Авторы: Пашнева Виктория Анатольевна, Лепетуха Нина Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Пашнева В. А., Лепетуха Н. В. Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 571-574.



Главной особенностью функционирования ребенка (субъекта) в процессе познания и деятельности, осуществляемой с целью получения социального опыта, является игра. Организация пространства для игры, содержательная наполняемость жизни ребенка определяют предмет и контекст игры, составляют, в конечном счете, «ту драму, которую переживает ребенок» [1], наполняют сознания ребенка, определяют его базисные оценочные отношения к миру. Познавать мир играя для ребенка тоже самое, что для взрослого становиться личностью, постоянно совершая над собой усилие, усилие «быть человеком» [2]. Поэтому мы определяем игру как основной вид познавательной деятельности — дошкольника, со всеми сложностями, преодолениями, победами и поражениями — это труд постижения, труд созревания, труд узнавания и осознания себя в этом противоречивом мире. И действительно, самое сложное занятие в этом мире — быть ребенком, а современным ребенком особенно.

Как воспитать в детях взгляды на мир, природу, общество никак на источники сырья, объекты различных манипуляций, а как на органическое целостное пространство для духовного развития человека? Этот вопрос решают педагоги, родители, бабушки, дедушки, модернизировать систему образования и воспитания, развивая субъект-субъектные отношения, устанавливая равноправие в отношениях «взрослый — ребенок» и упуская из виду то, что равноправные отношения возможны в процессе воспитания только при осознанном соблюдении воспитателя и воспитуемого прав и обязанностей — закона, регулирующего безопасность, гармоничность этих отношений.

Дошкольники — это люди, свободные во всех отношениях, это представители мира, в котором гласит один закон: «я хороший, мир — хороший, и всё, что я совершаю, хорошо», закон позитивного восприятия мира и отношение к нему. Этот возраст отличает невиданная познавательная активность и преобразующая исследовательская деятельность. Бушующее познания ребят зачастую наталкивается на осторожность, тревожность, стереотипы, взрослую творческую леность и ограниченность. Пришло время задуматься серьезно над тем, почему старания педагогов, родителей не достигают того эффекта, которого они предполагают достичь. В чем причина? На наш взгляд, необходимо изменить отношение воспитателей к труду ребенка, предложите педагогам вдумчиво следовать за малышом, не пугая и не ограничивая его молниеносными, зачастую надуманными и сомнительными педагогическими инновациями, внедряемыми в процесс его воспитания и развития, терпеливо создавая воспитательные ситуации и организуя пространство для естественной жизнедеятельности детей. Взрослый должен осознавать при этом, что каждое мгновение жизни у ребенка и без того ново, что каждая ситуация является носителем нового опыта, что каждая событие погружает его в качественно новые условия взаимоотношений. Воспитатель дошкольного учреждения к своей профессиональной деятельности должен относиться как к исследовательской, в которой предметом исследования (и одновременно объектом воздействия) должен быть играющий ребенок. Суть профессионального воспитательного воздействия педагога на ребенка в том, что воспитатель (может в силу своей профессиональной компетентности) не только воспринять то, что еще не доступно ребенку «изнутри», но и предугадать это непонимание, отреагировать на это, перевести непонятное для дошкольника на язык осознаваемых им смыслов. Иными словами, необходимо выстраивать субъект- субъективные отношения с малышом, основываясь на методологии Л. С. Выготского, его генетическом законе развития, который до сего времени является объясняющим и определяющим инновационное воспитание, обучение, развитие особенно в дошкольном детстве.

Отсюда основной инновационной задачей воспитателя становится создание (моделирование, проектирование) воспитательной ситуации в контексте игрового занятия. При этом основными целями игрового занятия являются, с одной стороны, создание условий для развития определенных умений и навыков, а с другой стороны, создание преобразующей ребенка воспитательной среды, в которой формируются определенные качества личности дошкольника, определяется зона ближайшего развития. При этом создание воспитательной среды, с точки зрения повышения эффективности воспитательного процесса, должно стать основным для приложения усилий педагога.

