Автор: Пименова Мария Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Пименова М. С. Перспективы инновационной деятельности международного аэропорта «Шереметьево» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 346-348.



Деятельность аэропорта непрерывно совершенствуется, внедряются новые способы работы с пассажирами для ускорения и упрощения прохождения всех необходимых формальностей. Новые требования к деятельности аэропортов внедряются как на международном, так и на федеральном уровнях, что требует от руководства аэропорта внедрения инноваций. В данной статье рассмотрены инновации в области качества обслуживания пассажиров, авиационной безопасности и совершенствовании инфраструктуры аэропорта «Шереметьево».

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, менеджмент, организационная структура, инновации, аэропорт, сервис, качество

Основная цель инновационной деятельности аэропорта «Шереметьево» является обеспечение всесторонней модернизации деятельности аэропорта в частности по следующим направлениям:

– Планирование и развитие инфраструктуры аэропорта;

– Организации производственных процессов;

– Оптимизация, автоматизация и повышение качества управления;

– Обслуживание пассажиров в здании аэропорта;

– Авиационная безопасность и безопасность полетов.

Наиболее оптимальным вариантом управления деятельностью по наземному обслуживанию является на наш взгляд процессный подход, позволяющий организовать управление за множеством одновременных процессов по обслуживанию пассажиров и воздушных судов на различных рейсах. Сроки начала и окончания процессов жестко ограничены временем прилета и вылета и утверждены расписанием, а деятельность по обслуживанию, выполняющаяся различными организациями должна быть четко урегулирована. Для этого необходимо установить диспетчеров процессов, координирующих действия участников, и диспетчеров подпроцессов (по доставке и багажа к/от ВС, посадку и высадку пассажиров, погрузку и разгрузку багажа, сервис ВС и т. д.).

Процессный подход применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать деятельность в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению дает возможность более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.

В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.

Преимуществами такой структуры являются:

– четкая систематизация взаимосвязей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;

– единоначалие — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;

– наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к повышению их отдачи;

– быстрая реакция исполнительных процессных подразделений на изменение внешних условий. [1, с. 134]

В случае деятельность аэропорта, связанной с обслуживанием пассажиров, груза и багажа данный подход наиболее удачный, так как повышает оперативность работы. Рассматривая обслуживание каждого рейса как отдельный процесс это дает возможность спланировать работу всех служб исходя из существующего расписания, а при внештатных ситуациях, связанных с поздним прибытием рейсов отдавать приоритет таким процессам распределив заранее работу таким образом, чтобы имелись ресурсы на случай задержек, поломок и т. д.

В области развития инфраструктуры аэропорта планируется разработка мероприятий по транспортной доступности терминалов, а также передвижение пассажиров по территории аэропорта с учетом перспективного строительства.

Проблема доступности аэропорта возникла достаточно давно и остается острой по сей день. Расстояние от МКАД до терминалов аэропорта менее 15 километров, однако, время в пути на автомобиле в часы пик может быть более полутора часов. На пути решения этой проблемы были приняты меры, значительно увеличившие доступность аэропорта — это строительство и открытие в 2008 году терминала «Аэроэкспресс», соединенного с терминалами D, E, F и запуск поездов от Белорусского вокзала. А также открытие в декабре 2014 года участка скоростной трассы М-11 от Москвы до аэропорта Шереметьево. Это частично разгрузило поток автомобилей на Ленинградском шоссе, а также дало возможность доехать по платной трассе, однако плата за проезд по мнению многих достаточно высока — от 80 до 250 рублей в зависимости от времени проезда. И еще одной мерой для повышения доступности аэропорта должно стать проведение реконструкции Шереметьевского шоссе (объездной дороги окружающей территорию аэропорта) которое началось в июле 2016 года и должно закончиться к 2018 году. Данные работы проводятся на средства регионального бюджета Московской области.

Решение вопроса с транспортировкой пассажиров по территории аэровокзального комплекса стало актуально не так давно. В связи со строительством нового терминала В аэропорта, в который планируется перенести все внутренние рейсы, увеличится поток пассажиров и грузов, который необходимо будет доставлять между северными и южными терминалами к тому же и в кратчайший срок. Возведение нового терминала происходит на месте разрушенного терминала В (бывшего Шереметьево-1) и его планируется завершить в 2018 году к Чемпионату мира по футболу. В настоящий момент поток таких пассажиров невелик, так как из терминала C, находящегося в северной части аэропорта, выполняются только чартерные рейсы, в то время как выполнение основного числа рейсов как внутренних, так и международных происходит в терминалах, расположенных в южной части. Сейчас пассажиры между северным и южными терминалами перевозятся на автобусе по перрону. Однако такой способ не подойдет в новых условиях, так как скорость движения транспорта по перрону ограничена, а поток пассажиров будет слишком велик. Именно поэтому возникло предложение строительства подземного перехода между Северной и Южной зонами с возможностью транспортировки грузов и пассажиров как находящихся в стерильной зоне, так и в общедоступной. За счет строительства нового терминала планируется увеличить пассажиропоток с 31 млн. пассажиров за 2015 год до 53 млн. пассажиров в 20123 году. [3]

Однако первоочередным фактором, сдерживающим рост пассажиропотока, является недостаток взлетно-посадочных полос. На данный момент в аэропорту «Шереметьево» их две и на 2017 год запланирован запуск третьей полосы. За счет средств государственного бюджета к Чемпионату мира по футболу планируется сдать в эксплуатацию третью взлетно-посадочную полосу (ВПП-3), завершить строительство около нового терминала B центрального перрона и западной части новой магистральной рулежной дорожки, которая соединит ВПП-3 с существующей аэродромной инфраструктурой.

Для работы по трем следующим направлениям инновационной деятельности аэропорта (модернизация организации производственных процессов, оптимизации управления и повышения качества обслуживания пассажиров) организованно сотрудничество с высшими учебными заведениями. Партнерами «Шереметьево» по данным вопроса являются: МГТУ ГА, СПб ГУ ГА, УВА ГА, МАИ, РХТУ им. Менделеева, МАДИ, МИЭТ. По плану инновационного развития на основе конкурса будет проводиться выбор учебных заведений для разработки конкретных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сотрудничество с образовательными и научными (НИИ) организациями является приоритетным для компании, для этого сформированы 7 направлений, по которым данные организации смогут выполнять работы.

– Подготовка специалистов для подразделений компании;

– Повышение квалификации персонала предприятия;

– Выполнение вузами НИР и ОКР;

– Накопление и обмен знаниями;

– Формирование концепции единой системы высшего и дополнительного образования, программ дистанционного обучения для удовлетворения кадровых потребностей предприятия;

– Преподавание профильных дисциплин сотрудниками компании;

– Развитие систем практик и стажировок студентов по профильным для АО «МАШ» специальностям.

Руководство аэропорта так же планирует взаимодействие с Московской школой управления «Сколково» по программам обучения в области управления деятельностью. Это позволит применить инновационные методы управления и организации деятельностью аэропорта, тем самым повысив эффективность его работы. [2, с.18]

По вопросу безопасности и противодействия терроризму приоритетным является сотрудничество с отечественными разработками, а также совместная с производителями работа по тестированию опытных образцов оборудования и формирование требований, отвечающих современным реалиям.

Плановый объем расходов АО «МАШ» на реализацию программы инновационного развития 1200-1300 млн. руб. Это говорит о том, что руководство компании понимает необходимость постоянного совершенствования деятельности аэропорта для его соответствия всем мировым требованиям и тенденциям. А также выделяет на это направление достаточное финансирование, и осуществляют научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу в тесном сотрудничестве с различными специализированными организациями.

Литература:

  1. Методы менеджмента качества. Процессный подход / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. — М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. — 441 с.
  2. Программа инновационного развития ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», официальный сайт «Шереметьево» — http://www.svo.aero/innovation/inn_system/;
  3. Шереметьево-2018: инновационные проекты и новая инфраструктурак Чемпионату мира по футболу, официальный сайт «Шереметьево» — http://www.svo.aero/news/2016/3898/.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельности аэропорта, аэропорта «Шереметьево», инновационной деятельности аэропорта, Процессный подход, инфраструктуры аэропорта, доступности аэропорта, нового терминала, качества обслуживания пассажиров, деятельности аэропорта «Шереметьево», поток пассажиров, деятельности международного аэропорта, модернизации деятельности аэропорта, совершенствовании инфраструктуры аэропорта, аэропорта внедрения инноваций, Проблема доступности аэропорта, Деятельность аэропорта, здании аэропорта, повышения доступности аэропорта, случае деятельность аэропорта, развития инфраструктуры аэропорта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос