Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов развития налоговой системы Республики Крым. В статье рассмотрена некоторая динамика собираемых налогов и сборов на территории субъекта, выявлены проблемные аспекты собирания налогов и сборов.
Ключевые слова: налоговые доходы, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц, малое предпринимательство, единый налог на вмененный доход, патент, единый сельскохозяйственный налог, Республика Крым
Ряд современных исследователей, с уверенностью утверждают, что за период 2014–2015 гг. Республика Крым практически полностью интегрировалась в правовое поле Российской Федерации, однако, бюджет рассматриваемого субъекта Российской Федерации имеет ряд особенностей [3,4,5,6]. Рассмотрим их.
Республика Крым относится к дотационным регионам, что говорит о том, что необходимо формирование собственной налоговой базы региона, для стабильности платежей и сборов налогоплательщиков Республики Крым.
Бюджет региона формируется в достаточно жестких и сложных условиях: экономические санкции, транспортная блокада крымских портов, железных дорог, судостроительных предприятий.
Стоит отметить, указанные негативные реалии существенным образом повлияли на деятельность химических предприятий, сельскохозяйственной отрасли Республики Крым. Однако усилиями региональной власти полная остановка важнейших предприятий региона не была допущена.
Динамика собственных доходов Республики Крым положительна: в I квартале 2016 г. плановые показатели перевыполнены на 19,8 %, а за пять прошедших месяцев — уже на 27,9 % [4, с.143].
Большая доля в структуре налоговых и неналоговых поступлений отводится налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — 32,2 % от общего объема доходов бюджета за первое полугодие 2016 г. По сравнению с показателем 2014 г. сумма НДФЛ увеличилась на 4,3 млрд. руб. или 40,4 % [4, с.143].
Данный рост можно связать с ростом заработной платы, а также с эффективной работой по расширению контингента легитимных налогоплательщиков.
В силу того, что Крым является новым субъектом Российской Федерации, данный регион представляет особый интерес для многих бизнес-структур. Стоит отметить, что в случае открытия и ведения бизнеса на территории нового субъекта, предприниматели, будучи уже зарегистрированными на территории других субъектов страны, состоящие там на налоговом учете, зачастую не регистрируют свои обособленные подразделения в Крыму, что сужает величину налоговой базы по ряду налогов, в частности по НДФЛ.
Выходом из данной ситуации стала организация комплекса мероприятий Совета министров Республики Крым по взаимодействию налоговых органов и органов местного самоуправления в части обмена информацией в случае выявления таких фактов, ситуация меняется к лучшему: по состоянию на 1 апреля 2016 г. на налоговом учете в налоговых органах Республики Крым уже зарегистрировано 12 930 обособленных подразделений, имеющих головные офисы как на территории Республики Крым, так и в других субъектах Российской Федерации [4, с.144].
В Республики Крым также, как и в других регионах страны стоит проблема, заключающаяся в том, что руководители малого бизнеса часто осуществляют выплаты работникам в размере минимальной заработной платы. Для решения указанной проблемы местными властями, по согласованию с руководителями малых предприятий и предпринимателями был увеличен порог минимальной заработной платы, в результате чего в бюджет региона дополнительно поступило более 114 млн. руб. [4, с.144]
Важным резервом роста налоговых платежей Республики Крым, является возможность иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность по найму с использованием патента: за 2015 г. было выдано 8509 патентов, и в бюджет поступило дополнительно 114,6 млн руб. [4, с.145]
Также можно отметить рост удельного веса налога на прибыль организаций доя 20,9 % доходов регионального бюджета. Это происходит на фоне последовательного снижения убыточности организаций и предприятий, работающих на территории Республики Крым.
Трудности возникают при сборах по акцизам. Если по итогам 2013 г. более 75 % общего акцизного налога уплачивали такие украинские предприятия как ООО «Крымская водочная компания», ЧАО «Крымский вино-коньячный завод «Бахчисарай», то после перехода Крыма к России, обороты указанных предприятий значительно снизились, многие производственные структуры стали. Это связано с требованиями российского законодательства к увеличению уставного капитала, привлечению банковских гарантий, оснащению дорогостоящими автоматическими средствами измерения и учета и пр.
Естественно, что Правительство Республики совместно с Росалкогольрегулированием проведен комплекс мероприятий по решению данной проблемы, в центре которых — разработка и внедрение ряда нормативно-правовых актов на переходный период.
В настоящее время основные производители подакцизных товаров возобновили свою производственную деятельность, и в бюджет поступило 2,5 млрд руб. акцизов за 2015 г., а за 4 месяца 2016 г. — 615,0 млн руб., что на 227,6 млн руб., или 58,7 %, больше аналогичного периода прошлого года [4, с.145].
Важным моментом при рассмотрении особенностей развития налоговой системы Республики Крым является рассмотрение основ налогообложения малого и среднего предпринимательства. Такие особенности заключается в следующих аспектах.
Во первых, налоговые поступления субъектов малого и среднего бизнеса во многом определяют финансовое состояние полуострова. Специальные налоговые режимы очень привлекательны для крымских предпринимателей, особенно в курортный сезон, когда объемы торговли, общественного питания, сдачи жилья в наем, предоставления гостиничных и транспортных услуг растут в несколько раз.
Из 69 662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3 %, патентную систему -34,9 %, единый налог на вмененный доход -17,2 % налогоплательщиков. [4, с.145]
Принятие Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь»» предоставило право субъекту Российской Федерации — Республике Крым принять пониженные ставки при применении патентной формы налогообложения и упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с предоставленными полномочиями Государственным советом Республики Крым были приняты два Закона: «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения» и «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения». В результате в первом случае ставка была снижена в 6 раз, а во втором — в 2 раза.
Из 69 662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3 %, патентную систему — 34,9 %, единый налог на вмененный доход — 17,2 % налогоплательщиков [4, с.145].
За 2015 г. в местный бюджет поступило более 344 млн. руб. ЕНВД, что превысило плановый показатель на 4 % или 176 млн. руб. В 2015 г. в местные бюджеты поступило 344,2 млн руб. единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД), что превысило плановые показатели на 40,0 % и 176,0 млн руб. налога в связи с применением патентной формы налогообложения [4, с.145].
Важным аспектом и инструментом развития экономики и привлечения инвестиций в Республике Крым является создание свободной экономической зоны (СЭВ), которая предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
По состоянию на 1 апреля 2016 г. уже заключено 387 договоров с инвесторами и 24 готовятся к подписанию. Объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет около 85 млрд руб., при этом планируется создание 21,5 тысячи рабочих мест [2, с.20].
100 проектов с общим объемом инвестиций в 34,3 млрд руб. реализуются в сфере промышленности, где планируется создать дополнительно 13 000 рабочих мест [2, с.21].
Важно, что по итогам I квартала 2016 г., т. е. первого года функционирования СЭЗ, количество участников достигло показателей всех СЭЗ Российской Федерации, а по количеству планируемых к созданию рабочих мест превысило на 7 тысяч.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ, существуют риски недополучения налога на прибыль организаций в 2016 г., поскольку для них налоговая ставка снижена в 9 раз, но если смотреть в будущее, то в республике будет развиваться не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации, которые в перспективе смогут наполнить бюджет Крыма и муниципальных образований доходами [1, с.152].
Таким образом, можно отметить, что особенности интеграции налоговой системы Республики Крым в систему налогов и сборов Российской Федерации связаны в первую очередь с совершенствованием законодательной базы, регламентирующей налогообложение на территории республики, комплекса мероприятий, проводимых местными органами власти. Однако существуют нерешенные проблемы, влияющие на собираемость некоторых видов налогов и сборов.
Литература:
- Гончаренко Л. И., Малис Н. И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152–156.
- Гришина О. П. Крымский полуостров — свободная экономическая зона // Бухгалтер Крыма. 2015. № 1. С. 20–27.
- Журавлева Т. А. Оценка налогового потенциала республики Крым с учетом социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2015. № 6. С. 424–431.
- Малис Н. И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 25–32.
- Малис Н. И., Федотова М. А., Пинская М. Р., Журавлева Т. А., Горохова Н. А., Прокофьев М. М. Развитие бюджетно-налоговых отношений в Крыму: монография. М.: Финуниверситет, 2015. 250 с.