Игровое занятие, рассматриваемое как воспитательная среда, позволяет соотнести качество действий воспитателя с количеством приобретенных ребенком умений и навыков за определенное время, выявить соответствия плана воспитательного воздействия его результату и оперативно внести коррективы в организацию воспитательного процесса.

Таким образом, игровое занятие, путем концентрации внимания к погружению объекта воспитания (ребенка) в условия воспитательного пространства, предполагающего возникновение обоюдного познавательного интереса у воспитателя и воспитуемого к исследовательско-игровой и продуктивно-игровой деятельности, будет обеспечивать ситуационную направленность всего процесса воспитания, органично переходя воспитательно-образовательный процесс подготовки к школьному образованию.

Педагог в сфере дошкольного образования, как никто другой в педагогике, должен осознавать сегодня, в чём смысл «подготовки ребенка к школе» — в воспитании у ребенка желание познавать и (через преодоление лености ума) ощущать удовольствие от приобретенных знаний, умений, навыков.

Когда мы рассматриваем дошкольников в совокупности с его основными свойствами познания и деятельности, мы приходим к центральному понятию психологии дошкольного возраста — «играющий ребенок». Наверное, тождественными этому понятию должны стать, прежде всего, понятие «познающий» и «исследующий», но ни в коем случае не «разрушающий» и «мешающий». Понимая и принимая специфику восприятия окружающего мира ребенком и осознавая его состояние эффективной самореализации познание мира и собственных возможностей, осмысление результата своих действий, воспитатель иначе рассматривает собственные действия по организации и проведению занятий с детьми.

Основным педагогическим условием любого занятия в дошкольном образовательном учреждении становится модель игрового занятия, предусматривающая погружение ребенка в содержание воспитательной ситуации, которая подвергается изменениям в зависимости от конкретных целей и задач воспитания, определённых возрастом особенностями личности ребенка, требованиями социальной среды. Главное предназначение воспитательной ситуации — адаптация к действительной ситуации (той, какая она есть).

Модель игрового занятия сочетает в себе не только различные формы воспитания и обучения, но и способы и методы погружения воспитательную среду. Причем с реализацией полного суммарного плана игры, предполагающего и развитие сюжетной линии, и погружение ребенка в событийно-ситуационный контекст. Отсюда игровое занятие можно рассматривать как универсальную технологию подготовки ребенка не только в школьной жизни, но и к жизни в социуме.

Качество управления процессом проведение игрового занятия в этом случае определяется уровнем компетенций воспитателя:

1) результативностью действий воспитателя по управлению поведением ребенка;

2) результативностью деятельности воспитателя по проектированию занятий и их проведению, то есть определению и выявлению значимой для воспитателя тема занятия.

Это позволяет освоить воспитателю инновационную систему адресной работы в группе дошкольников как одну из ступеней опережающего обучения парадигме личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Если игровое занятие имеет познавательно-деятельностный характер (учит ребенка тому, что он познаёт и как он с этим действует) с определёнными требованиями времени ситуационной направленности, мы получаем возможность управлять состоянием ребенка.

Достижение результативности воспитательного воздействия на ребенка обеспечивается путем развития профессиональных и личностных компетентностей воспитателя, путем установления целей воспитания и определения задач для достижения этой цели.

Таким образом, сценарный процесс воспитания (модели, проекты) в игровом занятии позволяет воспитателю обеспечить максимальную концентрацию внимания и возникновение у детей интереса к исследовательской игровой деятельности, имеющей ситуационную направленность, формируя условия для естественной реализации механизма воспитания готовности дошкольников к принятию воспитательной ситуации путем погружения их в познавательно-деятельностный процесс.

Сценарий игрового занятия для дошкольников.

Вид образовательной деятельности: Лепка.

Тип образовательной деятельности: Развивающий.

Возраст: Старший дошкольный.

Тематическая неделя ДОУ: В мире много сказок.

Тематический блок: Новые приключения Колобка.

Тема образовательной деятельности: Семья Динарика.

Цель: Приобщение к ведению межкультурного диалога с ранних лет посредством детского художественного творчества

Задачи: Закреплять знания детей о сказках (народных и литературных). Расширять кругозор, знания детей о доисторических животных (динозавры). Учиться сдавать образ динозавра из соленого теста с использованием многообразия усвоенных приемов лепки. Развивать способности к моделированию и конструированию, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, творческое мышление. Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Методы и приемы: Речедвигательный тренинг, сюрпризный момент, беседа, рассматривание и обследование, уточнение и напоминание, слушанье музыки и релаксация, словесные указания.

Материалы и оборудования: Фитнес — мячи желтого цвета, пластмассовое разъемное яйцо с фигуркой динозаврика Динарика, ящик с песком для игр в помещении, шифоновое покрывало белого и зеленого цвета, макет доисторического ландшафта из цветного картона, мелкие фигурки динозавров из «киндер-сюрприза», набор резиновых игрушек — образы животных (ящерица, черепаха, крокодил и лягушка, аудио и видеоносители; столы двухместные, дощечки для лепки, клеенки для столов, лотки с влажными салфетками, емкости для воды, контейнеры с соленым тестом, кисточки, салфетки для кисточек, стеки и скалки; бросовый материал: флаконы из под туалетной воды, мелкие камешки и ракушки, бусинки и скорлупа фисташек, семена подсолнечника и тыквы, зубные палочки.

Предварительная работа: Проведение непосредственно образовательной деятельности (рисование, коллективное творчество) «Дракон семиголовый»; разучивание стихотворения Г. Остера «Дракон»; проведение творческих этюдов с муз. сопровождением С. и Е. Железновых «Черепашонок», «Крокодил».

Рассматривание иллюстративного материала: И. Яковлева «Палеонтология в картинках» издательство «Детская литература», 1977 г.

Общая длительность деятельности: 35 мин.

Вступительная часть: 2 мин.

Организационный момент: «Непослушный колобок» — 30 с.

Речедвигательный тренинг: «Я веселый Колобок» — 1,5 мин.

Познавательная часть — 10 мин.

Беседа — «На лесной полянке» — 3 мин.

Музыкально-ритмическое упражнение: «Крокодил» — 1 мин.

Релаксация: «Необычная находка» — 1 мин.

Игра с песком: «В парке Юрского периода. Археологи» — 5 мин.

Основная часть — 15 мин.

Работа в материале: «Волшебное тесто».

Заключительная часть — 3 мин.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Динозавры».

Ход образовательной деятельности

Дети входят в «ТекаДом» в сопровождении воспитателя, становятся в круг в центре комнаты.

Проведение установочного момента «Лучи солнца».

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку.

Педагог: Ребята, я вновь обращаюсь к вам с просьбой спасти от беды озорного Колобка. Как вы знаете, Колобок попался Лисе на зубок, силой своего воображения мне удалось превратить его в этот большой фитнес-мяч — помогите Колобку убежать от коварной плутовки.

Проведение речедвигательного тренинга с использованием гимнастического оборудования — мячи для фитнеса желтого цвета.

Я веселый Колобок

У меня румяный бок.

Я от бабушки — ушел

И от дедушки — ушел,

И от зайца — ушел,

От медведя — ушел,

И от волка — ушел,

От лисы спешу, бегу –

Путешествовать хочу.

(Дети выполняют ритмические подскоки, сидя на мячах, стараясь удержать равновесие и четко произносить слова стихотворения).

Педагог: Ну вот, убежал наш Колобок далеко, далеко и очутился на лесной полянке. Взгляните с кем повстречался наш озорник. (Дети рассматривают резиновые игрушки — образы животных). Как вы думаете, из каких сказок эти животные? (Педагог демонстрирует по очереди следующие персонажи: ящерица («Хозяйка медной горы»), черепаха («Приключение Буратино», «Я на солнышке лежу»), змея («38 попугаев», «Змей Горыныч и Илья Кожемяка»), крокодил («Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденное солнце»).

Давайте изобразим одного из героев, внимательно слушайте песенку и выполняйте движения вместе со мной.

Проведение ритмического упражнения «Крокодил» из сборника «Ритмика» С. Железнов.

Педагог: У всех этих животных есть общий родственник, живший тысячелетие назад, вслушайтесь в его шаги и песенку, отгадайте кто это (звучит фрагмент музыки Вагнелиса «Океан»).

Педагог: Мы оказались с вами у подножия самой высокой заснеженной вершины, где нас ожидает сюрприз (педагог демонстрирует пласстмасовое яичко и предлагает узнать кто вылупиться из него, а дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает белое покрывало, демонстрирует исторический ландшафт и «вскрывает скорлупу» — происходит рождение динозавра Динарика). Маленькому динозаврику Динарику очень грустно и одиноко — давайте отыщем его родственников и соплеменников в толще песка (проводится игра «Археологи»: дети встав вокруг ящика с песком с закрытыми глазами на ощупь «проводят раскопки»).

Взгляните, ребята, вокруг скал собрался весь род динозавров — травоядные и хищные ящеры. Самыми большими и сильными ящерами на Земле были динозавры, что значит «удивительные ящеры». Самыми страшными и кровожадными были динозавры «Тиранозавры», а самым отважным и быстрым из травоядных динозавров был «Анкилозавр» похожий на гигантскую кедровую шишку с костяными чешуйками на спине и хвостом с шипастой дубинкой на конце. У воды обитали «Гесперорнисы» неуклюжие длинношеи динозавры, а саамы крупный из них морской ящер «Мозазавр». Самым прожорливым из всех травоядных динозавров был «Диплодок», имевший внушительные размеры. А вот его собрат «Стегозавр» хоть и жевал постоянно, но оставался небольших размеров и предпочитал жить в прибрежных зарослях. Среди динозавров был и такой, что носил при себе отопительное устройство: на спине у него был высокий, как парус гребень на костяных подпорках. Чуть выглянет солнышко — подставит высокий гребень «Эдафозавр» под его лучи, быстро нагревается гребень и бежит тепло по телу ящера. В гигантских древних болотах жили прабабушки теперешних лягушек — «Стегоцефалы», которые имели по три глаза на голове: «Спит глазок, спит другой. А третий, на самой макушке, не спит — сторожит». (Дети рассматривают и обследуют найденных ими в песке фигурки динозавров).

Вот и собрались все динозавры отпраздновать день рождения Динарика. Может и нам сделать имениннику подарок? Давайте позовем на помощь наше волшебное тесто. В доме всегда найдется предмет уже отслуживший свое и превратившийся в мусор. Но мы с вами известные волшебники, скульпторы — кудесники и можем преобразить даже такой хлам (демонстрирует флаконы от духов) в полезную вещь — сувенир в подарок Динарику «Портрет динозавра».

(Детей приглашают в творческую мастерскую, педагог уточняет название и порядок использования различных инструментов и оборудования, а также предлагает использовать различный бросовый материал для детализации образа динозавра или украшения подделки). Педагог оказывает словесную помощь и вступает в сотворчество с детьми, требующими особого внимания, побуждая основную часть работы выполнить ребенку. Готовые работы размещают на отдельном столе. Педагог предлагает двум — трем детям рассказать о новых друзьях Динарика. От лица игрового персонажа детям предлагается посмотреть мультфильм «Динозавры».

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.- Т. 3: Проблемы развития психики.
  2. Устомский А. А. Собрание сочинений: в 4 т. / А. А. Устомский. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1950.- Т. 1: Учение о доминанте.
  3. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.-319 с: ил. — (Школа развития).
  4. Куцакова Л. В. 1000 развивающих игр: Для детей 5–8 лет / Л. В. Куцакова, Ю. Н. Губарева. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.- 124, [4] с.: ил.
  5. Харлампова Е. В., Корепанова М. В. Познаю себя. Методическиие рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / Е. В. Харлампова, М. В. Корепанова.- М.: Баласс, Изд-во Дом РАО, 2004. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игрового занятия, образовательной деятельности, воспитательной ситуации, игровое занятие, воспитательного воздействия, действий воспитателя, погружение ребенка, ребенка воспитательной среды, результативностью деятельности воспитателя, особенностью функционирования ребенка, наполняемость жизни ребенка, осознанном соблюдении воспитателя, воспитателя тема занятия, смысл «подготовки ребенка, особенностями личности ребенка, управлению поведением ребенка, результативностью действий воспитателя, инновационной задачей воспитателя, технологию подготовки ребенка, личностных компетентностей воспитателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос