Автор: Абдурасулова Гульбахор Бурхановна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 20.01.2017

Библиографическое описание:

Абдурасулова Г. Б. Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 608-611.



В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Ключевые слова:высшее физкультурное образование, модель

Проблемы совершенствования высшего образования, моделирование деятельности специалиста давно находятся под пристальным вниманием многих ученых.

Анализ научных работ, посвященных разработке моделей специалистов по физической культуре и спорту, позволяет сделать заключение, что деятельность преподавателя физического воспитания и тренера по избранному виду спорта носит многофункциональный характер.

Так, изучению проблем деятельности и подготовки специалистов по физической культуре и спорту посвящены исследования И. Н. Решетень, В. М. Корецкого (1982), Г. С. Туманяна (1987), А. Я. Корха (2000), Р. С. Саламова (2004), А. Н. Абдиева (2004) и др.

Исходя из того, что педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта можно рассматривать как сложное системно-структурное образование со специфическими функциями и взаимосвязями, подход к изучению функциональной деятельности специалистов с высшим образованием должен быть построен на основе системно-структурного анализа и метода экспертных оценок [3].

Системный подход основан на объединении исследуемых объектов в совокупности, установлении свойств и связей внутри ее, а также на выделении факторов, наиболее важных для достижения поставленных целей. В свою очередь математико-статистические методы экспертных оценок дают возможность определения количественных отношений между зависимы и независимыми переменными, характеризующими объект исследования, представляют для исследования учебного процесса значительный интерес, так как обеспечивают точность суждений, их доказательность, чего не хватает педагогической науке.

Основное содержание настоящей работы посвящено вопросу совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности преподавателей физического воспитания, при этом моделью будет являться ранжированный по значимости ряд качеств, необходимых для высокопрофессиональной деятельности преподавателей. Именно определения для вышеуказанной профессии важности качеств, представляющих собой знания, умения и навыки, может, на наш взгляд, служить инструментом, обеспечивающим специализированную, углубленную подготовку студентов педагогических вузов обучающихся на факультетах физ. воспитания к предстоящей трудовой деятельности.

Целью работы является построение такой модели и на ее основе выработка конкретных рекомендаций, указывающих пути совершенствования учебного процесса по осуществлению дифференцированного подхода в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием.

В результате анализа научной литературы был составлен большой перечень профессиональных умений [3,4,6,7], присущих преподавателям физического воспитания.

Эти умения были предложены ведущим преподавателями кафедр физического воспитания педагогических вузов, а также УзГИФКа для экспертизы методом предпочтения.

Целью экспертизы явилось выявление наиболее важных качеств, комплексно отражающих суть профессиональной деятельности специалистов с высшим физкультурным образованием, а также определение степени влияния спортивной специализации на формирование профессиональных умений педагога по физической культуре.

В результате обработки экспертных оценок были выделены доминирующие умения, получившие наибольшее количество баллов. Эти умения, согласно классификации предложенной Н. В. Кузьминой (1973) были разделены на 5 функциональных групп профессионально-педагогической деятельности: коммуникативные, гностические, двигательные, конструктивные, организаторские.

Построенная модель деятельности специалиста с высшим образованием, работающего по специальности преподавателя физического воспитания включала в себя три модели: модель подготовки специалиста основанная на мнениях студентов IV курса, прошедших педагогическую и практику; действующая модель, основанная на мнениях слушателей факультета повышения квалификации, имеющих стаж практической работы не менее 5 лет; идеальная модель, основанная на мнениях профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания педагогических вузов.

Мнения экспертов каждой группы проверены на согласованность путем расчета коэффициента конкордации. Уровень согласованности мнений экспертов каждой группы оказался достаточно высоким (W=0,79).

Каждая из построенных моделей представляет собой сложную структуру, звеньями которой являются 5 основных вида деятельности специалистов, работающих в области физической культуры и спорта: конструктивная деятельность, коммуникативная деятельность, организаторская деятельность, гностическая деятельность, двигательная деятельность.

Безусловно, структура деятельности преподавателя физического воспитания много сложнее и разветвленнее. Но в настоящем исследовании рассматривается только узко профессиональная сторона деятельности данной специальности.

Для того чтобы проверить, отличаются ли друг от друга и насколько звенья построенной модели был использован Н-критерий Краскела-Валлиса [1]. Сравнения проводились по каждому звену структурных моделей, представляющему из себя различные виды профессиональной деятельности. В результате вычисления получены следующие значения Н:

1) конструктивная деятельность Н=3,96;

2) коммуникативная деятельность Н=1,665;

3) гностическая деятельность Н=1,527;

4) организаторская деятельность Н=0,775;

5) двигательная деятельность Н=0,985.

Сравнение вычисленных значений с табличными значениями, позволяет сделать следующий вывод: так как все расчетные значения Н меньше табличного значения Н-критерия, то нуль гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности отвергается и принимается альтернативная гипотеза: рассматриваемы выборки существенно отличаются друг от друга. Это значит, что построенные модели существенно различаются.

Модели специалиста требуют целостного анализа внутреннего строения его профессиональной деятельности. Всякое целостное образование имеет свое содержание и структуру. Содержание — есть совокупность тех элементов и процессов, которые составляют основу объектов, а структура — это закономерность, устойчивая связь и взаимоотношение частей и элементов целого, системы [3].

Для исследования содержания определенной профессиональной деятельности необходимо выявить не только совокупность её компонентов, но и вскрыть их взаимосвязь и взаимозависимость, Для этого требуется установить, как коррелируют между собой звенья внутри каждой модели, имеется ли какая-нибудь закономерность связей между различными видами деятельности.

Для расчета степени взаимосвязи внутри моделей был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена (2). С помощью вычислений определены следующие значения коэффициентов корреляции внутри моделей профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания:

Приведенные данные, отражающие характер взаимосвязей видов деятельности внутри модели подготовки, действующей модели и идеальной модели преподавателя физического воспитания, вскрывают сложную систему связей звеньев профессиональной деятельности.

Наличие отрицательных значений коэффициентов корреляции говорит о том, что различные виды деятельности имеют на практике совершенно независимые противоположные способы реализации, требующие конкретных умений и навыков.

Говоря о моделировании деятельности специалиста в целях совершенствования процесса его подготовки в вузе, необходимо определить, что же будет являться эталоном — действующая модель, идеальная или модель подготовки. Исходя из того, что обучения в вузе — наилучшим образом подготовить специалиста к предстоящей практической деятельности, мы считаем, что эталонной является действующая модель, построенная на основе мнений, высказанных слушателями курсов повышения квалификации.

Сопоставляя мнения студентов (модель подготовки) с эталонной моделью, можно установить, какие недостатки имеются в учебном процессе факультетов физического воспитания педагогических вузов. Проанализировав мнения, высказанные преподавателями кафедр физического воспитания, можно найти способы, которые дают возможность ликвидировать эти недостатки.

Анализируя результаты опроса специалистов о степени влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений, считаем необходимым отметить следующее: наиболее формируемыми профессиональными качествами и способностями в спортивных играх были отмечены воля к победе (4,97 б.), активность (4,85), самообладание (4,68 б.), выдержка, решительность, трудолюбие, чувство долга, общительность. В сложнокоординационных видах спорта 100 % респондентов поставили на первое место творческое отношение к делу (5,00 б.), затем ответственность (4,93 б.) и трудолюбие (4,93 б.).

Участники анкетирования, имеющие специализацию спортивные единоборства, выделили волю к победе, стрессоустойчивость и активность, представители циклических видов спорта — трудолюбие (5,00 б.), воля к победе (4,86 б.), настойчивость (4,82 б.) и выдержка (4,82 б.).

Выявлено что, при занятиях спортивными играми, по сравнению с другими видами спорта, в наибольшей степени формируются педагогические способности, волевые, интеллектуальные и психофизиологические качества. Таким образом, подтвердилось мнение, высказываемое большинством специалистов и исследователей о правомерности постановки вопроса, что существует разница влияния занятий различными видами спорта на процесс формирования необходимых профессиональных умений.

Результаты проведенных исследований сводятся к следующему: построена модель преподавателя физической культуры, состоящая из трех моделей: модель подготовки, действующая модель, идеальная модель. Внутри каждой модели существует сложная структура межзвеньевых зависимостей.

Сравнения показателей модели подготовки с характеристиками действующей модели выявили недостатки в профессиональной подготовке студентов факультетов физического воспитания, выявлены причины и конкретные пути устранения этих недостатков.

Литература:

  1. Закс Л. Статистическое оценивание. — М.: Статистика, 1976.
  2. Зациорский В. М. Спортивная метрология. — М.: ФиС,1982.
  3. Колотилова И. М., Таранова А. В., Малыхина Л. А. Функциональные характеристики «моделей» деятельности преподавателя ВУЗа. — Ташкент, 1987.
  4. Корх А. Я. Тренер: Деятельность, личность: Учебное пособие. — М.: Терра — Спорт, 2000.
  5. Решетень И. Н., Каргополов Б. Г. Проблема моделей личности, деятельности и подготовки специалиста по физической культуре и спорту //Теория и практика физической культуры. — № 11. — 1982.
  6. Педагогика физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студ. вузов. Обуч. по спец. 032101 — Физическая культура и спорт /под ред. С. Д. Неверковича. — М.: Физическая культура, 2006. — 518 с.
  7. Педагогика физической культуры [Текст]: учебник / М. В. Прохорова [и др.]. — Изд. 3-е., доп. и перераб. — М.: Путь: Альянс, 2006. — 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос