Автор: Крипакова Александра Витальевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.11.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Крипакова А. В. Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 486-488.



Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Ключевые слова: арктическая политика, Япония, Арктический Совет, страны-наблюдатели, Арктика

Сегодня в числе стран-наблюдателей Арктического Совета нет таких, которые бы не имели существенный вес на международной арене и не вели бы активную внешнюю политику. Особое место среди них занимают страны Северо-Восточной Азии, одной из которых является Япония.

В настоящее время это государство демонстрирует высокий экономический рост, положительную демографическую динамику и экстенсивное развитие промышленности, что предусматривает рост потребления ресурсов, как минеральных так и биологических, и соответствующий интерес доступа к новым источникам. Хотя, в первую очередь, декларируется заинтересованность в изучении климатических и экологических изменений в Арктике. Япония успешно проводит научные исследования, реализует свои проекты, разрабатывает стратегические документы, определяющие приоритеты в Арктике.

Но на данный момент правила Арктического Совета не предусматривают механизмом прямого влияния стран-наблюдателей на арктическую повестку дня и продвижения собственных позиций в регионе. Поэтому не передний план выходит сепаратное сотрудничество с арктическими государствами.

В такой обстановке крайне важным становится вопрос понимания расклада сил и выстраивания новых коалиций для достижения взаимоприемлемых целей. Именно поэтому исследование политики, осмысление целей и мотивов Японии в Арктике позволит оценить потенциал и степень влияние на освоение Арктического региона, точки соприкосновения и перспективы сотрудничества.

Интерес к Арктике Японии стал отчетливо виден в начале 1990-х годов, когда учреждается Международный Арктический Научный Комитет и страна входит в его состав как неарктическое государство. В это же время в Национальном Институте полярных исследований Японии, ранее фокусировавшемся на изучении Антарктики, появляется Центр исследования Арктики.

В 1993–1999 годах с участием Японии реализуются масштабные международные исследовательские проекты — «Программа исследования Северного морского пути (СМП)» под эгидой Исследовательского фонда морской политики при тесном сотрудничестве с Норвегией и Россией. В рамках которого, в августе 1995 года был выполнен экспериментальный рейс судном ледового класса Kandalakiha из Иокогамы до Киркенеса в Норвегии, при участии специалистов и исследователей из Японии, России и Канады.

Вторая стадия этого проекта «Программа развития и эксплуатации экологической устойчивости в странах Восточной Евразии» осуществляется в 2002–2005 годах.

Основной целью проекта является стимулирование интереса азиатских стран к СМП посредством представления информации о природных ресурсах и развитии транспортных сценариев.

Подача официальной заявки в 2009 году на получение статуса наблюдателя в Арктическом Совете становится промежуточным итогом активной деятельности в арктическом направлении Японии. Одновременно с этим при Министерстве иностранных дел Японии создается Специальная комиссия по Арктике.

В 2011 году Министерство обороны включает в ежегодный «Обзор стратегии в Восточной Азии — 2011» анализ участия в освоении Арктического региона стран АТР [1].

Обращает на себя внимание тот факт, что в данном документе Япония заявляет о своих интересах по разнообразных арктическим направлениям, говорит о сотрудничестве с прибрежным государствами Арктике.

Новый виток развития арктической политики Японии начался 12 мая 2013 года в Кируне (Швеция), когда на очередном саммите Арктического Совета страна — наряду с другими неарктическими государствами (Китай, республика Корея, Индия, Сингапур, Италия) — получила статус наблюдателя Арктического Совета.

Можно выделить ряд факторов, побудивших Японию добиться усиления своей роли в Арктическом регионе.

Во-первых, экономическая оценка и признание целесообразности использования арктических транспортных маршрутов.

Усиление внимания Японии в данном направлении наблюдается с 2010 года, когда был отмечен существенный рост навигационной активности вдоль побережья Российской Федерации.

В декабре 2012 танкер-газовоз «Река Обь», зафрахтованный компанией «Газпром», успешно завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути в японский терминал СПГ в Японии.

В июне 2015 г. состоялось совещание с участием представителей японских деловых кругов, на котором обсуждалась информация о намерении России ввести с 2020 г. ограничения на использование зарубежных судов для транспортировки нефти и газа с российских шельфовых месторождений [2].

Однако окончательный вывод о целесообразности участия в освоении СМП Япония пока не сделала. По мнению японских экспертов, многое будет зависеть от того, будут ли установленные Россией нормы и правила полностью соответствовать международным стандартам, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В качестве второго фактора, повлиявшего на желание добиться усиления роли в арктическом регионе, можно назвать повышенный спрос на энергоресурсы и потребность в диверсификации их источников.

80 % нефти, которая составляет 42 % первичного энергобаланса Японии, поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. политическое руководство поставило задачу повысить долю Японии в разработке месторождений за рубежом [3].

Поэтому на данном этапе остро стоит вопрос диверсификации источников поставок ресурсов, что позволит удовлетворить энергетические потребности страны.

Третий фактор — экологические проблемы и вопросы изменения климата Арктики, их последующие влияние на климат государств Северо-Восточной Азии.

Япония, обладающая передовым научно-техническим потенциалом, относится к Арктике как к общечеловеческому достоянию, которое нуждается в защите и сбережении [4]. Страна, инициировавшая Киотский протокол, традиционно придает огромное значение последствиям глобального потепления. В их числе — ускорение процесса таянья льда в арктических водах и сокращение площади ледяного покрова в Арктике.

Особое место в ряду арктических проблем занимают экологические риски, связанные, в том числе, с потенциально возможными разливами нефти, а также с утечкой загрязняющих веществ, в связи с возрастающей активностью навигации по СМП.

Исходя из данных факторов, можно говорить о постепенном формировании определенной Арктической стратегии Японии.

В Японии нет одного специализированного государственного органа, занимающегося вопросами Арктической политики — отдельные ее вопросы относятся к компетенции соответствующих профильных ведомств. Научными исследованиями Арктики занимается Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии. За внешнеполитический аспект арктической политики отвечает Министерство иностранных дел. А вопросы морских перевозок отнесены к ведению Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма.

Большое значение имеют научные исследования, которыми занимаются специализированные учреждения. Основным исследовательским центром является Национальный институт полярных исследований, который в основном занимается материковыми исследованиями, в отличие от Японского агентства науки и технологии моря и земли, реализующего программу океанический исследований.

В апреле 2013 г. Кабинет министров одобрил «Базовый план по океанской политике». В нем впервые были сформулированы ключевые направления арктической политики Японии: наблюдение за Арктикой и изучение арктических проблем; налаживание международного сотрудничества в регионе; изучение экономической целесообразности освоения Северного морского пути.

В области арктических исследований «Базовый план» предусматривает решение следующих задач: создание в стране сетевого исследовательского сообщества; всемерное содействие развитию международного сотрудничества, включая организацию международных конференций в самой Японии и направление японских ученых для участия в форумах за рубеж; инициирование двусторонних конференций по арктической тематике с участием всех заинтересованных стран; увеличение вклада в международные научные академические сообщества по арктическим исследованиям; расширение сети наблюдательных станций в арктических странах, в первую очередь в США и России.

В июле 2013 г. для разработки комплексной стратегии Японии в Арктике было учреждено Совещание министерств и ведомств по арктическим вопросам, которое занималось подготовкой концепции арктической политики Японии.

В октябре 2015 г. была обнародована первая комплексная концепция государственной политики в Арктике. В ней определены стратегические постулаты в области дипломатии, национальной безопасности, защиты окружающей среды, транспорта, развития ресурсов, информации, коммуникаций, науки и техники. Комплексный характер этой политики обеспечивается взаимодействием правительства, представителей промышленности и научного сообщества.

В нем поставлены следующие задачи:

− максимально использовать потенциал страны в области науки и техники;

− учитывать особенности арктической экосистемы, которая отличается большей уязвимостью и более низкой способностью к самовосстановлению;

− обеспечивать верховенство права и содействовать международному сотрудничеству;

− стремиться к тому, чтобы социальная и экономическая ситуация в регионе гармонировала с климатическими и экологическими изменениями;

− добиваться экономических возможностей использования арктического морского пути и освоения ресурсов региона.

Главной целью своей арктической политики Япония видит создание стабильной и безопасной международной среды, основанной на «общих интересах» в противовес «эгоистичным» интересам арктических стран [5]. Под общими интересами Япония понимает универсальные международные нормы и правила, а не региональные, принятые арктическими игроками.

Япония ставит перед собой задачу повысить свою роль в решении арктических вопросов и прилагает большие усилия к отстаиванию собственных интересов в Арктике в тех международных организациях, сфера деятельности которых охватывает Арктический регион. Страна заинтересована в обеспечении безопасности навигации, защите окружающей среды и создании надежной системы ликвидации последствий экологических катастроф.

Литература:

  1. East Asian Strategic Review 2011. The National Institute for Defense Studies Japan. http://www.nids.go.jp/english/publication/east-asian/e2011.html
  2. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад № 26/2016 / [Т. А. Махмутов и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НПРСМД, 2016. С.42.
  3. Sinclair J. Japan and the Arctic: Not So Poles Apart // JOGMEC. 2014. Vol. 48. № 2. P. 44. http://www.iarc.uaf.edu/sites/default/files/node/4484/japan_and_the_arctic_not_so_poles_apart_sincla_96785.pdf
  4. Asari H. Recommendations for Japan’s Diplomacy. «Arctic Governance and Japan’s Diplomatic Strategy» Project. Chapter 8. P. 4. https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/2012_arctic_governance/08e-recommendations.pdf
  5. Холкина Ю. А., Крипакова А. В., Проблемы международно-правового регулирования в Арктике // Международный научный журнал Молодой ученый № 13/117 (2016). С. 603.
Основные термины (генерируются автоматически): арктической политики Японии, Арктического Совета, Арктике Японии, стратегии Японии, арктической политики Япония, прибрежным государствами Арктике, арктическом направлении Японии, полярных исследований Японии, иностранных дел Японии, Арктического региона, формирования арктической политики, Арктической стратегии Японии, арктических проблем, участием Японии, Усиление внимания Японии, первичного энергобаланса Японии, мотивов Японии, развития арктической политики, Северного морского пути, комплексной стратегии Японии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос