Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 1908 раз

Библиографическое описание:

Карпинская, Г. А. Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») / Г. А. Карпинская, Н. А. Насырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35588/ (дата обращения: 24.04.2024).



В процессе бинарного урока реализуются следующие цели:

  1. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.
  2. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
  3. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.
  4. Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.

Оборудование: портрет Н. С. Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда» («Мосфильм», 1989 год).

На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.

Эпиграфы:

«Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н. Лесков «Несмертельный Голован»).

«Бойся человека, Бог которого на небе» (Б.Шоу)

Учитель литературы:

Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет.

Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда», изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

А какое впечатление на вас произвело это произведение?

Что потрясло?

Учитель обществознания.

Дайте определение понятию «социальные нормы». (Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).

Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию «отклоняющее поведение» (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).

Вводится понятие делинквентное и девиантное поведение.

Поэтому не случайна тема нашего урока.

Объявляется тема урока, цели.

Учитель литературы:

Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели.

Учитель обществознания

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Учитель обращается к схеме на доске

Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения).

Учитель литературы:

Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?

В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриархальный, косный, неподвижный.

Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?

Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова — героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: «Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…» Скука — главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. («…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…»)

Выводы тезисно записываются всхеме: «мертвый» уклад жизни купчихи Измайловой, «высокий забор купеческой усадьбы»; скука.

Учитель обществознания:

Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение — результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)

Учитель литературы:

Каково же окружение Измайловой?

5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.

Образ Сергея. «Всем вор взял — что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!»

Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста).

Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме).

Учитель обществознания:

Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?

(Ценностно — нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное — общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Учитель литературы.

Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.

Вопросы:

Какие черты характера вы можете выделить в героине?

Главное свойство натуры — решительность: гл.4 «…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя».)

Сравните со словами короля Макбета о решительности.

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

— Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке)

Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:

Глава 5 («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»);

Глава 8 («Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея»;

Глава 15 («Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу».

Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся — страстность.

Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.

«Конец главы 6: «Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья».)

Учитель литературы.

Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.

Но ведь «…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н.Лесков «Несмертельный Голован»).

Согласны ли вы с этим высказыванием? (обсуждение).

Катерина Измайлова «перешагнула».

Учитель обществознания:

Как итог — ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные.).

Учитель литературы:

Анализ сцен убийств.

  1. Убийство свекра («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»).

О смерти человека вскользь, походя.

  1. Убийство мужа (конец главы 7 –гл.8)

Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью.

  1. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).

Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).

Важный этап урока — работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989, реж. Р. Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: «Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?» — заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством «собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом». Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

Обращение к эпиграфу очерка «Первую песенку зардевшись спеть». Как вы его поняли?

Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение снов в тексте.

Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто «песенку спеть»; нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле— это жизнь.

Учитель обществознания:

Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т. д.) Вводится понятие санкции (записать определение иформы)

УЧ-СЯ высказывают своё мнение, ответив на вопрос: КАК НАКАЗАНА КАТЕРИНА? Какие санкции были применены к ней? (каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение.)

Учитель литературы:

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого.

Палач — в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную «Аравию счастливую». Сергей пытался отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, — прошлое её любви.

Как показано пробуждение чувства вины?

(Глава 15: «И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей»).

Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней?

Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова эпиграфа урока? (Обсуждение).

Итоги урока:

На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога вдуше. Одной из основных черт, определяющих художественность произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае не являются типическим способность русской женщины к преступлению.

Н. С. Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений.

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли ввашем представлении понятия «любовь» и «нравственное падение»?

Основные термины (генерируются автоматически): учитель литературы, Мценский уезд, учитель обществознания, главная героиня, нравственное падение, отклоняющееся поведение, норма, отклоняющее поведение, причина, учащийся.


Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

Библиографическое описание: Назмутдинов Р. А. Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте (в помощь учителю) [Текст]

В клинико-психологической литературе используются термины «расстройства поведения», «девиантное поведение», «нарушения...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм. Причиной его является триада противоречий: в самом индивидууме, социальной группе, в обществе [3]...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть

И как следствие является одним из главных психологических условий успешного развития ребенка.

Психологическая оценка склонности воспитанников...

Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы

В литературе можно встретить такой синоним термину «девиантное поведение», как отклоняющееся поведение.

Социальные технологии по профилактике и коррекции...

В связи с чем, их действия и есть отклоняющееся или девиантное поведение.

Я. И. Гилинскй считает, что социальное неравенство есть главная причина

Литература: Гилинский Я., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения: Учебное пособие.

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными...

Существенное значение играет тот факт, кем совершается поступок и по каким причинам, какие мотивы побуждают человека к действию.

При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях...

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического...

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

Библиографическое описание: Назмутдинов Р. А. Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте (в помощь учителю) [Текст]

В клинико-психологической литературе используются термины «расстройства поведения», «девиантное поведение», «нарушения...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм. Причиной его является триада противоречий: в самом индивидууме, социальной группе, в обществе [3]...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть

И как следствие является одним из главных психологических условий успешного развития ребенка.

Психологическая оценка склонности воспитанников...

Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы

В литературе можно встретить такой синоним термину «девиантное поведение», как отклоняющееся поведение.

Социальные технологии по профилактике и коррекции...

В связи с чем, их действия и есть отклоняющееся или девиантное поведение.

Я. И. Гилинскй считает, что социальное неравенство есть главная причина

Литература: Гилинский Я., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения: Учебное пособие.

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными...

Существенное значение играет тот факт, кем совершается поступок и по каким причинам, какие мотивы побуждают человека к действию.

При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях...

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического...

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Задать вопрос