Автор: Кутняк Светлана Валентиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Кутняк С. В. Поиграйте с детьми в математику // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 667-669.



Не насильственно преподавать, милейший, детям науки, а посредством игры: тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен…

Сократ

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). (п.2.6 ФГОС ДОО). Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин много: быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету — математике. Математика — наука сухая, а ребенок по своей сути исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, познавать. Чтобы ребенок быстро не угас, я в своей работе с детьми использую нетрадиционные формы работы: художественное слово, игры, математические занимательные задачи.

Очень важно, что игра — это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретает новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях использую специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. А. С. Макаренко прекрасно понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении воспитательных целей. Поэтому он стремился создать комплекс игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания.

В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры, игровые действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоение знаний.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требует умения построить высказывания, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможно. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Поэтому, я организовываю игры так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счёта; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

В результате, дидактические игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.

Приобретению навыков устного счёта способствует обучение детей понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Некоторые математические игры создаю сама («Кто обгонит?», «Кто потерял предмет?», «Помоги Буратино» и другие).

Так же использую считалки, со счетом, стихи о цифрах, о днях недели, пальчиковую гимнастику со счетом, сказочные сюжеты, как математические задания. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяла внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляли знания геометрических фигур, уточняли знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступали к составлению новых фигур с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагала им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивали игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо». После рассмотрения и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагала найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находили решения и составляли самостоятельные фигуры по своим замыслам. Для поддержания интереса подобрала цветной наглядный материал, счётный материал, индивидуальные карточки, иллюстрации и др. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — вот чем я руководствовалась, когда предлагала детям игровые задания. За полученный индивидуальный результат всегда хвалила детей.

Таким образом, игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развитию элементарных математических представлений. Система дидактических игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, позволила качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняли все свои действия, что позволяло одновременно развивать связную речь ребёнка, учить его выражать свои мысли. У детей сформировались не только отдельные математические представления и понятия, но и развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, интеллектуальному удовлетворению.

Основные термины (генерируются автоматически): обучение детей, наглядный материал, элементарных математических представлений, Успешное обучение детей, совершенствованию представлений детей, ФГОС ДОО, детей живой интерес, детей познавательный интерес, правила игры, детей элементарным математическим, воспитании детей шестилетнего, умственной активности детей, детей глубокое удовлетворение, геометрических фигур, детей смекалку, инертных детей, дидактических игр, развитие ребёнка игры, настроение детей, инициативы детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос