Автор: Герб Анна Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Герб А. А. Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 262-264.



В период с 2014-2015 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о разработке ряда мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия между государственными органами и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в ходе осуществления первыми своих полномочий, в том числе и в ходе исполнения контрольно-надзорной деятельности. Уполномоченными министерствами разрабатывались комплексы мер, которые способствовали бы снижению административного давления на бизнес и повышению темпов развития предпринимательства как одного из факторов экономического развития страны. [1]

Одним из способов достижения поставленной цели является внедрение риск-ориентированного подхода в сфере контрольно-надзорной деятельности. Сущность этого подхода состоит в дифференциации интенсивности проведения проверочных мероприятий в зависимости от риска причинения ущерба общественным отношениям от результата деятельности соответствующих поднадзорных субъектов и заимствован из правоприменительной практики органов зарубежных стран. [2, с. 17]

В стороне не осталась и Федеральная налоговая служба, как один из важнейших органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность за субъектами предпринимательства. Так, Распоряжением от 27 июля 2015 года № 130 «Об утверждении плана мероприятий Федеральной налоговой службы по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» был утвержден план пилотного проекта по внедрению данного подхода. План содержит 5 разделов: нормативное правовое и методическое обеспечение, организационно-управленческие решения, информационно-аналитическое обеспечение, кадровое обеспечение, анализ эффективности внедрения риск-ориентированного подхода.

В плане проекта были дифференцированы риски, в зависимости от вида проверок: камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В плане обозначены мероприятия, которые в большинстве случаев предполагают внесение изменений в нормативные документы: налоговый кодекс, то или иное постановление, приказ. Обозначены также ответственные исполнители за совершение этих мер, сроки исполнения и формы реализации.

Введение риск-ориентированного подхода направлено на возможность учесть существующие риски, вовлечь субъекты предпринимательства в процесс обеспечения достоверности и законности налогообложения, а также обеспечить субъекты предпринимательства инструментами защиты собственных финансовых интересов при взаимодействии с органами власти. [3, с.176] В масштабах национальной экономики нововведение направлено на повышение прозрачности экономики вследствие выявления и сокращения ее «теневого» сектора, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Кроме того, риск — ориентированный подход в деятельности налоговых органов предполагает выявление рисков на всех стадиях контрольной работы при проведении камеральных проверок, предпроверочного анализа, выездных проверок, взыскания налоговых доначислений, досудебных и судебных разбирательств, что существенно сокращает затраты рабочего времени налоговых инспекторов и позволяет охватить более широкий круг налогоплательщиков. [4]

Механизм применения риск-ориентированного метода выглядит следующим образом: посредствам разработанной налоговыми органам «Концепции планирования выездных налоговых проверок», которая была утверждена в 2007 году [5], определяется список налогоплательщиков, чья деятельность будет подвергнута проверкам. Основными принципами концепции являются:

1) Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;

2) Своевременность реагирования на признаки налогового правонарушения;

3) Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;

4) Обоснованность выбора объекта проверки.

Проверкам в первую очередь должна подвергаться деятельность тех налогоплательщиков, за кем ранее были выявлены случаи нарушения налогового законодательства: это может быть как неуплата налоговых платежей, уклонение от уплаты пеней и штрафов, использование разного рода схем ухода от налогообложения. В связи с этим перед налоговыми органами встает задача обеспечить качественную выборку налогоплательщиков для включения их в план проверок.

Для занесения конкретного налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки результаты его финансово-хозяйственной деятельности оцениваются на предмет достоверности. Признаками того, что деятельность осуществляется с нарушением налогового законодательства могут служить: [6, с. 89]

  1. Отражение более низкого значения налоговой базы, чем в среднем по отрасли;
  2. Отражение сумм средней заработной платы работников ниже, чем в среднем по отрасли в конкретном субъекте;
  3. Отражение в бухгалтерской отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;
  4. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов;
  5. Уравнивание сумм доходов и расходов у индивидуальных предпринимателей;
  6. Нецелесообразное привлечение большого числа подрядчиков и контрагентов;
  7. Частое снятие с учета и смена места постановки на учет в связи с изменением местонахождения.

Средствами, с помощью которых в настоящий момент осуществляется классификация налогоплательщиков с позиции налоговых рисков являются:

– использование информационных ресурсов налоговых органов: регистрационные данные, данные налоговых деклараций, бухгалтерская отчетность, пояснения налогоплательщика и другие;

– сведения, поступающие из внешних источников: информация, поступающая в инициативном порядке о фактах или признаках правонарушения, поступающая из контролирующих и правоохранительных органов, заявления граждан, жалобы;

– информация из органов исполнительной власти, поступающая на постоянной основе в рамках заключенных соглашений.

Все данные, поступающие из вышеперечисленных источников поступают в обработку специализированными аналитическими программами. В результате эти программно-аналитические комплексы вычисляют зоны предполагаемых налоговых рисков. Эти программы используются для предпроверочного анализа и в зависимости от назначения делятся на:

  1. «Сводный запрос»- программно-аналитический комплекс, позволяющий выстраивать аналитические таблицы по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатам налоговых проверок.
  2. «Предпроверочный анализ» — расчет аналитических показателей и формирование их для последующего анализа.
  3. «САИ_ВИ» — сбор информации о налогоплательщике из внешних источников.
  4. «ВНП-Обор» и «Отбор рисков» — построение рейтингов
  5. ПК «ВАИ» — построение графических схем цепочки поставщиков, либо взаимосвязанных лиц, схем ведения бизнеса.
  6. «ВНП-процесс» — вывод результатов проведения выездной проверки.

Важным аспектом при переходе на риск-ориетированный метод, как отмечает заместитель руководителя ведомства Даниил Егоров, является совершенствование информационных систем, организация взаимодействия всех контрольно-надзорных органов для обеспечения наиболее полного сбора информации, организация консультирования налогоплательщиков., побуждение последних на добровольную уплат налогов. [7]

В марте 2016 года Даниилом Егоровым был сформирован отчет о внедрении риск-ориентированного подхода в деятельности ФНС России, где были сформированы основные результаты. [7] Так, из документа следует, что по данным ФНС на 2007 год количество выездных налоговых проверок составляло 105,8 тыс., а на 2015 их количество равнялось 30,6 тысяч. Эффективность налоговых проверок в денежном эквиваленте, то есть выявление недопоступлений в бюджет, на 2007 год составляла 2717 тыс. руб., а на 2015 год этот показатель составил 8921 тыс. руб. Из этого мы можем сделать вывод о значительном повышении эффективности выездных налоговых проверках почти в 4 раза за исследуемый период, при сокращении их количества более чем в 3 раза. Успешным был опыт внедрения этого подхода при проверках по контролю за применением контрольно-кассовой техники. По результатам проверки в Красноярском крае были предъявлены штрафные санкции на 8.7 млн. руб. Программно-аналитические комплексы позволяют выявлять расхождения при предъявлении документов для возмещения НДС из бюджета.

Однако для усовершенствования механизма осуществления риск-ориентированного подхода целесообразно будет внести следующие предложения:

1) Организовать взаимодействие и обмен информацией между налоговыми органами и правоохранительными, таможенными органами.

2) Обеспечить возможность электронного документооборота и обмена информацией с банкам и регистрирующими органами.

3) Усилить контроль за недопущением коррупции в связи с осуществлением проверок предприятий с высокими рисками.

Следует отметить, что риск-ориентированный подход также нашел применение в различных контрольно-надзорных органах, среди которых: Росфинмониторинг, Роструд, МЧС России, Роспотребнадзор, ФМБА и другие. [8, с. 81]

Литература:

  1. Концепция проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации economy.gov.ru
  2. Домрачев Д. Г. Проблемы применения административного законодательства контрольно-надзорными органами Российской Федерации // Сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.
  3. Гринченко К. А. Практика применения внутреннего аудита налоговых обязательств на основе риск-ориентированного подхода за рубежом // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 2 /— 2016. — № 2 (7). — С. 175–178.
  4. Урывский А. И., Применение риск-ориентированного подхода в деятельности налоговых органов в России. — «SCI-ARTICLE.RU Экономика». — 2016. — № 29.
  5. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru
  6. Артеменко Г.А. Применение риск-ориентированного подхода в методике налогового контроля. — Journalofeconomicregulation (вопросы регулирования экономики). — 2011. — № 2. — С. 84-96.
  7. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности ФНС России: основные результаты. Открытое правительство: http://open.gov.ru/
  8. Селина М.В. Внедрение риск-ориентированного подхода в методику налогового контроля. — «Молочнохозяйственный вестник» — 2013. — № 3(11).- С. 77-82
Основные термины (генерируются автоматически): налоговых проверок, выездных налоговых, налоговых органов, выездных налоговых проверок, деятельности налоговых органов, планирования выездных налоговых, Российской Федерации, налоговых обязательств, налоговых рисков, деятельности ФНС России, результатам налоговых проверок, Эффективность налоговых проверок, Федеральной налоговой службы, выездных налоговых проверок», налогового контроля, выездных налоговых проверках, ресурсов налоговых органов, сумм налоговых вычетов, количество выездных налоговых, налоговыми органами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос