Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 6522 раза

Библиографическое описание:

Лобова, Т. С. Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа / Т. С. Лобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 560-564. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35665/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тьюторская деятельность — это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.

Основное направление тьюторской деятельности в колледже — это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся.

Тьюторское сопровождение является составной частью управления качеством подготовки специалистов среднего звена.

В связи с этим тьютор в сфере образования должен выполнять следующие функции:

– cопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы;

– обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей;

– проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса;

– оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы;

– организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы;

– осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора;

– организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

– обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы;

– сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта;

– разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

– разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности;

– вести рабочую тьюторскую документацию.

В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т. е. может использоваться учащимся по желанию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы ненасильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлеченность тьюторанта в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуальный характер.

Формы работы, применяемые в тьюторском сопровождении:

– индивидуальное сопровождение;

– групповое сопровождение.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

– вопросно-ответной технологии;

– проектной технологии;

– технологии работы с портфолио;

– технологии консультирования;

– тренинговых технологий;

– технологии рефлексивных сессий;

– технологии активного слушания;

– технологии модерации.

В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других — сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих — сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся.

Тьютор в колледже осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.

Тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения.

Тьюторская позиция заключена в сопровождении обучающегося в его индивидуальном движении, в помощи при его самоопределении и самореализации. Это специальная позиция, в рамках которой проводится определенная работа, не схожая ни с работой педагога в традиционном понимании, ни с работой воспитателя, ни с работой психолога, тогда как в деятельности всех участников педагогического процесса можно наблюдать знаковые признаки тьюторства.

Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, академическая подготовка, академическое, домашнее, частное тьюторство .

В контексте проводимой опытно экспериментальной работы, считая, что тьюторское сопровождение одно из наиболее эффективных способов формирования субъектной позиции обучающихся возможно предложить следующую модель тьюторского сопровождения обучающихся колледжа.

Ключевыми принципами в разработке модели тьюторского сопровождения являются:

– создание условий для вовлечения обучающихся в развитие собственной активной позиции как субъекта не только образовательного процесса, но и процесса жизнедеятельности.

– помощь обучающимся в осуществлении ценностных выборов, личного самоопределения.

– учет потребностей и интересов студента в образовательном пространстве колледжа.

Безымянный-1.jpg

Рис. 1. Модель тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа

В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом — создание такой образовательной среды, которая поможет студентам находиться в зоне ближайшего развития при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.

Задачи тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа:

  1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности;
  2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
  3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

Ценностно-смысловой компонент модели тьюторского сопровождения определяет основные подходы и принципы тьюторского сопровождения.

К методологическим подходам тьюторской деятельности нами отнесены следующие подходы:

Гуманистический подход. Это воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие, воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлении процесса сопровождения с учетом индивидуальных особенностей студентов (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Взаимодействие со студентом строится через работу с его конкретными проблемами. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому студенту.

Личностно-ориентированный подход. Предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы студентов (неодинаковые возможности и способности студентов) и создает предпосылки для большей результативности обучения. Так со студентами мы говорим о том, какими чертами характера должен обладать современный юрист, о роли образования в жизни современного человека.

Системный подход. В основе лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследование на раскрытие их целостности, на выявление типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Тьюторское сопровождение студентов основано на следующих принципах:

– принцип сотрудничества отражает право студента выступать в качестве непосредственного участника образовательного процесса, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» — социальной и индивидуально-личностной;

– принцип диалогизации отражает идею неограниченных возможностей студента на пути к самосовершенствованию в ходе общения с другими людьми. Изначально ситуация встречи преподавателя и студента всегда «неравная». В образовательном процессе колледжа должно происходить преобразование руководящей позиции тьютора и подчиненной позиции студента в позиции равноправных соучастников. Подобное преобразование имеет свои этапы, на которых тьютор создает условия для большей самостоятельности студентов, формирования у них способности к самоуправлению и ее усиления. Важнейшая его роль заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования. Нельзя забывать, что только в таком диалоге складываются условия для личностного роста и творческого саморазвития как студента, так и педагога.

– принцип активности понимается как создание условий для проявления способностей студентов самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты. То есть использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;

Ресурсный компонент модели тьюторского сопровождения студентов колледжа раскрывает основные ресурсы: личностный ресурс студента колледжа; ресурсы образовательного пространства; методические ресурсы.

Тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения — диалог, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Тьютор использует информационные технологии для организации взаимодействия со студентами на расстоянии.

Организационно-деятельностный компонент модели тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа. Сопровождая конкретного студента, решая поставленные задачи, тьютор использует индивидуальные и групповые формы организации деятельности.

В целях определения и повышения эффективности тьюторской работы со студентами юридического колледжа необходимо выделить аналитико-результативный компонент модели тьюторского сопровождения. Его основу составляют образовательные результаты на различных уровнях (студент, тьютор, педагог, студенты-старшекурсники) и способы их представления.

Специфика тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа показывает необходимость комплексного результата, исходя из образовательной среды. Рассматривая результат как конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично), мы рассмотрели особенности достижения результата тьюторского сопровождения студентов юридического колледжа через понятие образовательная среда.

Образовательная среда — подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности. В тьюторском сопровождении студентов важно создание личностно-ориентированной образовательной среды, которая включает в себя: наличие компетентных специалистов; наличие взаимодействующих организаций, психолого-медико-педагогического консилиума; материально-техническое обеспечение; наличие коллектива единомышленников; цепочку образовательных событий.

С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты.

Результаты на уровне тьютора:

– наличие плана реализации индивидуального образовательного маршрута студента;

– набор диагностического инструментария;

– портфолио тьютора.

Результаты на уровне студента:

– наличие индивидуального образовательного маршрута студента;

– адаптация студента в жизненном пространстве;

– компетенции студента позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

– успешность студента (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

– ценностные установки и ориентации студента;

– повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера студента.

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Тьютор-школе. //Директор школы. — 2011. — № 8.– С. 87-90
  2. Башкатов И. П., Сергеева Т. А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица».‑ 2011.‑ № 9.‑ С.13-18
  3. Старостина Е. А., Щеглова Е. М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы IVМеждународной научно-практической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. — М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сопровождение студентов, индивидуальная образовательная программа, образовательная среда, юридический колледж, студент, создание условий, сопровождение, деятельность, индивидуальный подход, образовательный процесс.


Задать вопрос