Авторы: Бусоедов Иван Александрович, Гребенюк Таисия Алексеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А. Эволюция развития госсектора, определение его сущности. Экономические функции государства // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 255-257.



Эволюция развития госсектора, определение его сущности. Экономические функции государства

Бусоедов Иван Александрович, студент;

Гребенюк Таисия Алексеевна, студент

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система со своими неоспоримыми плюсами, но и существующими недостатками. С одной стороны рыночная экономика предоставляет свободу выбора: для потребителей — свободы выбора в потреблении, а для производителя — свобода выбора в производстве продукции. С другой стороны, несмотря на то, что рынок является саморегулирующийся механизм, происходят «провалы» рынка. Это легко объяснимо. Для создания новых и крупных предприятий, строительства дорог, образовательных учреждений нужны крупные вложения. Конечно риски неполучения прибыли или даже появления убытков в этих проектах высоки. И предприниматели не решаются инвестировать в них. Не стоит также забывать, что преследуя свои цели, предприниматели зачастую забывают об экологии, нестабильность рыночной экономики способствует безработице и инфляции, а также отсутствует или почти отсутствует перераспределение доход и инвестирование в научные исследования.

Для снижения появляющихся время от времени отрицательных эффектов от рыночной экономики появляется важность «контролирующей руки государства». В одних странах действия госсектора незначительны, в других же он имеет слишком большую власть. В обоих случаях это может отрицательно сказываться на социально-экономическом развитии государства. Значимость государства проявляется при установлении правовых взаимоотношений между госаппаратом и хозяйствующими субъектами, разработке антикризисных ситуаций, разработке мер, повышающих занятость населения, а также поддержке слаборазвитых, но немаловажных отраслей экономики.

Появление госсектора напрямую связан с появлением государства. Страна с получением статуса государства начинает проводить организационно-административные мероприятия, присущие всем государствам. Т. е. создает суды, различные социальные институты, армию, а также и другие необходимые государственные учреждения. Для поддержания существования этих учреждений нужны средства, которые государство изымает в виде налогов. Нетрудно сделать вывод, что у всех стран был госсектор.

Рассмотрим Древний Египет. Здесь госсектор появляется благодаря климатическим условиям. Земли Древнего Египта нуждались в оросительных и осушительных каналах, которые в свою очередь нуждались в большом количестве человеческих усилий для поддержания их в рабочем состоянии. Таким образом, фараон управлял государством, жрецы создавали руководства по ведению хозяйства, а простой люд и рабы трудились. После того, как масштабы влияния государство сильно возросли: оно полностью контролировало добычу особенно важных ресурсов таких ка мрамор, драгоценные камни и зерновые ресурсы, а земля стала собственностью фараона и сдавалась только в аренду — явно виден цикл национализация-приватизация. И госсектор Египта, чрезмерно вмешавшийся в развитие экономики, вынужден был ослабить свое влияние на страну.

Другим примером чрезмерного вмешательства государства в частный сектор стал Древний Рим. У Древнего Рима функционировали государственные банки и предприятия в горном деле, существовал контроль в производстве оружия и тканей. Римская экономика стала централизованной и естественно из-за настолько сильного влияния госсектора на экономику империя развалилась.

Уже на примере только Древнего Рима и Древнего Египта можно прийти к выводу, что чрезмерный рост влияния государства в экономике ведет к его разрушению. Когда государство растет, расширяет свои военные, политические силы, усиливает механизмы и системы государственного управления, то естественно у государства появляется дополнительная нужда в средствах, на которые бы оно развивалось. Эти средства государство получает через налоги, национализацию частных предприятий, регулирование цен на товары, установление определенных объемов производства. В результате мотивов развиваться у частного сектора становится меньше, частный сектор деградирует и разрушается, и экономика крушится. Тут же возникает вопрос: нужен ли госсектор вообще? Поэтому рассмотрим его исторические корни.

Изначально люди жили в общинах и все имущество было совместным. Не было понятия твое или мое, все было общим. В дальнейшем с появление государства общественная собственность становится государственной. Появляется необходимость в создании госсектора. Однако госсектор создавался для защиты частного сектора. Человек нуждался в такого рода защите, потому что ему не нравилось то, что вся собственность является общественной. Ведь получалось, что человек работает на удовлетворение всего общества. В случае же, когда человек работает для удовлетворения исключительно своих потребностей, его мотивация работать намного больше.

В современном мире госсектор играет немного другую роль. Не секрет, что со всеми своими многочисленными плюсами рыночная экономика имеет и свои недостатки, как уже упоминалось ранее — провалы рынка. Госсектор способствует устранению и смягчению этих провалов. К самым существенным минусам рыночной экономики относят появление монополий, загрязнение окружающей среды, появление недостоверной и ассиметричной информации, малое количество или вообще отсутствие общественных благ. Таким образом госсектор способствует сохранению национального богатства, способствует экономическому росту и социально-экономической стабильности в государстве.

Так как в основе госсектора лежат госбюджет и государственная собственность, а интересы заключены в улучшении национальной экономики, то можно выделить следующие функции государственного сектора.

1) создание законов. Что как ни гарантия прав способствует эффективному функционированию экономики? Начало таким законам положила Англия, разработавшая в 14 веке нормы продолжительности трудового дня и минимальной заработной платы. В настоящее время государства играют роль третейского судьи, разрабатывают и улучшают антимонопольные законодательства, а также законодательства потребительских прав и защиты интеллектуальной собственности, устанавливают нормы договоров и правила функционирования банков. Так государство способствует защите работников, социально-незащищенных слоев населения, экологии.

2) контроль за существованием благоприятной конкурентной среды. Рыночный механизм будет наиболее благоприятно работать, когда на рынке будет существовать конкуренция. Т. е. государства стремятся поддержать конкурентные условия и стремятся ограничить монополию и ее проявления. В основном этому способствует антимонопольное законодательство, основой которому послужило антитрестовское законодательство в США. Суть антитрестовского законодательства сводилась к тому, что крупные предприятия, которые сговариваются и предпринимают попытки к монополизации рынка, нарушают законодательство и будут преследоваться законом.

3) перераспределение доходов. Рынок не способствует социальному равенству и защите, наоборот он увеличивает разницу в доходе. Следовательно, государство стремится снизить эту дифференциацию прибегая к помощи трансфертов, налогов или самостоятельно регулируя цены товаров.

Особенность трансфертов состоит в том, что государства выдает пособия малоимущим, сиротам, инвалидам, многодетным семьям. Сами же трансферты государство создает с помощью налогов и отчислений в различные специальные нужды.

При ценообразовании государство руководствуется тем, что не все слои населения могут себе позволить определенный и необходимый тип товаров. Поэтому государство устанавливает минимальную заработную плату, влияет на ценообразование услуг транспортного характера и т. п.

4) создание социально-экономической стабильности. В этом случае государство следит за развитием экономического роста, существованием оптимального уровня инфляции и низкого уровня безработицы. Также государство инвестирует в слаборазвитые отрасли, которые по мнению госсектора значимы для развития страны в целом.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что госсектор имеет место, когда добивается следующих целей: стабильный экономический рост, оптимальный уровень инфляции, высокую занятость, развитие значимых для государства слаборазвитых отраслей производства, охрана окружающей среды, защита социально-уязвимых слоев населения и т. п.

Литература:

  1. Гогин А. А. Экономическая функция государства: отдельные элементы практики реализации// Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 10–13.
  2. Пожарский Д. В., Мирзоян Э. Р. Экономическая функция в системе функций современного Российского государства // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 2. С. 292–295.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Эффективное принятие управленческих решений // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 575–578.
  4. Новосельцева Г. Б. Институциональные преобразования в экономике России и реализация экономических функций государства // Экономические науки. 2006. № 21. С. 25–32.
  5. Чуркина И. Ю. Реализация экономической политики государства на основе социально-экономических функций // Вестник СамГУПС. 2009. № 6–2. С. 109a-112.
Основные термины (генерируются автоматически): рыночной экономики, Экономические функции государства, социально-экономическом развитии государства, появление государства общественная, получением статуса государства, рост влияния государства, чрезмерного вмешательства государства, Экономическая функция государства, рыночная экономика, государства слаборазвитых отраслей, появлением государства, Значимость государства, современного Российского государства, экономических функций государства, Древнего Египта, экономической политики государства, масштабы влияния государство, Древнего Рима, учреждений нужны, социально-экономической стабильности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос