Автор: Иванова Людмила Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.12.2016

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Иванова Л. В. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 576-578.



Ни для кого не секрет, что «информационные технологии плотно вошли во все сферы нашей жизни» [1, с. 21]. Кроме того, компьютерные технологии, по утверждению Т. А. Кажаловой, «широко используются и в дошкольных образовательных учреждениях» [3, с. 47]. Современные дошкольники с удовольствием осваивают компьютеры не только на занятиях, но и дома. Как продолжает Т. А. Кажалова, «дошкольников привлекает и яркая графика, и возможность виртуально побегать, посоревноваться, ощутить себя в нереальной действительности и т. д». [3, с. 48].

Однако, отмечает коллектив авторов С. В. Захарова и М. М. Морозова, надо объяснить ребенку, что компьютер, появившийся дома, «не просто игровая приставка, но и обучающее устройство» [2, с. 267]. К сожалению, родителям не всегда удобно проводить такие беседы ввиду тотальной занятости на работе или по причине бытовых проблем. В этом случае, считает О. В. Давыдова, «большое значение приобретает целенаправленная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения в обучении дошкольников навыкам работы на компьютере» [1, с. 31]. При этом развивается не только общий кругозор дошкольников, но и «отдельные психические характеристики личности — внимание, усидчивость, память, логическое мышление и т. д». [1, с. 32].

Согласно Примерной образовательной программе общего образования (2016 г.) «работа педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является одним из приоритетных векторов в целостном развитии» [5].

Поэтому необходимо применение новых педагогических информационных технологий, в том числе и тех, «которые эффективно используют компьютерные педагогические средства» [3, с. 37].

Обратимся к трактовке понятия «педагогические условия». Автор О. В. Давыдова определяет «педагогические условия» как «обстоятельства, от которых что-либо зависит» [1, с. 18].

Под комплексом педагогических условий понимается «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, применение элементов содержания, методов, а также организационной эффективности обучения для достижения определенных дидактических целей» [6, с. 71].

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных компьютерных технологий.

Первое педагогическое условие — учет возрастных особенностей. Рассмотрим возрастные особенности с точки зрения динамики развития психических процессов каждого возрастного периода.

3–4 года — это очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте, указано, что «функцией становится память, проявляется, так называемый, «кризис трёх лет» [5]. Ребёнок в этом возрасте может впитывать огромное количество информации о внешнем мире, мышление у него — наглядно-действенное. Операции мышления еще слабо развиты, память по большей части двигательная и эмоциональная.

5–6 лет — старшие дошкольники предпочитают уже интеллектуальные занятия. Старшие дошкольники овладевают, как считает З. А. Михайлова, «более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и результаты, с действиями происходящими на экране» [4, с. 89].

Кроме того, надо отметить, что старшие дошкольники могут» принимать и понимать учебную задачу, то есть, они понимают, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей» [4, с. 90].

Сделаем промежуточный вывод о том, что вследствии возрастных особенностей старший дошкольник легко может управлять действием компьютерной игры.

Лабиринт Следующим педагогическим условием является использование различных форм и методов обучения.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных (компьютерных) технологий осуществляется различными методами. С. И. Чуканова определяет метод как «путь к чему-либо, способ достижения цели» [6, с. 45]. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.

Основным методом развития элементарных математических представлений посредством компьютерных технологий является «комплексный метод развития игры» (считает педагог Т. А. Кажалова, которая уточнила понятие педагогических условий и обосновала их педагогическую значимость) [3, с. 64].

Комплексный метод руководства игрой предполагает «естественную связь различных видов деятельности детей и побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами» [3, с. 66].

Ведущим методом обучения, считает С. И. Чуканова, «является метод показа и объяснения» [6, с. 47]. Метод показа — это один из важных в обучении дошкольников. Показ и объяснение используются для того, чтобы дети поняли, как необходимо работать с программой, игрой, использовать опции игры.

Используются и словесные методы и приёмы, такие как: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово и т. д.

З. А. Михайлова отмечает, что «особое место в руководстве занятием по развитию элементарных математических представлений у дошкольников посредством компьютера занимают игровые приёмы» [4, с. 28]. Игра пронизывает всё занятие. В каждом занятии должна четко прослеживаться сюжетная линия, которая в процессе занятия плавно переходит из одного компонента в другой.

Третьим педагогическим условием является наличие интереса у детей к компьютеру. Интерес детей к занятиям посредством компьютера влияет на качественное усвоение детьми необходимой информации.

Выявив вектор направленности интереса ребенка при работе с компьютером, как считает З. А. Михайлова, «можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка» [4, с. 78].

Четвертым важнейшим педагогическим условием является индивидуальные особенности детей.

О значимости индивидуального подхода в воспитании детей согласно ФГОС ДО мы находим в Примерной образовательной программы (2016 г.) [5]. У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений, подбирая необходимый вид помощи.

В качестве видов помощи можно использовать следующие (С. В. Захарова, М. М. Морозова) [2]:

«— стимулирующая помощь, то есть воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений;

Лабиринт ‒ эмоционально-регулирующая помощь, то есть оценочные суждения взрослого;

‒ направляющая помощь, то есть исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль — взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребёнком;

‒ обучающая помощь, то есть научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать» [2, с. 269].

Таким образом, все вышеперечисленные условия развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством информационных компьютерных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность. Тем более, если все эти педагогические условия будут подкрепляться действиями родителей дома.

Литература:

  1. Давыдова, О. В. Инновационная деятельность в ДОУ / О. В. Давыдова. — М.: АКАДЕМИЯ, 2009. — 117 с.
  2. Захарова, С. В. Формирование элементарных математическиъ представлений у дошкольников средствами ИКТ / С. В. Захарова, М. М. Морозова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 267–271.
  3. Кажалова, Т. А. Использование в ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения / Т. А. Кажалова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 187 с.
  4. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — СПБ.: Детство-Пресс, 2004. — 94 с.
  5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) // Вестник образования. — 2016. — № 1.
  6. Чуканова, С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста / С. И. Чуканова. — М.: Дрофа, 2010. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): элементарных математических представлений, развития элементарных математических, дошкольного образовательного учреждения, развитию элементарных математических, обучении дошкольников, педагогов дошкольного образовательного, педагогическим условием, компьютерных технологий, информационных компьютерных технологий, обучении дошкольников навыкам, общий кругозор дошкольников, дошкольников средствами ИКТ, развития математических представлений, Развитие элементарных математических, элементарных математическиъ представлений, педагогические условия, информационных технологий, условия развития элементарных, методом развития элементарных, педагогических условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос