Комплексное освоение территорий: особенности и проблемы реализации (на примере Санкт-Петербурга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Белозерова А. П. Комплексное освоение территорий: особенности и проблемы реализации (на примере Санкт-Петербурга) // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 251-254. — URL https://moluch.ru/archive/130/35883/ (дата обращения: 16.12.2018).



Комплексное освоение территорий: особенности ипроблемы реализации (на примере Санкт-Петербурга)

Белозерова Анастасия Павловна, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

В последнее время комплексное освоение территорий (КОТ) принимает все большие масштабы, в особенности это касается жилищного строительства. Порядка 70 % вводимого в Петербурге и близлежащих территориях жилья приходится на проекты КОТ, при этом в 2005 г. эта доля составляла всего 25 %. Столь значительный рост обусловлен, прежде всего, экономической привлекательностью данных проектов и спросом на них со стороны потребителя. Однако такая бурная застройка несет в себе много рисков с точки зрения рационального формирования городской инфраструктуры и качественной городской среды [1, 2, 3]. Для того чтобы понять, в чем состоит опасность хаотичного развития проектов КОТ, необходимо разобраться, что они из себя представляют и какими особенностями обладают. С точки зрения российского законодательства, под проектами комплексного освоения территорий подразумевается строительство на территории, разделенной в соответствии с документацией по ее планировке на земельные участки, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур и других объектов в соответствии с документацией по планировке территории. При этом важно понимать, что именно от характеристик конкретной территории — ее месторасположения, обеспеченности уже существующей инфраструктурой, геофизических свойств, будет зависеть количество и состав объектов КОТ [4, 5, 6].

В мировой практике проекты КОТ разделяют на 2 типа: brownfield development и greenfield development. Brownfield development подразумевает перестройку или редевелопмент уже существующей застройки как жилого, так и промышленного назначения. В Санкт-Петербурге большинство таких проектов реализуются на территориях так называемого «Серого пояса» и представляют собой перенос действующих предприятий за пределы центра города на периферию (либо реконструкцию неработающих предприятий) и создание на их месте деловой или жилой недвижимости, зачастую премиум класса. В качестве примера можно привести такие проекты, как ЖК «Тапиола» на месте завода «Ленпродмаш», ЖК «Времена года» на бывшей территории завода «Петмол». Реновация жилых кварталов в Санкт-Петербурге осуществляется в рамках городской программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» компаниями «СПб-Реновация» и «Воин-В». Программа предполагает снос ветхих жилых зданий с переселением жильцов в заново построенные дома на этой же территории или в другие районы, строительство социальной и транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что на данный момент реализовано всего 0,6 % от того объема, который планируется к январю 2019 года. Наибольшее распространение в России и, Санкт-Петербурге в частности, получили проекты greenfield development, направленные на строительство больших по площади жилых кварталов с соответствующей социальной и транспортной инфраструктурой. Особенностями таких проектов является большая площадь вводимого жилья, единая концепция застройки и архитектурный стиль, наличие социальных и общественно-деловых объектов, общественных пространств, а также создание собственной транспортной и инженерной инфраструктуры [7, 8, 9]. В идеале проекты КОТ должны создавать качественную городскую среду, быть самодостаточными и предоставлять покупателям широкий выбор, как жилых помещений, так и объектов культурно-бытового досуга и социальных услуг. Однако практика освоения территорий в границах Петербурга показывает отсутствие развитой коммерческой инфраструктуры, при этом социальные объекты построены из расчета старых областных регламентов, которые значительно отличаются от городских, остро стоит вопрос транспортной инфраструктуры, связывающей Ленинградскую область и Санкт-Петербург [10, 11, 12]. В целом можно выделить следующие проблемы, присущие проектам КОТ:

– отсутствие в районах массовой жилой застройки достаточного количества рабочих мест, что приводит к появлению значительной маятниковой миграции в городе и, как следствие, чрезмерной нагрузке на транспортные артерии, связывающие город и область, а также на общественный транспорт;

– недостаточно развитая транспортная инфраструктура, включая наличие недостатка автомобильных дорог и несовершенство системы общественного транспорта;

– нехватка мощностей и значительный износ уже существующей инженерной инфраструктуры и недостаточное строительство новой;

– недостаток объектов социальной инфраструктуры, проблемы с финансированием строительства таких объектов и передачи их на баланс местных властей;

– ухудшение экологической обстановки в районах осуществления КОТ, связанное прежде всего с увеличением потоков автомобильного транспорта и сопутствующего выброса в атмосферу загрязняющих веществ;

– отсутствие во многих проектах продуманной концепции формирования качественной среды, обеспечивающей жителей кварталов как общественными пространствами и магазинами, так и местами для деловой активности.

