Библиографическое описание:

Гордиенко Н. В. Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 11-13.



The article has been provided excursion into the understanding of the role of the teacher's work LS Vygotsky.

Keywords: Teachers' work, educational psychology, the student's attitude, teacher's position.

Лев Семенович Выготский — классик отечественной и мировой психологии, одной из центральных идей педагогической психологии выделял рассмотрение развивающегося взаимодействия учителя и ученика в условиях коренного изменения требований к системе образования, в противовес одностороннему анализу изолированной деятельности учителя, традиционно ориентированной на сложившиеся задачи «воодушевления» пассивных в силу своей ученической позиции детей. Неоднозначность и парадоксальность выводов и противоречий составляет эвристический стиль его высказываний на эту тему.

«…До сих пор мы занимались психологией педагогического процесса с точки зрения воспитанника и ученика. Мы старались выяснить те законы и влияния, которым подчинено воспитание, поскольку оно зависит от ребенка. Психологические пружины воспитательного процесса, поскольку они заложены в психике ребенка, составляли предмет всех рассуждений. Аналогично обстоит дело и в большинстве современных курсов педагогической психологии. Однако такое учение крайне неполно и односторонне. Чтобы охватить полностью процесс воспитания и представить в психологическом освещении все важнейшие стороны его протекания, необходимо учесть и психологию учительского труда и показать, каким законам он подлежит» [1].

По словам Л. С. Выготкого, всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Так для педагогики Руссо учитель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. А для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель — тот, кто умеет исполнять заповеди: «Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб».

Несомненно, что каждое отдельное представление о педагогическом процессе связывается с особым взглядом на природу учительского труда. В связи с этим становится понятно, что новая точка зрения, которая выдвигалась в свое время Львом Семеновичем в педагогической психологии и его попытки создать новую систему воспитания, новую систему педагогической психологии, являлась оправдывающей его научные подходы к данной проблематике.

«…Мы уже расстались с тем предрассудком, будто учитель должен воспитывать. Мы так же далеки от этого взгляда, как и от того, согласно которому человек должен сам на себе таскать тяжести. В этом смысле глубоко права Э. Кей, когда говорит, что настоящая тайна воспитания заключается в том, чтобы не воспитывать. Процесс развития подчинен таким же железным законам необходимости, как и все остальное в природе. Следовательно, у родителей и воспитателей «нет ни права, ни власти предписывать свои законы этому новому существу, как нет у них права и власти для того, чтобы предписывать законы движению небесных тел» (1905). Ученик воспитывается сам. "...Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы. На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем.» [1]

Называя педагогическую психологию учительской психологией Л. С. Выготский говорит о величайшей опасности, связанной с учительской психологией, которая заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона — «учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли «граммофона», не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка» [1]. Всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли «апостолов ходячей истины».

Существует расхождение между старой и новой педагогикой в учении об идеалистическом воодушевлении учителя. Глубоко верно то, что говорит Мюнстерберг относительно связи каждого частного факта с общей ценностью всего предмета и что переживание ценности должно быть сообщено ученику даже при изучении неправильных глаголов. Ошибка заключается только в определении средств, при помощи которых психологи надеялись добиться желаемого успеха. Залог успеха они видели в том вдохновении, которое заражает учителя, в том интересе, который возникает у ученика к воодушевленному учителю.

«Дело вовсе не в том, чтобы учитель был воодушевлен. Ведь его воодушевление не всегда доходит до ученика. Дело скорее в том, чтобы заставить учеников восхищаться тем же самым. Еще хуже бывало тогда, когда воодушевление не удавалось и, как у холодного актера, у учителя появлялся деланный, риторический пафос, который нашел великолепное выражение в слоге некоторых наших учебников старого времени, когда история или география излагалась в превыспреннем стиле, для того чтобы задеть чувство и воображение ученика. Но даже тогда, когда воодушевление доходило до сознания учеников, оно всегда бывало направлено не по адресу и превращалось в обожание учителя, принимавшее глубоко антипедагогические формы» [2].

Лев Семенович рассуждает об очень важных вещах — о роли учителя, о том влиянии, какое он оказывает на ученика. Именно от отношения учителя к детям и к своему делу зависит и результат его работы.

«Учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе» [1].

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология и учитель [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — Москва: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 253–258. — Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=59998.
  2. Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991 г. с.372.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической психологии, роли учителя, развивающегося взаимодействия учителя, изолированной деятельности учителя, идей педагогической психологии, систему педагогической психологии, курсов педагогической психологии, идеалистическом воодушевлении учителя, Лев Семенович, учительской психологией, роли орудия воспитания, учительского труда, обожание учителя, долю учителя, отношения учителя, настоящая тайна воспитания, новую систему воспитания, Лев Семенович Выготский, личности учителя, педагогики Руссо учитель.

Ключевые слова

учительский труд, педагогическая психология, ученическая позиция, учительская позиция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос