Автор: Волкова Елена Мирославовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Волкова Е. М. К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 459-462.



В современном обществе экономические, дипломатические, политические, культурные отношения связаны с определенными нормами, касающимися прав и морали.

История развития профессиональной этики берет свое начало еще с древних времен, но особую распространенность получила в XX веке, когда появилась прикладная этика. К данному направлению относятся, например, различные кодексы, вырабатываемые политическими партиями или кодексы чести, предлагаемые корпоративными организациями и группами, религиозные кодексы и т. д.

Под профессиональной этикой обычно понимается некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Иной раз, специфические объекты и орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи в профессиональной области обусловливают возникновение ситуаций, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. В указанных примерах периодически появляются некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилеммы.

Выявлено, что этические кодексы — это документы, систематизирующие принципы, ценности и нормы поведения государственных служащих, сформированные и сформулированные в результате обработки и систематизации информации об ожиданиях общества и о требованиях, предъявляемых им к чиновникам. [1]

Безусловно, выполнение требований профессиональной этики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессиональной деятельности, а с другой — защищает клиента и общество в целом от недобросовестных профессиональных действий. Неуклонное следование указанным требованиям означает для специалиста высокую профессиональную репутацию. Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Сотрудники государственных служб являются ярким примером в подтверждении вышесказанного. [2]

Работа в органах государственной службы предполагает постоянный контакт с общественностью, что в свою очередь ведет к активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности.

Правила этикета, которым необходимо следовать на государственной службе, базируются на нормах морали. В современной практике государственной службы конкретизируются моральные ценности. Такие черты, как долг, честность, трудолюбие, пунктуальность, ответственность, гуманизм являются базовыми для этой профессии и квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, уклонение от ответственности и другие оцениваются как аморальные. [3]

В основе права лежит нравственность. А так как государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность государственного служащего, безусловно, основывается на моральных нормах. Нормы морали отличаются от правовых тем, что они, к сожалению, не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах.

После включения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, перед жителями этих регионов встала проблема: как жить по новому для них законодательству. С целью урегулирования переходных вопросов был принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также ряд других нормативных актов. [4]

Основной переходный период был установлен до 1 января 2015 года. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на присоединяемых территориях на момент присоединения — автоматически признавались гражданами России. Отказаться от признания гражданином РФ можно было только в течение одного месяца с момента присоединения. Следует отметить, что существующие в России ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы лицами, имеющими гражданство иностранного государства, начали действовать на территориях Республики Крым и г. Севастополя лишь по истечении одного месяца со дня принятия их в РФ. [5]

Сотрудники органов прокуратуры, бывшие сотрудники органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, сотрудники органов управления и подразделений гражданской защитыУкраины, работавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, на день принятия в РФ, сохранили преимущественное право на поступление в соответствующие органы РФ, создаваемые на этих территориях, при наличии у них гражданства РФ, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства РФ и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством РФ. При этом их образование, квалификация, специальные звания, документы о прохождении службы, о классных чинах и сроках выслуги в этих классных чинах. в Украине признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов, и предоставляют их обладателям те же профессиональные права. [6]Что же касается ФСКН, то соответствующая госструктура в Украине отсутствовала. Вновь создаваемые на присоединенных территориях подразделения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ наполнялись за счет сотрудников милиции, налоговой милиции, службы безопасности и таможенной службы. Для поступления на службу в ФСКН, необходимо было получить гражданство РФ и соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам этих органов, знать законодательство России в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Испытательный срок при этом не устанавливался, признавались образование и квалификация, были учтены срок службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции, службе безопасности и таможенной службе Украины, имеющиеся у них специальные (воинские) звания и сроки выслуги в этих званиях. Эти условия и требования сохранились при поступлении в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы военнослужащих органов военного управления и воинских формирований Республики Крым. [7]

Кодексэтики и служебного поведения государственных гражданских служащих в вышеуказанных органах Республики Крым был разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Типового кодекса государственных служащих РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов [8]

Целью указанного кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Действие кодекса этики осуществляется на двух уровнях, обеспечивающих единство этических принципов государственной службы и в то же время позволяющих учитывать ее особенности в зависимости от специфики субъекта власти, государственного органа или учреждения.