Если проанализировать вышеописанные проблемы, то можно сделать вывод, что в основном они лежат в плоскости взаимодействия власти и бизнеса. Нерациональное распределение проектов КОТ в черте города и на его периферии ведет к перегрузке инженерных сетей, транспортной инфраструктуры, дефициту социальных объектов, что, в конечном счете, становится проблемой не только застройщиков и жителей этих районов, но и городских и областных властей [13, 14]. Одним из решений данной проблемы может стать формирование городов-спутников в рамках развития петербургской агломерации, осуществляемое посредством государственно-частного партнерства [15, 16]. Такой подход позволит концентрировать жилищную и промышленную застройку в границах определенной территории, которая будет в достаточной мере обеспечена всей необходимой инфраструктурой и развиваться в рамках единой продуманной концепции. Для застройщиков это будет означать снижение финансовой нагрузки по строительству инфраструктурных объектов и сокращение процедур согласования проектов, а для органов управления — возможность обеспечивать более четкую взаимосвязь между стратегическими планами по развитию территорий и реальными действиями по их осуществлению и вовлечение в этот процесс всё большего числа частных инвесторов [17, 18, 19]. Одним из таких амбициозных проектов является город-спутник «Южный», реализуемый компанией «Старт Девелопмент». Проект предполагает строительство в Пушкинском районе Санкт-Петербурга 4,9 млн м2 жилой и 1,5 млн. м2 коммерческой и промышленной недвижимости, что позволит обеспечить жильем 134 тыс. жителей и создать 21 тыс. рабочих мест. Предполагаемый срок реализации проекта — 19 лет, планируемый объем инвестиций — 176 млрд рублей. В проекте также принимают участие Правительство Санкт-Петербурга, РОСНАНО, университет ИТМО и другие инвесторы, планирующие развивать на территории «Южного» производственные, деловые и научно-образовательные площадки. Так, в соответствие с уже подписанным соглашением, город берет на себя обязательства по строительству социальной инфраструктуры, а также магистральных общегородских и районных дорог. Инвестор будет возводить объекты инженерной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, электро- и теплоснабжение), улицы и дороги местного значения.

В отличие от большинства проектов КОТ, город-спутник «Южный» обладает значительно большими масштабами и основывается на продуманной концепции освоения территории. Она учитывает не только планы инвестора по застройке жилой недвижимостью, но и места притяжения трудовых ресурсов, миграционные потоки внутри Санкт-Петербургской агломерации, планы города по развитию транспортной инфраструктуры (в частности, строительство легкорельсового транспорта от метро «Звездная»), а также многие другие немаловажные аспекты [20]. Наличие хорошо продуманной концепции, финансовая обеспеченность девелопера, заключенные соглашения с администрацией Санкт-Петербурга, интерес со стороны различных инвесторов и соответствие проекта стратегическим целям развития города позволяют сделать вывод, что город-спутник «Южный» может стать первым действительно успешным проектом в области такого масштабного комплексного освоения территорий. Важно подчеркнуть, что успех проекта зависит от соблюдения всеми его участниками своих обязательств и максимального соответствия конечного результата исходной концепции, что в условиях нестабильной экономической ситуации представляется достаточно сложной задачей.

Литература:

  1. Селютина Л. Г., Васильева Н. В. Развитие форм воспроизводства жилищного фонда: терминологический аспект проблемы // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2003. — № 1. — С. 114–118.
  2. Широков А. С. Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения России // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 529–531.
  3. Селютина Л. Г. Развитие реконструктивно-строительной деятельности по формированию инвестиционного предложения на российском рынке жилья // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 126–129.
  4. Миронова Е. Н., Шабашова Е. А. Современные проблемы развития регионального жилищного строительства // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 257–259.
  5. Опарин С. Г., Сулима В. В. Развитие конкурсов на право заключения государственного контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2011. — № 3 (125). — С. 55–62.
  6. Селютина Л. Г. Инновационный подход к управлению предприятиями строительного комплекса // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 27-й международной научно-практической конференции. — Варна. 2012. — С. 333–341.
  7. Опарин С. Г., Чепель В. В. Развитие теоретических основ экономической эффективности транспортного строительства в условиях саморегулирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2014. — № 2 (192). — С. 21–30.
  8. Селютина Л. Г., Булгакова К. О., Бессонов М. С., Пайгусов А. А. Социальное жилье — стратегическое направление развития строительства в регионах России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 6–1. — С. 142–144.
  9. Бессонов М. С. Современные проблемы воспроизводства жилищного фонда в крупном городе // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 494–496.
  10. Селютина Л. Г., Купоносова Ю. Н. Современные тенденции развития жилищного строительства в Ленинградской области // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 4 (56). — С. 64–66.
  11. Бондарчук К. А., Беймарт Е. Д. Развитие процессов воспроизводства жилищного фонда в мегаполисе // Приволжский научный вестник. — 2016. — № 12 (64).
  12. Селютина Л. Г., Булгакова К. О. Выявление рисковых зон и систематизация рисков, возникающих при реализации инвестиционных программ при строительстве социального жилья // Научное обозрение. — 2015. — № 22. — С. 366–369.
  13. Егорова М. А. Селютина Л. Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2009. — № 3. — С. 11–17.
  14. Селютина Л. Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — СПб. — 2010. — С. 26–29.
  15. Селютина Л. Г., Волков А. С., Казиева А. К., Ракова В. А., Чаленко А. В., Шереметьев А. В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12–4. — С. 823–827.
  16. Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 742–744.
  17. Селютина Л. Г., Евсеева Е. И., Мартынова А. В., Нектов В. В., Николюк Е. С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. — 2015. — № 21. — С. 218–220.
  18. Беркович А. А., Ворончихина Ю. С. Реализация региональных программ развития жилищного строительства на основе современных методов моделирования // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 155–158.
  19. Егорова М. А., Селютина Л. Г., Доржиева Ц.-Д. Д. Управление инвестициями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. — 90 с.
  20. Селютина Л. Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством. Сб. научн. трудов. — СПб. — 2014. — С. 46–50.
Основные термины (генерируются автоматически): Санкт-Петербург, транспортная инфраструктура, проект, социальная инфраструктура, комплексное освоение территорий, КОТ, территория, жилая недвижимость, инженерная инфраструктура, качественная городская среда.


