Автор: Коршикова Светлана Григорьевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2016

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Коршикова С. Г. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 328-329.



Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность к обучению. Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков.

Для отслеживания эффективности развивающей работы с дошкольниками 6–7 лет мы рекомендуем проведение мониторинга, на основании данных которого происходит заполнение карт динамики школьной зрелости [1, с. 88]. В нашей работе мы фиксировали такие компоненты, как:

– педагогическая готовность;

– интеллектуальная готовность;

– мотивационная готовность;

– эмоционально — волевая;

– коммуникативная готовность.

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику характер компонентов школьной зрелости, использовалось наблюдение за деятельностью детей (Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.), а также:

– Зрительная произвольная память [3, с. 20].

– Слуховая произвольная память [3, с. 21].

– Беседа об окружающем (анкета).

– Четвертый лишний (наглядный материал) [3, с. 11].

Психолог Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности ребенка к школе играет развитие мотивационно — потребностной сферы. Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», о котором уже говорилось ранее. Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.

Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника — ранца, пенала, формы и т. д.).

Для диагностики мотивационной готовности к обучению мы использовали методику «Мотивация учения» (М. Р. Гинзбурга) [3, с. 26].

Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская), с помощью которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы тест школьной зрелости Керн — Йерасека.

Совершенно очевидно, что коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других возрастных группах. В ходе этой работы необходимо обращать внимание ребенка на изменение его позиции: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются другие, более высокие требования.

Коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольность поведения. Как показывает опыт, развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми — она формируется в ходе ежедневного взаимодействия со взрослым. Для развития произвольности психолог устанавливает на занятии правило — «нельзя подсказывать», то есть каждый должен выполнять задание сам. Если же ребенок не может справиться с задачей, то он обращается за помощью к другим детям. Поначалу детям сложно удерживать это правило — они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда психолог может сказать детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой». Как правило, нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.

На базе МБДОУ детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа (г. Старый Оскол Белгородской обл.) нами было проведено психодиагностическое обследование уровня психологической готовности детей подготовительных групп № 7, 12 и старших групп № 2, 6, 10 к обучению в школе.

Цель обследования: определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Сроки проведения: 12.05.2016–30.05.2016.

Было обследовано: 47 детей.

Обследование готовности детей к обучению в школе проводилось в соответствие с годовым планом при помощи мониторинга, на основании данных которого происходило заполнение карт динамики дошкольной зрелости [1, с. 88].

Фиксировались такие компоненты как:

  1. педагогическая готовность

– владеют хорошо — 88 % (41 чел.),

– владеют недостаточно — 12 % (6 чел.);

  1. интеллектуальная готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

  1. мотивационная готовность

– владеют хорошо — 100 % (47 чел.);

  1. эмоционально-волевая готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

  1. коммуникативная готовность

– владеют хорошо — 98 % (46 чел.),

– владеют недостаточно — 2 % (1 чел.).

Результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования уровня психологической готовности детей старших групп № 2, 6, 10 и подготовительных групп № 7, 12 к обучению в школе распределились следующим образом:

– старшие группы № 2, 6, 10 (8 чел):

7 чел. (88 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (11 %) — условно готов к школьному обучению.

– подготовительная группа № 7 (11 чел.)

9 чел. (91 %) — готовы к школьному обучению,

2 чел. (9 %) — условно готовы к школьному обучению.

– подготовительная группа № 12 (28 чел.)

27 чел. (96 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (4 %) — условно готов к школьному обучению.

Можно сделать вывод, что 43 чел (91 %) продиагностированных воспитанников готовы к школьному обучению, а 4 чел. (9 %) — условно готовы.

У детей сформировано позитивное отношение к занятиям; отсутствует тяжелое эмоциональное состояние (агрессия, тревожность, враждебность); выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс»», 2011. — 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2 — е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 144 с.
  3. Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьному обучению, готовности ребенка, психологической готовности ребенка, готовности детей, школьной зрелости, концу дошкольного возраста, психологического сопровождения дошкольника, Программа психологического сопровождения, учебной деятельности, заполнение карт динамики, Диагностика психологической готовности, Проблема психологической готовности, психологической готовности детей, формирование готовности детей, диагностики мотивационной готовности, диагностики волевой готовности, Обследование готовности детей, комплексной диагностики готовности, интеллектуальной готовности, произвольная память.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос