В данной статье рассматриваются особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осужденных. Особое внимание уделено основным причинам возникновения межличностных конфликтов.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, межличностный конфликт, воспитательная колония
Криминологический анализ обстановки в Воспитательных колониях (ВК) для несовершеннолетних говорит о том, что в настоящее время вопросы, связанные с реализацией процесса исполнения наказаний, являются весьма актуальными.
По состоянию на 1 октября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 640 357 чел. (- 5 728 чел. к началу года), в том числе: в 27 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 1 697 чел. (+ 14 чел.).
Доля несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, по видам преступлений: осуждены за кражу 16,6 %, за грабеж и разбой 27,3 %, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 11,2 %, за изнасилование 8,3, % и прочие преступления 31,3 %, за убийство 10 %.
На основе указанных данных можно сделать вывод, что несовершеннолетние осужденные, в большинстве, имеют судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, что выступает в качестве одного из факторов, осложняющих криминогенную обстановку в исправительных учреждениях.
Несмотря на сокращение численности несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в 2016 г. увеличился рост числа совершенных противоправных действий во время отбывания наказания.
Изучение факторов, обусловливающих нарушения порядка и закона в Воспитательной колонии, свидетельствует о том, что в значительном количестве случаев им предшествуют межличностные конфликты между осужденными. Исходя из этого крайне важно своевременно предупреждать конфликты среди воспитанников, дабы не "пожинать" их последствия в виде совершения новых преступлений и правонарушений.
В настоящее время существует большое количество работ посвященных межличностным конфликтам. В нашей стране исследованием межличностных и межгрупповых конфликтов по общей теории конфликтов занимались (А. Я. Анцупов, В. С. Мерлин, Л. А. Петровская, А. И Шипилов и др), по исследованию конфликта (Ф. Е. Василюк, Н. Д. Левитов, Э.Э. Линчевский, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. О. Прохоров, И. А. Скалабан), исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А. Э. Орлова, Л. А. Петровская, И. А. Скалабан, Г. Е. Тимонина), психологических характеристик конфликтных личностей (Е. Н Богданов, В Г. Зазыкин, Е. В Зайцева, В. Т. Иванов, Н. И. Леонов) за рубежом М.Дойч, Р.Дарендорф, К.Левин, Л.Козер, К.Томас, 3 Фрейд, К Хорни и и др.
Изучению роли конфликтов в детерминации преступного поведения ставили З.А. Астемиров, В.А. Елеонский, А.Р. Ратинов, А.Д. Сафронов, О.В. Старков и др. В юридической психологии конфликты исследовали А.Д. Глоточкин, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, К.К. Платонов, И.Б. Пономарев, А.Н. Сухов. Концептуальный подход к конфликтам и групповым эксцессам представлен в работах В.А. Кваши, Г.Г. Романовича, А.Н. Сухова, Л.Б. Филонова, В.В. Юстицкого и др.
В теории хорошо изучены различные виды конфликта, способы выхода из конфликтных ситуаций и способы разрешения конфликтов. Но недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с особенностями межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осужденных.
Конфликты с участием несовершеннолетних осужденных являются причиной преступления против личности и отрицательно влияют на обстановку исправительного учреждения, усложняют процесс исполнения наказаний.
Знание причин конфликтов в среде осужденных, предвидение хода развития конкретных противоречий, профессионально грамотное использование способов разрешения или локализации конфликтов, а также средств их предупреждения оказывают влияние на организацию управления исправительной колонией.
Все это ставит нас перед необходимостью изучения особенностей межличностных конфликтов в среде несовершеннолетних осужденных.
Конфликты в среде осужденных — это противоречия между ними, которые часто разрешаются с помощью психологического и физического насилия в целях занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов, обладания запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, месть за отклонение от преступных традиций и норм, становление на путь исправления или уход от расплаты путем совершения преступлений или заключения компромиссов [1].
Конфликты могут быть разных видов: реальными; ложными (возникающими из нереальных причин); иррациональными, причем мотивы конфликта на какой-то стадии могут не вполне осознаваться.
Конфликты среди несовершеннолетних осужденных развиваются по схеме: 1-я стадия — возникновение предконфликтной ситуации; 2-я стадия — конфликтное взаимодействие; 3-я стадия — обстановка после конфликта.
Первая стадия включает в себя осознание воспитанниками ситуации как конфликтной. Активизируются силы для достижения своей цели или для защиты себя от последствий конфликта.
Во второй стадии выбирается возможность развития взаимодействия в конфликтной ситуации. Вероятны три варианта поведения:
1) один из участников принимает решение о выходе из конфликтной ситуации;
2) один участник (или оба) идут на компромисс;
3) оба участника пытаются максимально добиться своей цели.
Характер и динамика межличностных конфликтов у несовершеннолетних осужденных опосредованы спецификой их среды и возрастно-психологическими особенностями.
В ВК отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях по достижении ими 19 летнего возраста. Различают следующие возрастные группы отбывающих наказание в ВК: подросткового (14-15 лет), юношеского (16-17 лет), молодежного возраста (18-19) [2, с.12]. Нужно отметить, что границы возраста изменчивы и подвижны. В подростковом возрасте закладываются моральные качества, происходит социальное развитие, формируется мировоззрение, система оценочного суждения. Нервная система подростка, находящегося в ВК, отличается импульсивностью. Из-за дисгармонии между половым созреванием и социальной зрелостью им тяжело контролировать свои эмоции и половые инстинкты, что может обуславливать отказ от общепринятых норм поведения, нарушение режима и дисциплины
Выделим основные группы причин межличностных конфликтов среди несовершеннолетних осужденных.
В первую группу причин межличностных конфликтов можно выделить неправильное размещение и комплектование отрядов несовершеннолетних осужденных. Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за притязаний на лидерство. Межличностные конфликты могут возникать между установившимся лидером и вновь прибывшим набирающим влияние членом группы, а так же в результате взаимодействия активистов разных групп за признание авторитетности. Имеющие влияние представители групп могут втягивать в конфликты своих сверстников, тем самым увеличивая масштабы конфликта. Так же межличностные конфликты возникают между осужденными положительной и отрицательной направленности. В результате исследований, проведенных пенитенциарными психологами, выявлено, что в 60 % отрядов общение между малыми положительными и отрицательными группами носит конфликтный характер, в 28,7 % — нейтральный и в 11,3 % — доброжелательный [3].
Вторая группа причин конфликтов связана с таким негативным явлением как тюремная субкультура, которая регламентирует и упорядочивает неофициальную жизнь воспитанников колонии. Нормы субкультуры, распространяющиеся на всех осужденных, носят запрещающий и обязывающий характер. Они касаются взаимоотношений с администрацией и межличностных отношений.Для воспитанников особое значение имеет чувство принадлежности к одной из сложившихся групп. На этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, иначе подросток неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт со сверстниками и, в итоге, будет отвергнут группой, к которой он принадлежит.
Третья группа причин связана с особенностями условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в ВК. Длительное пребывание в условиях изоляции, информационная истощенность, трудности, возникающие в межличностном общении, вызывают отрицательные эмоции и истощение нервной системы.
Важной особенностью жизни в Воспитательной колонии является отсутствие четких границ между частной и публичной жизнью. Будучи лишенным пространства личной, частной жизни, в которой воспитанник может оставаться таким какой он есть и не играть навязываемые обществом роли, помещаемый в заключение человек теряет возможность контролировать свои действия. Постоянно, круглые сутки, находясь среди других людей, заключенный не может побыть наедине с собой и своими мыслями, сосредоточиться, задуматься о своей жизни и планах на будущее, об ответственности перед близкими и т.д.
Сюда же относятся и причины, вызванные удовлетворением материальных и органических потребностей, в основном, безнравственными и неправомерными способами (вымогательство, половые посягательства, обман, шантаж, физическое насилие и др.).
Четвёртая группа причин межличностных конфликтов обусловлена возрастно-психологическими особенностями воспитанников.
В подростковом возрасте закладываются моральные качества, происходит социальное развитие, формируется мировоззрение, система оценочного суждения. Нервная система подростка, находящегося в ВК, отличается импульсивностью. У воспитанников формируется устойчивые формы межличностного поведения, черты характера, мотивация характерная этому возрасту — самопознание, самовыражение, самоутверждение. Это этап активного экспериментирования в различных сферах жизни.
Возрастно-психологические особенности несовершеннолетних осужденных, определяющими конфликтное поведение, являются: неустойчивая эмоциональная сфера, импульсивность, противоречивость; утверждение своей индивидуальности, формирование самооценки, характера; склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; формирование самосознания и возникновение социального сознания.
Так же по прибытию в ВК перед воспитанниками появляется множество противоречивых задач, для решения которых часто недостаточно способностей и опыта. Высокая психологическая напряженность также способствует проявлению конфликтности в социальном взаимодействии подростков.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является — общение со сверстниками. В ходе которого ребёнок осваивает новые формы поведения.
По мнению Г.И. Козырева, многие воспитанники испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта.
Говоря о специфических психологических особенностях подростках, следует отметить, что их отличает бедность личного опыта и отсутствие достаточных представлений о конструктивных коммуникативных навыках и эффективных формах бесконфликтного поведения с окружающим; не сформирован самоконтроль, искажено развитие эмоциональной сферы воспитанников воспитательной колонии, отсутствуют представления о позитивных морально-нравственных нормах общественной жизни.
В заключение рассмотрения особенностей межличностных конфликтов несовершеннолетних осужденных, мы обратимся к поведению в конфликтной ситуации, в конфликте. Среди несовершеннолетних осужденных ценится умение постоять за себя. Что является определённой проблемой. Бесспорно, наиболее эффективным способом разрешения конфликта является сотрудничество, поиск решений удовлетворяющих обе стороны конфликта. Однако подобная стратегия требует много времени и психических средств индивида. Более того, она не работает когда требуется мгновенное решение.
Человек должен уметь защищать себя, свою честь и достоинство. И в таких случаях стратегия соперничества необходима. Однако соперничество не должно носить глобальный характер.
Таким образом, возраст несовершеннолетних осужденных характеризуется повышенной конфликтностью во всех сферах. Однако для развития личности необходимы конфликты. Только справляясь с конфликтной ситуацией, разрешая конфликт, перебарывая противоречия, внутренние или внешние, подросток выходит на новую ступень своего развития. Отсутствие конфликтов так же опасно для нормального личностного становления ребёнка, как и наличие разрушительных, конфликтных внутригрупповых отношений.
Подросток учится разрешать конфликтные ситуации на практике, и ему необходимо ненавязчиво помочь разрешить их с максимально позитивным результатом.
Поэтому, конфликтная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как совокупность способностей, знаний, умений и навыков выявления, предупреждения, управления и регулирования конфликтов с их удержанием в конструктивной фазе имеет особое значение для благополучного регулирования межличностных конфликтов среди несовершеннолетних осужденных.
Литература:
- Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. — Рязань, 1993.
- Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп . — М.: Информпечать, 2000. — 336 с.