Похожие статьи

Городское планирование как система организации устойчивого...

Кроме того, городское планирование напрямую связано с реализацией приоритетных результатов таких видов деятельности, которые касаются инвестирования в развитие территории, финансирования развития основной инфраструктуры...

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного...

Он предполагает обязанность инвестора по подготовке документации по планировке территории, образование земельных участков в ее границах, создание объектов транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры...

Особенности развития городов в Западной Европе

Так на проекты комплексного освоения территорий приходится 60 % новостроек Петербурга [1]. Тенденция увеличения доли проектов комплексного освоения жилья в общей площади вводимых жилых площадей также наблюдается в меньших городах России.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

Ключевые слова: городская среда, общественные пространства, развитие городских территорий, благоустройство. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру...

Совершенствование Правил землепользования и застройки...

– направление большей части инвестиций, вкладываемых в строительство, в обновление и последующее развитие сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры; – строительство жилья, объектов коммунального хозяйства и социального назначения...

Проекты комплексного освоения территорий в Псковской...

жилой комплекс, жилой микрорайон, дом, общая площадь, детский сад, транспортная доступность, социально-бытовая инфраструктура, комплексное освоение территорий, имидж территории, экологическая обстановка.

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Роль инфраструктуры в пространственном развитии территории - это роль "организатора" социально-экономического пространства.

Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных процессов в региональном развитии...

О социальных приоритетах развития городской транспортной...

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, социальные приоритеты, проблемы автопарковки.

А потому при составлении планов, проектов, программ совершенствования транспортной инфраструктуры не обойтись без учета интересов благоустройства территорий.

Социология городской среды как целостная концепция...

IV международная научная конференция «Технические науки: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, июль 2016).

Похожие статьи. Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Городское планирование как система организации устойчивого...

Кроме того, городское планирование напрямую связано с реализацией приоритетных результатов таких видов деятельности, которые касаются инвестирования в развитие территории, финансирования развития основной инфраструктуры...

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного...

Он предполагает обязанность инвестора по подготовке документации по планировке территории, образование земельных участков в ее границах, создание объектов транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры...

Особенности развития городов в Западной Европе

Так на проекты комплексного освоения территорий приходится 60 % новостроек Петербурга [1]. Тенденция увеличения доли проектов комплексного освоения жилья в общей площади вводимых жилых площадей также наблюдается в меньших городах России.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

Ключевые слова: городская среда, общественные пространства, развитие городских территорий, благоустройство. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру...

Совершенствование Правил землепользования и застройки...

– направление большей части инвестиций, вкладываемых в строительство, в обновление и последующее развитие сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры; – строительство жилья, объектов коммунального хозяйства и социального назначения...

Проекты комплексного освоения территорий в Псковской...

жилой комплекс, жилой микрорайон, дом, общая площадь, детский сад, транспортная доступность, социально-бытовая инфраструктура, комплексное освоение территорий, имидж территории, экологическая обстановка.

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Роль инфраструктуры в пространственном развитии территории - это роль "организатора" социально-экономического пространства.

Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных процессов в региональном развитии...

О социальных приоритетах развития городской транспортной...

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, социальные приоритеты, проблемы автопарковки.

А потому при составлении планов, проектов, программ совершенствования транспортной инфраструктуры не обойтись без учета интересов благоустройства территорий.

Социология городской среды как целостная концепция...

IV международная научная конференция «Технические науки: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, июль 2016).

Похожие статьи. Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды.

Задать вопрос