Исходными для профессиональной этики государственного и муниципального служащего являются нравственные принципы, которые выражают требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой, с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы. [9]

Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих, перечисленных в Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым, являются:

– принцип служения государству и обществу;

– принцип законности;

– принцип гуманизма;

– принцип ответственности;

– принцип справедливости;

– принцип лояльности;

– принцип политической нейтральности;

– принцип честности и неподкупности. [10]

Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или модифицировать просьбам о некоторых услугах. [11]

В организации госслужбы и ее функционировании существует много специфических моментов, которые действуют, к сожалению, в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Специфическая форма оплаты труда, особый характер текучести рабочей силы, территориальное устройство и другие особенности государственной службы негативно влияют на мораль.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод, злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы, наличие личной корысти. [12]

В указанном кодексе четко прослеживаются требования к этике управления, исполнительской дисциплине, деловому общению и моральному облику, а также обязанности государственного служащего и к чему он должен быть призван.

Существует весомая разница между понятиями призыва и обязанностей. Призыв можно квалифицировать как свободную возможность к совершению каких-либо положительных или отрицательных действий, допущенных законом, обычаем или каким-либо другим источником права. Обязанность — это вынужденность каких-либо положительных или отрицательных действий. [13]

Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность. [14]

Из этого следует, что государственная служба — это не только профессия, но и образ жизни. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и регулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному служащему мер юридической ответственности. [15]

Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании.

Соблюдение его становится мерилом не только культуры государственного служащего, но и его компетентности и профессионализма.

Будем надеется, что при соблюдении норм этикета государственными служащими, повыситься авторитет государственного органа, в котором они работают, а также укрепиться связь сотрудников органов власти и управления с населением. К сожалению, как показывают исследования в данной области, сами по себе этические кодексы не решают этических проблем служебной деятельности госслужащих. Эти документы входят в систему управления их нравственным развитием, определяя его цели, являясь основанием процесса этического регулирования и саморегулирования.

Безусловно, государственный служащий несет личную ответственность за свои действия. Она предполагает наличие у этого субъекта собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности,

Литература:

  1. Абрамова Л. П. Этика государственной службы. Спб. — Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. — 81 с.
  1. Гончаров В. В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти// Современное право-2009.-№ 6-С.10.
  2. Мошарев В. Н. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы// Государственная служба: вестн.СЗАГС-2007.-№ 1.- С47.
  3. Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. № 147 "О признании Республики Крым"
  4. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 "Об образовании Крымского федерального округа"
  5. Указ Президента РФ от 14 апреля 2014 г. № 233 "О некоторых вопросах кадрового обеспечения судов Российской Федерации, органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, создаваемых на территориях Республики Крым и г. Севастополя, Указ Президента РФ от 25 марта 2014 г. № 175 "О некоторых вопросах поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя"
  6. Указ Президента РФ от 7 апреля 2014 г. № 212 "О некоторых вопросах поступления на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками органов внутренних дел, органов и подразделений налоговой милиции, службы безопасности и таможенной службы, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя", Указ Президента РФ от 20 марта 2014 г. № 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы
  7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010г.)
  8. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002.№ 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственного служащего»
  9. Указ Главы Республики Крым от 25 июля 2014 года № 163-У «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым»
  10. Оболенский А. Ю. Государственная служба: Учеб. пособие. — К.: КНЕУ,2003. — 344с.
  11. Зотов М. Д. Функционирование ведомственных и региональных кодексов этики государственных служащих Российской Федерации// Социология власти.-2012.-№ 2.-С.202
  12. Осипова И. Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. — М.: Форум, 2009. — 121 с.
  13. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: учеб-практ. пособие.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. –С.27.
  14. Зотов М. Д. Кодексы этики как механизм управления.Дисс. … канд. соц. наук. М., 2013. С. 16
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Крым, служебного поведения государственных, территориях Республики Крым, государственного служащего, государственных служащих, Российской Федерации, государственной службы, государственных гражданских служащих, поведения государственных гражданских, гражданских служащих Республики, служащих Республики Крым, Указ Президента, формирований Республики Крым, налоговой милиции, государственных служащих РФ, поведения государственных служащих, граждан Российской Федерации, внутренних дел, органов внутренних дел, подразделений налоговой милиции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос