Библиографическое описание:

Махманов О. К., Зайнидинов Х. Н., Таджиходжаев З. А. Разработка, применение и функциональные возможности информационной системы «Научный потенциал» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 52-56.



Необходимость оценки научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских учреждений (НИУ) продиктована потребностью во владении объективной информацией об уровне научного потенциала (НП) в целом, а также межвузовского и меж научно-исследовательского сопоставления НП с целью выявления всех объективных особенностей и выполнения необходимых решений.

Достоверная информация, которая может быть получена в рамках регулярного мониторинга и стратегического анализа НП, необходима для развития, как самого учреждения, так и в целом.

Отсутствие новых методов и инструментария,обеспечивающего мониторинг, делает процесс сбора и обработки информации трудоёмким.С момента сбора информации, обобщения и анализа данных проходит слишком много времени, а иногда временной показатель препятствует к быстрому обобщению материалов. Поэтому повысить качество и эффективность организации мониторинга возможно только с использованием информационных технологий, то есть разработкой информационных систем, позволяющие получать ежедневно обновлённую информацию.

В настоящее время в ВОУ и НИУ наблюдается возрастная диспропорция в составе педагогических (ПР) и научных работников (НР), дефицит педагогических и научных работников необходимой высшей квалификации являющиеся элитой учреждений, ослаблении интереса к научно-педагогической деятельности.

Вместе с тем, необходимость поддержания конкурентоспособности рассматриваемых учреждений на высоком уровне требует от них повышения эффективности принимаемых решений в области воспроизводства научно-педагогических кадров. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутренних механизмов управления формированием и использованием научного потенциала, которая требует постоянного мониторинга кадрового потенциала [1,2].

Результатомнашейработы явилась разработка информационной системы «Научный потенциал» предназначенная для мониторинга научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений сформировавшая постоянно возобновляемую базу данных, которая осуществляется доступом через Интернет и позволяющая создавать сложные отчёты в любых форматах [3].

Информационная система «Научный потенциал» представляет собой веб-приложение. Веб-приложение — ПР-НР — серверное приложение, в котором ПР-НР выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и ПР-НР, хранение данных осуществляется преимущественно на сервере, обмен информацией происходит по сети. Одним из плюсов такого подхода является независимость от операционной системы ПР-НР — пользователя, поэтому веб-приложения служат межплатформенными сервисами. На PHP (YIIFramework) выполнена серверная часть web-приложения. Информация ПР-НР реализована на HTML5, CSS3, JavaScript (JQuery). При разработке ИС «Научный потенциал» использовался новый подход к разработке веб-приложений, называемый AJAX технологии. При использовании AJAX технологии страницы веб-приложения не перезагружаются целиком, а лишь догружают необходимые данные с сервера, что делает их более интерактивными и производительными. Доступ пользователя к информации осуществляется с помощью подключения модулей информационной системы к «серверу СУБД». Применение данного программного обеспечения может в любых сетях, функционирующих на основе протокола TCP/IP.

Для работы с базами данных применён MySQL, являющийся лучшим решением для малых и средних приложений [4]. Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц, а запросы происходят на «понятном» ПР-НР — пользователю языке.

Применение при разработке информационной системы Yii Framework обусловлен тем, что он оборудован многими мерами безопасности для предотвращения веб-приложений от неспровоцированных атак, таких как SQL инъекции, межсайтовый скриптинг (XSS), подделка запроса кросс-сайт (CSRF).

Для определения состояния и оценки научного потенциала, а также его прогнозирования разработанная информационная система «Научный потенциал», включает в себя базу данных педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.

Информационная система позволяет всесторонне проследить динамику формирования научного потенциала для ВОУ: кадров, кафедр, факультетов и ВОУ, для НОУ: кадров, лабораторий, отделов, НИУ, а также выявить участие кадрового потенциала ВОУ и НИУ в проведении научных исследований, с опубликованием научных статей в зарубежных и научных журналах рекомендуемых ВАК. Получения патентов или свидетельств на изобретение выданные Агентством по интеллектуальной собственности.

Рис. 1. Схема функционирования информационной системы НП

Для определения научного потенциала ВОУ и НИУ в целом:

– предложены критерии формирования научного потенциала учреждений с точки зрения остепенённой и возрастной динамики, научной активности, конкуренто-способности подразделений между собой по научному потенциалу;

– анализ текущего состояния научного потенциала подразделений ВОУ и НИУ с использованием статистических данных из базы ИС «Научный потенциал»;

– Предложен системный и единый подход по определению научного потенциала для ВОУ и НИУ с использованием информационной системы, которая позволяет:

  • учитывать развитие научного потенциала, позволяющие прогнозировать необходимость количественных и качественных параметров воспроизводства и ротации кадров с высшей квалификацией;
  • проведения многофакторного анализа возрастной динамики научного потенциала, научной активности педагогических и научных работников.

Реализация разработанной ИС «Научный потенциал» позволит усовершенствовать систему управления подготовки научно-педагогических кадров и развития кадрового потенциала, которая поможет решить задачу обеспечения квалифицированными научными кадрами, повысить ответственность организаций образования и науки за качество и эффективность подготовки.

Результаты мониторинга ВОУ иНИУ ИС «Научный потенциал»

Сформирована база данных (БД) педагогических и научных работников из числа работающих в ВОУ и НИУ, составляет более 30 000 и на их основе проведены анализ данных и мониторинг:

– так для ВОУ и НИУ по БД определены количество педагогических и научных работников в каждом из рассматриваемом учреждении, при этом определены штатные педагогические или научные работники, из них число остепенённых, число ПР или НР без учёной степени и звания.

– определены совместители, в том числе остепенённые, число педагогических или научных работников без учёной степени и звания (форма таблица 1).

– Мониторинг ВОУ и НИУ показал, что научный потенциал по ВОУ и НИУ составляет по основному штату педагогических и научных работников разный в зависимости от учреждения, региона, направлений и специальностей образования и т. д. Мониторинг позволяет также оценить научный потенциал привлекаемых по совместительству педагогических и научных работников.

Результаты мониторинга факультетов, кафедр ВОУ и отделов, лабораторий НИУ ИС «Научный потенциал»

Анализ мониторинга в разрезе факультетов и кафедр ВОУ, а также в разрезе отделов и лабораторий НИУ по научному потенциалу педагогических и научных работников, как по основному штату, так и по совместительству позволяет ранжировать показатели в рейтинговой форме, тем самым определить успешные подразделения или наоборот требующие стратегических решений (форма таблица 2, 3).

Мониторинг позволяет обобщить, ситуацию и при необходимости интегрировано подойти к вопросам привлечения для педагогической или научной деятельности ведущих в своей области ученых и специалистов из ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО (организации).

Результаты мониторинга педагогических и научных работников ВОУ и НИУ

Поскольку доктора и кандидаты наук наиболее квалифицированная часть педагогических/научных работников, было интересно проанализировать возрастные характеристики педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.

В исследуемых учреждениях картина возрастного ценза отличается друг от друга в зависимости от учреждения. Тенденция притока молодого поколения наблюдается по направлениям математики, физики и химии полимеров (форма таблица 4).

Противоположная картина наблюдается в гуманитарной (философии) отрасли науки там данные мониторинга показали, что одной из проблем этих учреждений является тенденция к «старению» высококвалифицированного кадрового потенциала. По базе данных и анализа имеет место тенденции старения докторов и кандидатов наук, в связи, с чем возникает необходимость создания условий для привлечения молодых учёных и специалистов в ВОУ и НИУ из числа окончивших соответственные специальности магистратуры.

Проанализирована деятельность введённых в БД педагогических и научных работников по индикатору научные работы и публикации.

Анализ научных статей в зарубежных научных журналах (за 5 лет) по БД ВОУ и НИУ показало, что педагогическими и научными работниками опубликованы научные статьи в странах Европы,Азии, Америки и СНГ, и активность научных работников научных подразделений в 1,5 раза выше педагогических работников. При этом необходимо указать на высокие показатели научных работников НИУ (по математики), которые активно участвуют, в международных публикаций показав тем самым своё место в международном обществе математиков и показатель публикации за 5 лет составляет, для них 8,65 публикаций/1 сотрудника.

БД имеет данные зарегистрированных (за 5 лет) объектов интеллектуальной собственности предложенных педагогическими и научными работниками, лидером из которых являются научные работники НИУ (по направлению физики и химии полимеров).

Примеры форм отчетности

Таблица 1

(ВОУ/НИУ)

Наименование

ВОУ / НИУ

кол-во педагоги-ческих / научных

работ-ников (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал ВОУ/НИУ, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пенен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совместительству

общее

Таблица 2

(факультеты ВОУ/отделы НИУ)

Наименование факультетов/ отделов

ВОУ/НИУ

кол-во педагоги-ческих

и научных работни-ков (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал факультетов/отделов, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пе-нен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совмес-титель-ству

общее

Таблица 3

(кафедры ВОУ/лаборатории НИУ)

Наименование кафедр/ лабораторий

ВОУ/НИУ

кол-во педагоги-ческих

и научных работни-ков (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал кафедр/лабораторий, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пе-нен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совмес-титель-ству

общее

Таблица 4

(ВОУ/НИУ возрастные характеристики)

Наименование ВОУ/НИУ

кол-во педагогических/

научных работников

возрастные характеристики остепененных,%

общее

остепененные

всего

средн. возраст

всего

средний возраст

до 30 лет

31–40 лет

41–50 лет

51–60 лет

61–65 лет

66 лет ивыше

Выводы

  1. На сегодняшний в ВОУ и НИУ появилась возможность, мониторинга состояния и развития научного потенциала по базе данных информационной системы «Научный потенциал», а также проработки прогнозирования подготовки научных и научно-педагогических кадров.
  2. Проведённый мониторинг состояния научного потенциала ВОУ и НИУ в разрезах вуза, факультетов, кафедр и научных подразделений — отделов, лабораторий показал необходимость поиска организационных решений, позволяющих рационально использовать имеющийся научный потенциал, расширять возможности обеспечения за счет интеграции ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО и внутри вузовских ресурсов подготовки, привлечения и закрепления кадров, а также необходимо разрабатывать и внедрять механизмы, способствующие к повышению эффективности воспроизводства высоко-квалифицированного кадрового потенциала ВОУ и НИУ.
  3. Стратегией развития ВОУ и НИУ требует разработки и реализации концепции опережающей подготовки научно-педагогических кадров, важнейшим элементом которой должны стать выявление и поддержка интеллектуального класса педагогических и научных работников.

Литература:

  1. Донецкая С. С. Научный потенциал преподавателей российских университетов (на примере химических факультетов) //Эко.2007. № 4. С.131–143.
  2. Степанов Ю. С., Рабинович М. И., Рабинович С. Ю. О построении функций свертывания информации для оценки деятельности подразделений и сотрудников высших образовательных учреждений // Technology-2001: Сб.науч.тр.междунар.дистацион.науч.-техн.конф.Орел, 2001.С.270–272.
  3. Махманов О. К., Хакимов З. Т.,Таджиходжаев З. А. “Илмий салохият/ Научный потенциал” // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ, № DGU 02952 от 31.12.2014г.
  4. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. — М.: Бином-Пресс, 2002 — С. 365.
Основные термины (генерируются автоматически): научных работников, научного потенциала, «Научный потенциал», потенциала ВОУ, научного потенциала ВОУ, кадрового потенциала, информационной системы, кадрового потенциала ВОУ, педагогических работников, ИС «Научный потенциал», кафедр ВОУ, научных работников ВОУ, научного потенциала высших, оценки научного потенциала, состояния научного потенциала, потенциала подразделений ВОУ, системы «Научный потенциал», информационной системы «Научный, формирования научного потенциала, потенциала высших образовательных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос