения и наказания. По мнению исследователей, мотивация к обучению является результатом компетенций, приобретенных за счет общего опыта, но может быть стимулирована непосредственно с помощью моделирования, коммуникации ожиданий и непосредственного обучения или социализации другими, особенно родителями и учителями.
По мнению Хармера, ожидания родителей важны для успеваемости студентов в школе, их мотивации и успехов в учебе, так как они, как правило, связаны с более высоким уровнем образования. Кроме того, Paige (2001) подчеркивает, что родители являются для студентов самыми мощными мотиваторами в процессе изучения языка. Хармер также добавил, что родители оказывают большое влияние на отношение студентов к изучению языка. Если студенты имеют положительное или отрицательное отношение к языку, то это зависит главным образом от их родителей. Если родители негативно настроены по отношению к культуре, к которой относится изучаемый язык, это, вероятно, приведет их детей к отрицательной мотивации, так как многие студенты готовы изучать язык, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей [3. с. 26–27].
Помимо родительского фактора, сверстники также влияют на отношение студентов к результатам изучения языка, так как студенты более мотивированы к изучению языка, если это нравится их сверстникам. Кроме того, предыдущий опыт обучения студентов влияет на их нынешние результаты обучения. Если такой опыт был успешным, студенты могут быть настроены на успешное обучение в настоящее время. С другой стороны, в случае неудачи, они будут ожидать неудачи в настоящее время. Кроме того, знание из их прошлого опыта обучения рассматривается как фон, на котором они могут продолжать обучение в настоящее время и в будущем. Студенты с хорошими знаниями, полученными в ходе обучения в прошлом, могут хорошо учиться и в настоящее время. Рассмотрев основные факторы внешней мотивации, перейдем к факторам, влияющим на внутреннюю мотивацию.
Согласно Хармеру (1991), факторами, влияющими на внутреннюю мотивацию студентов, являются физические условия, учителя, а также их методы обучения.
Физические условия, такие как освещение, температура воздуха, акустические условия, линии зрения, расположение столов, аппаратура для отображения фотографий или диаграмм, материалов и т.д., оказывают большое влияние на процесс обучения. Хейнс (1998) отметил, что положительный климат внутри коллектива является важным фактором, который сказывается на мотивации учащихся. Например, если студенты находят, что их коллектив заботлив и благосклонен место, что их ценят и уважают, они будут стремиться более полно участвовать в процессе обучения. Лумсден (1994) добавил, что климат внутри класса является важным фактором, влияющим на внутреннюю мотивацию. К тому же, как и Хармер, Лумсден подчеркивает, что плохо освещенные и переполненные классы могут снизить мотивацию обучающихся [4. с. 21].
Кроме того, для преподавателей лучше использовать модели, основанные на сотрудничестве, а не на конкуренции. Например, организовывать совместные учебные мероприятия, в которых студенты должны работать вместе, чтобы выполнить задачу или решить проблему. Эти методы используются, чтобы повысить уверенность в себе студентов, в том числе более слабых, потому что каждый из участников совместной задачи играет важную роль. Знание, что их товарищи по команде рассчитывают на них, также может повысить мотивацию студентов.
Литература:
- Хармер Джереми. Практика преподавания английского языка. — Нью-Йорк: Лонгман, 1991. – 38 с.
- Алдерман М. К. Мотивация достижения: возможности для преподавания и обучения. — Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1999. – 37 с.
- Валлеран Ж. Роберт «На пути к иерархической модели внутренней и внешней мотивации». Достижения в области экспериментальной социальной психологии, 1997. – 26–27 с.
- Виерсма В. Методы исследования в области образования. — Масса: NeedhamHeights, 1995. – 21 с.